Женский опыт. Как изменилась жизнь и творчество украинских художниц после полномасштабного вторжения

2 января, 17:55
Работа Нины Савенко (Фото:instagram.com/oknevasnina)

Работа Нины Савенко (Фото:instagram.com/oknevasnina)

Вместе со студией DocNoteFilms, которая создала документальный сериал Мистецтво в країні війни, рассказываем о личном опыте трех художниц: изменениях в жизни и творчестве, участии в сопротивлении и преодолении стресса.

Нина Савенко

DocNoteFilms
Фото: DocNoteFilms

Нина Савенко — художница-график из художественного объединения Літографська майстерня «30». Война застала ее с семьей дома в Киеве. Художница с мужем решили никуда не уезжать, только отправили ребенка в безопасное место, а сами приобщились к волонтерской деятельности.

Видео дня

Сейчас важно было знать, что ее мастерская существует где-то рядом. Мастерская — как бункер, где все должно происходить, как в мирные времена. Однако быстро вернуться к привычной работе художнице не удалось.

«Я села впервые рисовать во время войны, и так получилось, что именно тогда появились первые новости из Бучи. И я просто не понимала — как я могу рисовать, когда мне хочется просто рвать бумагу от боли?» — говорит она.

В конце концов Нина начала рисовать снова — но не то, что она наблюдала в новостях:

«Несколько лет назад была серия [работ] Fire. Там я рисовала сгоревшие дома, горящие маршрутки… И постоянно говорила, что будет какой-то переломный момент, и этот момент дастся нам очень тяжелой ценой. Я это пережила несколько лет назад в творческом смысле.

А теперь, когда это уже все происходит, я постоянно хочу рассказывать о будущем. Мне тяжело рисовать бомбы, падающие на людей. Многие художники во время войны — они переживали ее, рисуя цветы".

И Нина рисует цветы на могиле диктатора.

Алевтина Кахидзе

DocNoteFilms
Фото: DocNoteFilms

Художница и перформер Алевтина живет на Киевщине. Она никуда не уезжала, через творчество осмысливая реальность вокруг. Художница начала дневник, где записывала и зарисовывала события вокруг — взрывы, атаку на Гостомель, отъезд соседей, продвижение войск и даже своеобразные карты окрестностей. Приобщалась и к волонтерству — разносила гуманитарную помощь соседям, а также заботилась о животных выехавших из села.

Архив своих работ Алевтина спрятала в подвал, предварительно рассортировав и подписав. Как говорит художница, она была «в своеобразном состоянии» — размышляла над тем, подходит ли влажность воздуха для хранения произведений, а еще подробно рассматривала сценарии опасностей для себя, вплоть до увечий и смерти.

Зарубежные друзья и коллеги поддерживали с художницей постоянную связь, а она пыталась объяснить, почему пацифизм — это хорошо, но не тогда, когда требуется от людей, на которых напали. В конце концов Алевтина устроила в Центре Помпиду перформанс на эту тему:

«Мы на сцене отвечаем, как некая пресс-конференция, на очень сложные политические вопросы. Вопросы типа: „Почему украинцы не сдаются?“, „Стоит ли давать украинцам тяжелое оружие?“, „Что делать со страной-террористом, которая имеет ядерное оружие?“, „Что делать с русской культурой?“. […] В этом перформансе я отвечаю на эти вопросы с четырех позиций: как турист, как медиатор, как боец и как садовник», — рассказывает она.

poster
Дайджест главных новостей
Бесплатная email-рассылка только лучших материалов от редакторов NV
Рассылка отправляется с понедельника по пятницу

Садовод объясняет проблемы вторжений простыми аналогиями — если враг уже на твоей земле, ты должен защищаться, чтобы выжить. Впоследствии эта идея развилась в масштабный проект о растительных инвазиях.

Олеся Джураева

DocNoteFilms
Фото: DocNoteFilms

Олеся Джураева — одна из самых известных украинских художниц-графиков, мастер линорита — гравюры на линолеуме. Ее работы очень узнаваемы — детальные и изящные, создание одного небольшого рисунка может занимать не одну неделю скрупулезного труда.

После российского вторжения Олеся эвакуировалась в Черкасскую область. Мастерская и привычное рабочее пространство остались в Киеве, но художница не смогла долгое время быть без любимой работы.

Олеся начала создавать серию рисунков, посвященных украинской земле. Для линорита, кроме бумаги, необходим литографский станок, линолеум, специальные инструменты, которыми вырезается рисунок, краски, которыми он заполняется. В селе ничего из этого не было — и художница попыталась делать работы с помощью грунта, воды и деревянных досок. Отражения в необычной технике удивили и саму Олесю: «Я никогда не думала, что смогу выражаться таким простым визуальным языком», — признается она.

Мастер рассказывает об одном из рисунков серии:

«[Это работа] о том, что мы стоим на своей земле. Поэтому есть сила, отвага бороться — потому что мы не пришли забирать что-то чужое. Мы здесь живем, мы здесь родились, мы обрабатываем эту землю, и, конечно, мы боремся за нашу свободу».

Показать ещё новости
Радіо NV
X