Культурный фронт. Как украинские хоры Дзвіночок и Вогник спели с The Rolling Stones — интервью

9 августа, 09:47
Артисты украинских хоров «Дзвіночок» и «Вогник» вместе с музыкантами британской группы The Rolling Stones (Фото:facebook.com/vognyk.choir)

Артисты украинских хоров «Дзвіночок» и «Вогник» вместе с музыкантами британской группы The Rolling Stones (Фото:facebook.com/vognyk.choir)

О сотрудничестве с британскими рок-легендами The Rolling Stones, важности культурной дипломатии и реакции европейцев на войну в Украине в интервью НВ рассказывает руководитель хора Дзвіночок, заслуженный артист Украины Рубен Толмачев.

15 июля 2022 года два украинских коллектива — хор мальчиков «Дзвіночок» и хор девочек «Вогник» — выступили на одной сцене с легендарной группой The Rolling Stones в австрийской Вене. Они исполнили один из хитов британских рокеров — песню You Can’t Always Get What You Want.

Видео дня

О приглашении от The Rolling Stones, европейских гастролях и юных певцах и певицах, голоса которых покоряют иностранную аудиторию, в интервью НВ рассказывает руководитель хора «Дзвіночок», хормейстер, заслуженный артист Украины Рубен Толмачев.

— Недавно вы вместе с коллективами вернулись из европейских гастролей. Расскажите, как проходил этот тур?

— На самом деле это был уже второй наш тур. И сейчас планируем третий.

С началом полномасштабной войны, когда прошли первые недели пребывания в таком шокирующем состоянии, у меня возник вопрос: нужно либо брать автомат, либо делать что-то, что можешь делать лучше других.

В первые дни наши иностранные коллеги предлагали нам помощь. Но мы отказывались, потому что было непонятно, в чем именно может состоять эта помощь. Но потом пришло понимание, что помогать нужно Украине, детям, нашим юным артистам.

Чтобы не проигрывать информационную борьбу с россией, руководительница девичьего хора «Вогник», моя жена Елена Соловей обратилась к нашим многочисленным европейским коллегам, с которыми мы встречались на фестивалях конкурсах и вместе сидели в многонациональных жюри, с идеями.

Сначала мы записали несколько мотивационных видео, которые транслировались в Познани, в Лейпциге, в странах Балтии на центральных площадях городов, на митингах в поддержку Украины. Там мы рассказывали о наших коллективах, о том, что с началом полномасштабной войны дети «рассеяны» от Португалии до Швеции.

Украинские артисты во время выступления в итальянском гроте (Фото: Ekaterina Shymko via facebook)
Украинские артисты во время выступления в итальянском гроте / Фото: Ekaterina Shymko via facebook

Затем сконструировали первый тур. Он продолжался почти месяц. В общей сложности мы дали 19 концертов в Германии, Польше, в Литве — это города Вильнюс и Каунас. Выступали в очень широком спектре: от концертных залов и кафедр до еженедельных митингов в поддержку Украины. Собрали значительное внимание прессы. После каждого концерта были выступления на региональных или центральных каналах этих стран.

Тот культурный фронт, который бурлит сейчас, должен продолжаться по крайней мере с 2014 года, но тогда это происходило, на мой взгляд, довольно вяло. А сейчас все изменилось.

— Как именно вы представили Украину во время этих выступлений? Что рассказывали о войне с россией?

— Основной месседж, который мы несли: Украина — часть Европы. Украина — это страна с древней и очень развитой культурой, культура, которую стоит защищать. Это страна, ради которой Европа должна немного пожертвовать своим комфортом, своей безопасностью, своей экономикой, потому что мы являемся частью Европы. Мы — это первая защитная стена Европы.

poster
Дайджест главных новостей
Бесплатная email-рассылка только лучших материалов от редакторов НВ
Рассылка отправляется с понедельника по пятницу

В Польше и Латвии это понимают очень хорошо, там даже не нужно никого в этом убеждать. Они понимают, что они следующие, поэтому помогают искренне. Дальше уже Германия, Австрия. К сожалению, не все иностранцы понимают, что если отдать Украину как жертву, на этом война не остановится.

Как и во время Второй мировой войны некоторые страны надеются, что они далеко от этого, и что «глубокого сочувствия и беспокойства» будет достаточно. Нет, это не так. Общее наше мнение было не просто вызывать восторг своим пением или сожаление через наше состояние, а именно нести этот месседж.

В середине июня мы вернулись в Украину и получили приглашение от наших коллег в Италии. Речь шла о небольшом фестивале, а также концертах на Сардинии.

— Как вам удалось договориться о выступлении с The Rolling Stones?

— Во ходе нашего первого турне ко мне обратились из компании, которая организовывала концерт The Rolling Stones в Вене. Где-то в сети они увидели наши выступления и поинтересовались, хотели бы мы выступить на стадионе Эрнст Хаппель вместе с The Rolling Stones.

При подготовке у нас были очень непростые организационные моменты, связанные с ковидной историей. Но выступление состоялось — 15 июля, при полном стадионе, это около 60 тысяч зрителей.

