Деньги съедают душу. Рецензия на фильм Треугольник печали

11 декабря 2022, 10:10
Кадр из фильма Треугольник печали (Фото:@Артхаус Траффик)

Кадр из фильма Треугольник печали (Фото:@Артхаус Траффик)

В украинский прокат выходит фильм Треугольник печали — новая работа относительно молодого и прославленного (кто-то даже скажет, что слишком) шведского режиссера Рубена Эстлунда.

Картина получила Золотую пальмовую ветвь на Каннском кинофестивале в мае этого года. Это уже вторая ветвь в реноме режиссера: первую он получил за фильм Квадрат 2017 года выпуска — умную и остроумную сатиру на мир современного искусства.

Видео дня

Валерий Мирный

Кинообозреватель НВ

Треугольник печали — тоже сатира, но в этот раз на класс богатых, в том числе и на мир денег вцелом. Получилось у режиссера не так умно как раньше, но очень забавно, иногда остроумно и в целом увлекательно.

1. Сюжет

Фильм разделен на три части: Карл и Яя, Яхта, Остров. Первая — названа в честь главных героев картины — наивного, бесхарактерного парня и меркантильной, манипулятивной девушки. Карл любит Яю и пытается работать моделью; Яя не любит Карла, плюс она достаточно цинична, чтобы понять, что мир — это список правил и, если играть по ним, возможно, что-то тебе и перепадет.

Все это мы узнаем в соответствующей части, и когда события фильма достигают раздела Яхта, история Карла и Яи растворяется среди уставших и разномастных гостей этого плавучего пятизвездочного отеля. Среди них: российский олигарх Дмитрий, который «торгует дерьмом», с женой и молодой любовницей, похожие на двух ракушек пожилые производители оружия (швед Эстлунд видно, что брезгует их бизнесом, украинцы вряд ли разделят его эмоцию), какой-то мощный айтишник, парализованная немка и так далее и тому подобное. Объединяют их огромные состояния.

@Артхаус Трафик
Фото: @Артхаус Трафик

Но на яхте есть еще армия бесправного персонала, то есть другая классовая группа, объединенная по принципу отсутствия денег и желания их заработать. Все они пытаются с одной стороны наслаждаться жизнью, с другой — угодить. Но что-то постоянно идет не так: то жена олигарха выйдет из-под контроля, то все отравятся морепродуктами, плюс капитан, который мог бы привести подчиненных в чувство, беспробудно бухает в своей каюте.

Короче говоря, до Острова в живых доберутся далеко не все.

2. