Умерла Мария Миколайчук. В Сети вспоминают певицу и жену легендарного актера Ивана Миколайчука

Умерла Мария Миколайчук (Фото:@Мирослава Барчук/Facebook)
В среду, 1 февраля, на 81-м году жизни скончалась украинская певица, народная артистка Украины и жена легендарного актера Ивана Миколайчука Мария Миколайчук. Друзья и коллеги вспоминают ее в социальных сетях.
О смерти Марии Миколайчук сообщил Черновицкий областной совет со ссылкой на слова племянника Ивана Миколайчука Михаила Грицюка. Он рассказал, что в последние годы Мария Миколайчук тяжело болела.
Мария Миколайчук была фольклористкой, певицей, участницей трио Золоті голоси вместе с Ниной Матвиенко и Валентиной Ковальской, пела в Хоре имени Веревки и снялась в лентах Пропала грамота, Дівочі мрії, а также в эпизодической роли в культовом фильме с участием Ивана Миколайчука Білий птах з чорною ознакою. В последний раз она появилась на экране в роли Ирины Сергеевны в фильме Ми є. Ми поруч (2021) режиссера Романа Балаяна.
Иван Миколайчук женился на Марии Карпюк (Миколайчук) в 1962 году во время учебы и работы в театре-студии при Черновицком музыкально-драматическом театре им. О. Кобылянской. В браке они прожили 25 лет до смерти Ивана Миколайчука в возрасте 46 лет.

«Это в их киевской квартире Иван создал трио Золоті ключі. Оно родилось из того невероятного, поразительно органического многоголосия, которое возникло и как-то естественно слилось в три голоса в их крупной актерской компании. Невероятное по тембру меццо-сопрано Марички всегда поражало в их акапельном пении. Мне все детство будет казаться, что, когда люди так поют, то в дом заходит Бог.
Они с Валентиной Ковальской и Ниной Матвиенко появятся в Пропалій грамоті в 1972 году с прекрасным женским исполнением Розпрягайте, хлопці, коней. А потом вместе споют, запишут и так сохранят сотни украинских песен, известных, неизвестных, все — в безупречном исполнении (первая пластинка 1974 г.). И еще отдельно Маричка запишет три диска буковинских песен, тексты и ноты которых ей привез Владимир Ивасюк. Она будет до конца чувствовать обязанность напеть и сохранить в фондах Украинского радио как можно больше драгоценного материала.
Благодарю ее за нежность и тепло. Спасибо за то, что у нее всегда было на меня время и искреннее внимание. За то, что я могла жить у них месяцами, сколько бы людей и какие бы люди ни гостили в доме, какой бы занятой Маричка ни была.
Спасибо за то, что незадолго до маминой смерти все трио Золоті ключі приехало к маме, чтобы спеть ее любимую «Червону ружу». В конце вечера мамина сиделка, простая женщина, подошла к Маричке и сказала ей: «Давно у меня на душе не было так хорошо. За это я тоже благодарю сегодня Маричку Миколайчук», — написала украинская журналиста Мирослава Барчук.
«УШЛА К ИВАНУ… Прошлой ночью душа МАРИИ МИКОЛАЙЧУК рассталась со своим страдающим, выболевшим, истощенным болезнями телом. Нет уже МАРИЧКИ, но она есть и будет всегда как песенная душа самой Украины, как один из ее образов, символов, ее лучик, живой и настоящий. Ушла к своему Ивану, Ивану Миколайчуку (1941−1987), гению кино, гению украинства. Уже скоро их души будут снова вместе», — написал Сергей Тримбач, украинский кинокритик, киновед, киносценарист, действующий глава Национального союза кинематографистов Украины.

Главным признаком ее жизни было слово верность: верность Ивану, верность голосу, верность Украине. В свое время она прошла прослушивание в знаменитый в то время хор имени Пятницкого, но вернулась в Украину, в родной дом. Таких исполнительниц народных украинских песен, как Мария, все-таки было немного! Помню, как в 2000 году мы приехали с экспедицией в село Розтоки, знаменитое село, там в 1970 году снимался фильм Білий птах з чорною ознакою, как спешили в сельский клуб жители села, какими овациями они приветствовали Марию — это стоило видеть и запомнить на всю жизнь. Помню также ее концерт в Черновцах, в городском Дворце культуры аж на 3 этаже, который был организован в музее Владимира Ивасюка. Ее встретили глиницкие музыки маршем «До курки». Она была растрогана, а мы волновались, придут ли в рабочий день люди на третий этаж? Пришли!!!" — вспомнила писательница Прасковья Нечаева.
«Однажды я говорила с ней, когда писала текст об Иване Миколайчуке, была в их квартире на Березняках. Она была открыта, искренна и дружелюбна. Не сладкая, не френдли, а действительно доброжелательный, целостный народный характер. И достоинство. Ее голос, к слову, это передает. Жизнь ее вилась вокруг мужчины — из тех, что рождаются раз в сто лет, все остальные рядом — не