Украинский взгляд на войну, Энтони Хопкинс борется с потерей памяти, семью атакует подводный монстр: три фильма для домашнего просмотра

3 апреля 2021, 10:30

В нашей новой подборке — три новых фильма, которые можно посмотреть дома, пока кинотеатры остаются закрытыми.

Хорошего просмотра!

Этот дождь никогда не кончится. Алина Горлова.

@НВ
Фото: @НВ

Документальный фильм Алины Горловой про войну на Донбассе и в Сирии можно посмотреть онлайн в рамках фестиваля DocuDays. Он будет доступен на их сайте до 4 апреля. Мировая премьера ленты состоялась еще осенью, 19 ноября, в рамках престижного Международного фестиваля документального кино в Амстердаме IDFA. Там же картину поддерживали финансово на протяжении ее производства, там же Алина Горлова получила награду за Best Film in the First Appearance competition.

Видео дня

В фильме рассказывается история молодого парня по имени Андрей Сулейман — наполовину курда (по папе), наполовину украинца (по маме). Семья Андрея жила в Сирии, но из-за войны всех со всеми была вынуждена оставить родню, друзей, привычный уклад и переехать на Восток Украины. Где столкнулась с еще одной войной, теперь уже российско-украинской. Во время пребывания в зоне АТО Андрей успеет поработать в Красном кресте, задуматься о переезде в Германию (куда переехал его брат), вспомнить жизнь в Сирии.

Строго говоря, история Андрея показана в фильме хоть и очень близко: парню с невозмутимым лицом, сталкивающимся со все новыми бедами в какой-то момент, начинаешь по-настоящему сопереживать, но не четко. Она постоянно норовит ускользнуть, отвлечься на не проговоренные вслух, а показанные через потрясающие визуальные метафоры и монтажные столкновения размышления о войне как Войне — той, что с большой буквы и той, что следует за человеком по пятам в прошлом, настоящем и будущем.

Поэтому полноценными соавторами фильма Этот дождь никогда не кончится можно назвать и талантливейшего оператора Вячеслава Цветкова (он работал над Земля голубая будто апельсин Иры Цилык), и кропотливых, умеющих тончить монтажеров со звукорежиссерами. Андрей идет здесь не по прямой, а будто путешествует во времени и везде встречает борьбу. Человеческие потоки в поисках мира и спокойствия. Солдат на марше. Даже берлинский гей-парад, остроумно смонтированный с парадом военным здесь не столько про мир, сколько тоже про войну: право на Прайд выбарывалось десятилетиями в столкновениях с системой.

Фильм решен в такой форме нарезок, когда на первый взгляд несопоставимые фрагменты складываются в итоге в цельный содержательный коллаж. Здесь можно вспомнить знаменитую песню Боба Дилана A Hard Rain’s a-Gonna Fall, с которой фильм Горловой перекликается и названием, и творческим методом (Дилан — тоже любитель нарезок и ускользающих метафор), и безусловно смыслом: великий поэт-песенник тоже отталкивался от протагониста и через его опыт рассказывал о положении дел в мире.

На пользу высказыванию ребят идет и монохром, в котором решен фильм Этот дождь никогда не кончится. Потому что война не про яркость цветов, а про черно-белую, иногда чисто ситуативную поляризацию на «чужой» и «свой».

poster
Дайджест главных новостей
Бесплатная email-рассылка только лучших материалов от редакторов НВ
Рассылка отправляется с понедельника по пятницу

По всем признакам перед нами один из главных украинских фильмов года. В широкий прокат он выйдет ближе к осени.

Отец. Флориан Зеллер.

За роль в фильме французского драматурга Флориана Зеллера, поставленного по его же пьесе, 83-летнего Энтони Хопкинса номинировали на Оскар в категории Лучшая мужская роль. Таким образом, английский актер стал самым пожилым номинантом в этой категории в истории.

Хопкинс играет страдающего прогрессирующей деменцией мужчину по имени, собственно, Энтони, который живет в своей квартире и которого навещает страдающая от выходок отца дочь по имени Анна. Или он живет не в своей квартире, а в квартире ее и ее мужа Пола. Иногда к нему приходит нанятая дочерью сиделка, которую он часто путает со своей погибшей дочерью Люси, а иногда не путает. И тогда начинает бояться незнакомого человека.

Прошлое, настоящее и будущее в фильме Зеллера тоже спутаны. Действие происходит в эстетически безупречной квартире с тяжелыми дверьми на засовах. Вещи в квартире иногда пропадают, иногда меняются местами, иногда меняются на совершенно другие. Зритель же все это видит, и это главный, очень четко работающий прием режиссера, глазами героя Хопкинса. Вслед за Энтони мы также не понимаем, почему меняется обстановка, почему исчезают вещи (может их кто-то ворует?), почему в его доме появляются посторонние люди. Мы точно также, как он, пытаемся рационально понять, что к чему и точно также, как он, не можем это сделать.

Потому что, как бы мозг не старался, рационализировать потерю памяти невозможно. Фильм Зеллера всю дорогу притворяется испытывающим зрителя на прочность отстраненным механизмом. Энтони, в том состоянии, в котором он находится, кажется не самым приятным человеком. Он зачастую агрессивен и замкнут. А квартиру, в которой он заточен, можно сравнить с его же сознанием: пусть она красиво обставлена, но со временем приходит понимание, что перед нами неуютная, постепенно теряющая свои очертания, тюрьма.

Но точно также со временем приходит понимание, что Энтони не агрессивен. Он страшно напуган. А фильм Зеллера не отстраненный механизм, а грустная, безысходная история о распадающемся сознании, рассказанная от первого лица. Рациональный метод здесь под конец встречает, насколько возможно в данных обстоятельствах, гуманистический финал.

Кроме Хопкинса, который буквально прожил для нас свою роль, на Оскар номинированы продюсеры фильма, его сценаристы и сыгравшая Анну Оливия Колман.

Звук острова Блок. Мэттью Макманус, Кевин Макманус.

Новое приобретение Netflix — лавкрафтианского толка хоррор про семью и нечисть из прибрежных вод небольшого рыбацкого поселка.

Семья состоит из отца Тома, сына Гарри, его сестры Одри и ее дочери Эмили. Нечисть же из прибрежных вод рационально (по бюджетным соображениям) не показана, а как указано в названии картины — услышана. Звук этот странно воздействует на людей. Они сначала будто под гипнозом делают подношения чудищу, а потом скармливают ему и самих себя. Так произошло с Томом. Так скоро может произойти и с Гарри. Только, если он не догадается, что к чему раньше.

Монстра мы не видим не только из бюджетных соображений, но и потому, что (по крайней мере, эта гипотеза хорошо укладывается в анамнез фильма) перед нами загадка, древняя сущность, собирающая, как показано в фильме, дань на разных континентах. Лавкрафтианский бог, противостоять которому невозможно. Только смиренно подчиниться.

Развивающаяся на фоне семейная драма: сын сначала не понимает поведение отца, потом поведение брата не понимает его сестра, страдает в итоге ребенок, служит не просто дополнением к фантастической части, а выступает с ней на равных. Обе линии резонируют, усиливая напряжение фильма, чтобы под конец затихнуть.

Фильм Звук острова Блок — хороший пример хоррора про дисфункциональное семейство, чьи проблемы парадоксальным образом разрешаются столкновением с необъяснимым. Он не броский, но в нем есть все, чтобы зацепить внимательного зрителя. И чтобы забраться этому зрителю под кожу.

Показать ещё новости
Радіо НВ
X