«Миф маэстро разрушается». Оксана Лынив об историческом выступлении на Байройтском фестивале, встрече с Меркель и стереотипах о гениальности

31 июля 2021, 15:45

Всемирно признанная украинская дирижер Оксана Лынив, которая недавно стала первой в истории Байройтского фестиваля женщиной-дирижером, стала гостьей эфира программы Новый день на Радио НВ.

Валерия Широкова: Первый вопрос довольно человеческий и наивный: что вы почувствовали после того как 12 минут раздавались аплодисменты, овации?

Оксана Лынив: Очень большую гордость за всю команду, это не только мои аплодисменты. В этом спектакле и этой постановке участвовали около 300, наверное, участников… Нет, наверное больше, потому что 145 человек в хоре, более 100 в оркестре, десяток солистов на сцене плюс целая постановочная команда.

Видео дня

Но конечно, все решает вот этот момент: я стою за пультом, дирижер отвечает полностью за музыкальное качество, за темпоритм целого спектакля, дирижер является таким сердцем целого этого огромного организма. И от меня очень многое зависит, огромная ответственность, конечно, когда я снимаю последний аккорд, буквально замолкает этот особый звук оркестра, который в Байройте из-за акустики является уникальным, и еще гаснет свет, этот блэкаут в конце; и уже начинает весь зал срываться громкими «Браво!» и аплодисментами, конечно, это такой особый момент.

Oksana Lyniv / Facebook
Фото: Oksana Lyniv / Facebook

Алла Кошляк: Расскажите, как вообще дирижеры готовятся к таким выступлениям? Есть ли у вас какой-то ритуал, чтобы настроиться на выступление?

Оксана Лынив: Дирижер должен в совершенстве знать партитуру и не только саму партитуру, которую ты будешь исполнять, а целую предысторию возникновения этого произведения. Ты должен очень глубоко окунуться в биографию композитора, в историческую среду, в которой он создал это произведение, то есть знать, что было до и после создания. Особенно таких очень важных партитур как Летучий голландец Рихарда Вагнера, ведь Вагнер был очень важным композитором, он совершил такую оперную реформу и после нее все развитие музыки и искусства в целом пошло немножко в другом ключе.

Валерия Широкова: Я ошибаюсь, или Вагнер также открывал фестиваль и дирижировал?

Оксана Лынив: Вагнер построил этот театр по своей собственной архитектурной концепцией. Это уникальный театр, в мире нет таких никаких других аналогов. Отличается он тем, что дирижерская, оркестровая яма, спрятана под сценой на глубине 12 метров, то есть на 12 метров спускаются музыканты оркестра, а солисты работают на сцене.

Рихард Вагнер основал этот фестиваль и построил этот театр еще в 1876 году и с тех пор там выступало 92 различных признанных лучших дирижеров нашего времени, таких как Герберт фон Караян, Артуро Тосканини, Зигфрид Вагнер, Рихард Штраус… Это очень-очень выдающиеся музыканты XIX и XX века. А я сейчас была первой женщиной.

Oksana Lyniv / Facebook
Фото: Oksana Lyniv / Facebook

Валерия Широкова: Почему за 145 лет этого фестиваля не было ни одной женщины-дирижера?

Оксана Лынив: Дирижер — это очень сложная профессия и это можно объяснить состоянием нашего социума. В XIX и XX веках у женщины были совсем другие позиции, совсем другое положение в отношении мужчины, а в немецких ведущих оркестрах еще даже до 1980-го года фактически было очень мало или были оркестры, где вообще не было женщин-музыкантов, не только дирижеров. Поэтому этот миф маэстро сейчас трансформируется, разрушается. И Ангела Меркель была очень горда, очень счастлива, что спектакль прошел так успешно. Я потом у нее была также на отдельной аудиенции, она очень гордится, что она это застала в свой последний год, когда она является бундес-канцлером.

poster
Дайджест главных новостей
Бесплатная email-рассылка только лучших материалов от редакторов NV
Рассылка отправляется с понедельника по пятницу

Валерия Широкова: Я прочитала в одном из интервью, что Ангела Меркель, когда увидела вас на сцене, сказала «Наконец», не знаю, насколько это правда. Правда ли это, и как произошла ваша аудиенция, о чем вы говорили?

Оксана Лынив: Конечно, это правда, потому что это произошло на официальном приеме с прессой сразу после премьеры. Прямо со сцены после аплодисментов меня провели в то помещение, где находилась Ангела Меркель со своим мужем, а также премьер-министр Баварии Зедер. Я первой получила красивый праздничный букет от премьер-министра Германии, было очень много репортеров, которые тут же попросили Ангелу Меркель и других политиков о комментарии. Я получила все официальные поздравления и было очень приятно, что госпожа Меркель захотела, чтобы я еще раз на следующий день уже пришла к ней, в ее ложу. Она вообще является вагнерянкой, и каждый год посещает Вагнеровский фестиваль, на котором присутствует по 3−4 дня. И собственно, она попросила прийти в большом антракте оперы, который продолжается целый час. И мы с ней уже общались и об Украине, и о моей учебе, и о перспективах, как попала в Германию. И я рассказывала ей о многочисленных стипендиях и конкурсах, которые я получила на своем пути. И общались, конечно, о постановке. Она еще раз рассказывала, под каким она большим впечатлением.

Oksana Lyniv / Facebook
Фото: Oksana Lyniv / Facebook

Алла Кошляк: А что вас лично больше всего поразило в немецком канцлере? Она в личном таком общении какая?

Оксана Лынив: Она очень приятная женщина, очень интеллигентная, очень такая сдержанная, скромная. Вот очень интересно было, когда мы говорили о проблематике или трудностях женщин, которые находятся на ведущих, руководящих позициях, и она сказала, что когда-то ей советовали следить за своим гардеробом, потому что гардероб должен быть обязательно элегантным и сдержанным для того, чтобы не привлекать слишком много внимания к одежде, а акцентировать внимание на важных вещах и на содержании. И не привлекать внимание каким-то внешним эффектом. Мне кажется, что она это правило постоянно соблюдает.

Валерия Широкова Если говорить о том, что женщины начинают занимать те позиции, которые ранее в истории не были занимаемы именно женщинами, был ли у вас на пути какой-то стеклянный потолок? То, что не давало вам занять ту должность, которую вы хотели, и мешало исключительно из-за того, что вы женщина?

Оксана Лынив: Возможно, это просто стереотипы нашего общества, что какая-то определенная гениальность, она предначертана судьбой от рождения только лишь мужчинам. И что женщинам никогда не будет хватать силы духа, умения и таланта, чтобы получать те же победы, которые получают мужчины. Это приходилось слышать особенно в юности, когда я только выбрала свою профессию.

Но сейчас, наверное, уже все эти успехи и все эти факты, как развивается сейчас моя творческая карьера, они доказывают обратное, что действительно, несмотря на то, что я родом из совсем маленького провинциального городка Броды, что во Львовской области, тем не менее, я уже покорила, покоряю лучшие сцены мира. Еще никогда украинский дирижер не имел чести быть приглашенным вагнеровским фестивалем, а сейчас я еще стала и первой женщиной, кто за 145 лет вошел в историю благодаря данному факту открытия и постановке Летучего голландца.

Поэтому я хочу просто быть примером для молодых людей, молодого поколения из Украины. Не только музыкантов, а вообще в целом. Просто показать, что на самом деле нет невозможного. Настойчивостью, нашим трудом, развитием своего таланта украинцы также могут быть признаны во всем мире. Поэтому для меня очень важны мои проекты с украинской талантливой молодежью. А именно Молодежный симфонический оркестр Украины, который я основала пять лет назад, и который выступает со мной на различных престижных фестивалях.

Financial Times:
Financial Times: "Байройтском Летучий Голландец наконец дирижирует женщина" / Фото: Oksana Lyniv / Facebook

Валерия Широкова: Стоит ли вас ожидать в Украине?

Оксана Лынив: Да, с 26 по 29 августа во Львове пройдет Пятый юбилейный фестиваль LvivMozArt. А также планируется концерт ко Дню Независимости в Киеве 22 августа, и в марте в Одесской Национальной опере. Приезжайте.

Редактор: Мария Кабаций
Показать ещё новости
Радіо NV
X