Синдром самозванца. Рецензия на сай-фай триллер В чужой шкуре

23 ноября 2020, 18:00

В украинский прокат вышел фильм В чужой шкуре — бескомпромиссный, жестокий, реалистичный научно-фантастический триллер Брэндона Кроненберга — канадского режиссера и сына того самого Дэвида Кроненберга, подарившего миру тревожные и завораживающие фильмы Автокатастрофа, Муха, История насилия.

Что касается тем и их подачи сын ушел не далеко от отца. Но что более важно — не посрамил его наследие и не затерялся в нем.

Премьера В чужой шкуре прошла на кинофестивале Sundance, по окончании которого фильм попал в отчетные списки лучших картин этого престижного смотра. А значит и в списки лучших картин года.

Видео дня

НВ
Фото: НВ

1. Сюжет

То ли немного отдаленное будущее, то ли альтернативная реальность. Женщина ищет вживленный передатчик у себя на голове, вставляет в него провод и начинает крутить присоединенный к нему прибор. Идет калибровка личности-самозванца. Потом мы видим, как она в составе других хостес поднимается на лифте в гламурный лофт, берет нож со стола и наносит им бессчетное количество ударов полноватому мужчине в костюме — одному из гостей VIP-вечеринки.

Дальше ее расстреливают прибежавшие полицейские. И тут же в другом затемненном помещении на столе приходит в себя другая женщина. Она снимает с головы шлем и идет проходить тест на полноценное возвращение: его проходят убийцы подобного рода после завершения задания. Убийцы эти работают в организации, специализирующейся на новом виде заказных преступлений. Они словно паразиты вживляют свое сознание в сознание постороннего человека и его руками выполняют заказ клиента. Чаще всего это означает чью-то смерть.

Тася Вос, так зовут очнувшуюся женщину, успешно проходит тест и коротко и некомфортно повидавшись с семьей берется за еще одно очень важное задание. Ей надо проникнуть в тело парня дочери владельца крупной компании, которая занимается сбором данных. И его руками убить и дочь, и отца. Вот только силы Таси на пределе, а парень девушки, как назло, неожиданно сильно цепляется за свое Я.

Кадр из фильма
Фото: Кадр из фильма

2. Сценарий и драматургия

Ко второму полнометражному фильму Кроненберга-младшего можно с уверенностью сказать, что его взгляд направлен в сторону научной фантастики, как формы и странных способов близости между людьми, как тем для ее наполнения. В первой картине режиссера — минималистичной фантазии Антивирус — рассказывалось о мире, где преклонение перед институтом звезд достигло дна: люди заражали себя вирусами, взятыми напрямую от персонажей с обложек таблоидов. Представьте себе вирус герпеса, как воображаемый поцелуй от Скарлетт Йоханссон.

В фильме В чужой шкуре режиссер предлагает сблизиться еще сильнее, пощупать чужую личность изнутри. Территория эта совсем неизведанная и болотистая, и Тася Вос, несмотря на весь свой опыт проникновения в чужие тела, не справляется с желанием Колина (так зовут парня дочери миллиардера) отстоять свое Я. Вполне возможно из-за нерешенных проблем в ее собственной жизни.

Кроненберг тут не дает конкретных ответов. Он даже конкретных вопросов избегает. Сюжет фильма как будто всплывает из глубины сознания режиссера, приобретает конкретные очертания, а потом ныряет обратно, вновь становясь ускользающим. При этом за историей следить надо: она здесь довольно сложная. В картине один человек сначала притворяется другим, потом становится им, потом оба становятся единым целым, а потом катастрофически расщепляются.

poster
Дайджест главных новостей
Бесплатная email-рассылка только лучших материалов от редакторов НВ
Рассылка отправляется с понедельника по пятницу

Кадр из фильма
Фото: Кадр из фильма

И вот из этого процесса, из этой борьбы можно сформировать основные смысловые узлы фильма. Понимаем ли мы сами, что такое наше Я? И в отсутствии этого понимания не притворяемся ли мы перед самими собой, нося маску и проживая не свою жизнь? И если не понимаем и притворяемся, то почему так боимся потерять свою личность?

Боимся потому, что это, по сути, все что у нас есть. Финальный рубеж, потеря которого знаменует потерю всего. Сюжетной деталью, подсвечивающей идею про потерю личности, становится деятельность компании, руководство которой надо уничтожить Тасе Вос: она направлена на сбор персональных данных. Актуальное для нашего мира дискуссионное поле. Режиссер решил пойти дальше и показал, как вслед за цифровой личностью в будущем мы можем потерять и физическую.

Фильм В чужой шкуре — иллюстрация ужаса от столкновения с этими вопросами, ужаса от потери своего Я.

Кадр из фильма
Фото: Кадр из фильма

3. Актеры и картинка

Картина получилась завораживающе красивой, безапелляционно кровавой, показательно телесной. Своим дебютом Кроненберг продемонстрировал, что с ним можно работать: здесь режиссеру явно дали больше денег. И В чужой шкуре — тот случай, когда двигателем сюжета становятся не только диалоги и действия, но и то, что называется боди-хоррором.

При этом режиссер остался верен своему стилю, пусть и обогатил его визуально. Кроненберг любит аналоговое, и здесь сохранилась его приверженность к кнопкам из первого фильма и вообще страсть ко всему ручному. Спецэффекты в фильме тоже рукотворные.

Особенно прекрасен переход Таси из своего тела в тело Колина. Она как восковая фигура формируется заново. Хрупкое перерождение. Настолько же ужасен процесс их ментального разъединения: кадр на постере фильма взят как раз из этой части.

Лента Кроненберга вообще визуально мало на что похожа. Нечто подобное можно было увидеть разве что у его отца, который тоже любил изучать психологическое через научную фантастику и видоизмененное тело.

Андреа Райсборо (Вос) и Кристофер Эбботт (Колин) сформировали уникальный актерский дуэт. В первой половине фильма работы было больше у актрисы: она до проникновения в разум Колина демонстрировала усталость, ментальное истощение от постоянных столкновений с чужими личностями. Во второй Эбботт сыграл сначала дистанцирование от самого себя, а потом страх и отчаянную борьбу за место в своей голове.

А еще здесь есть очень злой и язвительный Шон Бин в роли руководителя компании по сбору данных. И он, что редкость для актера, практически до самого конца остается в живых.

Кадр из фильма
Фото: Кадр из фильма

В чужой шкуре — вердикт НВ

9/10

Первый фильм режиссера был решен в белой, стерильной цифровой гамме, что резонировало с его вирусной тематикой. Второй получился замкнутым, клаустрофобическим. Что логично, учитывая основное место действия — разум человека.

И Кроненберг-младший, не поставив себе за цель раскрытие связанных с ним тайн, все равно проник глубже, чем многие другие до него. Обозначил основные страхи и развлек кровавой историей с увлекающими персонажами, уникальными визуальными эффектами, бескомпромиссной жестокостью, от которой невозможно оторвать взгляд.


В чужой шкуре

Possessor

2020 год

США

Режиссер — Брэндон Кроненберг

В главных ролях: Андреа Райсборо, Кристофер Эбботт, Шон Бин, Дженнифер Джейсон Ли и другие.

Показать ещё новости
Радіо НВ
X