Хоры «Вогник» и «Дзвіночок» — часть Киевского Дворца детей и юношества. На фото крайней справа — руководитель «Дзвіночка» Рубен Толмачев (Фото: https://www.facebook.com/vognyk.choir)
Хоры «Вогник» и «Дзвіночок» — часть Киевского Дворца детей и юношества. На фото крайней справа — руководитель «Дзвіночка» Рубен Толмачев / Фото: https://www.facebook.com/vognyk.choir

Следует отметить, что аудитория The Rolling Stones — это десятки миллионов фолловеров и в сети, и просто так. Уже спустя час после выступления Мик Джаггер запостил совместное видео с комплиментами в честь наших коллективов. Я считаю, что такого рода события очень мощно работают на имидж Украины. Благодарю Бога, что мы получили такую возможность и ее использовали.

После этого мы отправились на Сардинию и там спели еще шесть концертов в старинных церквях, также в разных туристических локациях, природных заповедниках. Например, в европейском гроте Grotta di Ispinigoli. К нам было очень много внимания со стороны местной прессы, телевидения, вышло несколько статей.

На мой взгляд, влияние российской пропаганды на Италию достаточно ощутимо еще со времен Берлускони. Так что нам нужно было достаточно аргументированно убеждать итальянскую аудиторию, что мы поем не просто за мир, а за мир после нашей победы. Настроения там были примерно такие: нужен немедленный мир любой ценой. Однако мы с вами точно знаем: мир любой ценой с россией сейчас — это новая война через год, два или три. Поэтому приходилось все объяснять.

На каждом концерте мы продавали диски, собирали деньги для Вооруженных сил Украины. Таим образом закупили для 24-й отдельной механизированной бригады тактическое оборудование, для взвода Валерия Мирошниченко — очки ночного видения. Конечно, с масштабами Притулы это не сравнить. Но это важно для наших детей, чтобы они понимали, что не просто поют хорошую музыку — они амбасадоры своего государства, своей культуры.

— Вы подарили Мику Джаггеру вышиванку — расскажите об этом.

— Когда эта вся идея о Rolling Stones приобрела реальные черты, мы раздумывали, что ему подарить. Конечно же, украинская вышиванка — это лучшее, что может быть. Были опасения, дадут ли нам, как говорится, «доступ к телу», ведь после репетиции соблюдалась определенная дистанция. Но когда музыканты услышали наше пение, эта дистанция сразу сократилась. Они подарили нам свои диски, атрибутику The Rolling Stones. Мы сделали общую фотографию с тремя музыкантами — этого, кстати, не каждый партнер удостаивается.

Меседжи The Rolling Stones к их аудитории весьма прозрачные и сильные. Они поддерживают Украину в нашей борьбе, это очень мощный партнер.

— Расскажите об участницах и участниках хора — кто они?

— И «Дзвіночок», и «Вогник» — это коллективы Киевского Дворца детей и юношества. Наши дети — это киевляне, если рассматривать Киев как большую агломерацию. Обоим коллективам более 50 лет, мы работаем в широком репертуарном спектре: от старинной до популярной музыки. Оба коллектива получали победы в европейских конкурсах.

В выступлении с The Rolling Stones также приняла участие одна девочка из Николаева, Таня Вареник, дочь нашей подруги. Накануне выступления в Вене выяснилось, что у одного ребенка — положительный тест на ковид. Так что мы начали искать ей замену. Знали, что Таня хорошо поет. Как и половина украинских семей, Таня с мамой вынуждена была уехать в Европу, сейчас они живут в Братиславе. Зная, что мы будем в Вене, они приехали повидаться с нами. Мы проинформировали Таню о выступлении менее чем за сутки — она выучила музыкальный материал, который мы ей отправили ранее, по дороге в столицу Австрии.

— Какие у вас творческие планы с коллективами в ближайшем будущем?

— Мы планируем еще одно путешествие в Европу. У нас многолетние партнерские связи с Нидерландами, мы были на гастролях в этой стране 28 раз. С распространением ковида эта традиция прервалась, но сейчас мы постараемся ее восстановить. Это наши планы на октябрь — начало ноября.

Кроме того, мы молимся, чтобы у нас была возможность с 1 сентября начать нормальную работу в Киевском Дворце детей и юношества. Мы очень хотим провести новый набор учащихся. Наши коллективы большие, в каждом — несколько возрастных групп, это дети от шести лет. Каждый год нам требуются новые певцы и певицы. Но для того чтобы работали школы и внешкольные учебные заведения, необходимо спокойствие. Конечно же, мы продумываем и варианты для онлайн-обучения, но это все — имитация деятельности, это не работа.

Многие дети сегодня были вынуждены уехать из своих родных городов и сел, многие кружки, музыкальные школы закрывались насовсем или временно. Но мы знаем, что дети хотят продолжать петь, этот процесс должен быть непрерывным. Поэтому приглашаем всех желающих приобщаться к занятиям в хорах «Дзвіночок» и «Вогник» с нового учебного года.

Показать ещё новости
Радіо НВ
X