Тело как искусство, Инстаграм как тюрьма, смерть как освобождение: три новых фильма для домашнего просмотра

24 апреля 2021, 12:11

В условиях продолжающегося карантина и закрытых кинотеатров подготовили новую подборку фильмов, которые можно (и стоит) посмотреть в домашних условиях.

Здесь фильм тунисского режиссера Каутер Бен Ханьи Человек, который продал свою кожу, картина об обратной стороне инстаграм-блогинга Пот и новая работа южнокорейского автора Пак Хун-юнга Ночь в раю.

Видео дня

Приятного просмотра!

Человек, который продал свою кожу. Каутер Бен Ханья.

НВ
Фото: НВ

Второй фильм тунисского режиссера Каутер Бен Ханья (первый назывался Красота и собаки и безуспешно выдвигался от Туниса на Оскар) вдохновлен реальной историей из мира европейского искусства. В 2006 году бельгийский художник Вим Дельвуа вытатуировал/нарисовал на спине мужчины по имени Тим картину и решил выставить ее в музее. Через два года один немецкий коллекционер купил картину за 150 тысяч евро. Условия такие: когда Тим умрет работа на его спине будет закончена и передана каким-то образом покупателю. Пока же он должен отсидеть определенное количество часов в музеях.

Прецедент курьезный (тело человека, по сути, превратилось в не принадлежащий ему арт-объект, предмет купли-продажи), но и сам Тим, и художник Вим пока не жалуются.

В фильме Бен Ханьи все гораздо драматичнее. Здесь режиссер вместо Тима придумала мужчину по имени Сэм Али — бедного сирийца, влюбленного в женщину по имени Абир. На пути их отношений становятся богатый жених, которого родители Абир нашли своей дочери, и неосторожно брошенная Сэмом фраза про революцию, из-за которой ему пришлось бежать из страны Башара Асада.

Случайная встреча в соседнем Ливане со всемирно известным художником по имени Джоффри Годфруа становится для беженца судьбоносной. Циничный Годфруа предлагает Сэму сделку: он рисует на его спине точную копию шенгенской визы, превратив тем самым тело сирийца в арт-объект; взамен Сэм получает процент от выручки и ту самую заветную визу в Евросоюз, куда от войны сбежала его возлюбленная с ее нелюбимым мужем. Сэм соглашается.

Сирия, беженцы, шенгенская виза, современное искусство: не удивительно, что вторая работа Каутер Бен Ханьи таки поборется на Оскаре в номинации Лучший фильм на иностранном языке. Однако важно понимать, что актуальные темы здесь не самоцель, а инструменты для разговора о важном. Это роднит фильм туниски с картиной Квадрат Рубена Эстлунда — тоже номинанта на Оскар, — истории, где современное искусство становилось инструментом для сатирического препарирования европейского социума.

Бен Ханья, конечно, проходится по Европе, отстраненности и высокомерии ее институтов: чтобы туда попасть, беженцу проще превратиться из страдающего субъекта в дорогой объект — но эта тема здесь хоть и звонкая, но не главная. Смысловой узел для режиссера — это сам Сэм Али. Его путь, его решения, то, как он справляется с реакцией на них.

Таким образом, фильм Человек, который продал свою кожу — история не про кожу, а о сохранении достоинства, человеческого лица в очень непростых обстоятельствах. И об обмане лицемерной системы, которому аплодируешь. Символичным в таком разрезе становится приз за лучшую мужскую роль, который на Венецианском кинофестивале получил сыгравший Сэма Яхья Махайни.

poster
Дайджест главных новостей
Бесплатная email-рассылка только лучших материалов от редакторов НВ
Рассылка отправляется с понедельника по пятницу

Картине немного не хватает ощущения саспенса (которое здесь иногда прямо просится), но заложенных провоцирующих на размышления идей, игры актеров, красивых ракурсов для увлекательного просмотра ей хватает с лихвой.


Пот (ЗОЖ). Магнус фон Хорн.

Еще один осколок непростой фестивальной жизни 2020 года. На сей раз с отмененного Каннского фестиваля: снятая в Польше и с польскими артистами картина шведа Магнуса фон Хорна должна была участвовать в одном из конкурсов.

История опять из мира актуального: фитнес-блогер с 600 тысячами подписчиков в Инстаграме по имени Сильвия Заяц пытается выжить в непростой конкурентной среде, состоящей из сотен таких же как она тренеров-мотиваторов. И ей это более или менее удается. Картина начинается с массового концерта-разминки в одном из торговых центров, во время которого Сильвию чуть ли не носят на руках. На днях у нее запланировано интервью на телевидении. С изматывающей регулярностью ей присылают товары для рекламы.

Проблема одна — Сильвия страдает от одиночества. О чем девушка в лучших традициях инстаграм-блогеров уже успела поплакать в прямом эфире.

Фильм фон Хорна тоже обманывает ожидания. Червоточину в душе своей главной героини он показывает почти сразу, но вопреки невысказанному запросу на развитие событий, улучшение ситуации, какого-то урока и счастья в конце, режиссер оставляет все как есть. Здесь будет и неуютная история со сталкером, и с одним парнем, которому Сильвия морочит голову, и с ее мамой, которую Сильвия ревнует к ее новому мужчине (снятая с оглядкой на соседей по румынскому кинематографу сцена с домашним торжеством — лучшая в фильме), но сама героиня каждый раз будет отскакивать от этих возможностей стать другой, как мячик в игровом автомате — неизмененной.

Она предстает здесь такой бабочкой, застывшей в янтаре. Ее все устраивает, даже когда не устраивает. Ведь можно поплакать онлайн (получить сочувствие) и позаниматься в зале (получить эндорфины) и идти дальше завоевывать подписчиков.

Фильм Пот (в Сети известный под плохим названием ЗОЖ) — печальный комментарий о времени, о новой форме одиночества. Добровольного и у всех на виду.


Ночь в раю. Пак Хун-юнг.

Новый фильм видного южнокорейского автора Пак Хун-юнга. Он, среди прочего, написал сценарий выворачивающего мозг наизнанку триллера Я видел дьявола и снял гангстерскую сагу Новый мир. Криминальная драма Ночь в раю хорошо укладывается в эту линейку.

Пак Тэ Гу — командир отряда солдат под покровительством одного не очень крупного криминального босса — теряет в автокатастрофе сестру с племянницей. Заподозрив неладное, он в горестном порыве мстит боссу покрупнее. Такие вещи не прощаются, и Тэ Гу бежит сначала на остров Чеджу (крупнейший из тех, что в составе Южной Кореи), чтобы пересидеть там пару недель у знакомых его начальства, а оттуда планирует отправиться во Владивосток.

Все, однако, оказывается гораздо сложнее. И не по плану.

Пак Хун-юнг вообще король драматических поворотов современного южнокорейского кино. Они у него резки и непредсказуемы. Как следствие удивленного зрителя носит из жанра в жанр, из одной эмоции в другую. Так и в фильме Ночь в раю, который стартовав мускулистой гангстерской историей с одним человеком по центру, в момент приезда Тэ Гу на остров меняет темп и расширяет линейку отличных персонажей, подключив к первой личной драме вторую.

История любви двух приговоренных к смерти, в которою ближе к середине превращается фильм, — нечто давно невиданное в мировом кинематографе. Кровавый криминальный триллер, в который превращает свой фильм Пак Хун-юнг под конец, надолго впечатается в память.

Режиссер чуть растягивает некоторые сцены, снижая градус адреналина и давая зрителю подготовиться к следующему драматическому повороту, но из-за этого его фильм не становится скучным. Скорее даже более кинематографичным, зрительским: для хорошей манипуляции эмоциями нужно время.

Показать ещё новости
Радіо НВ
X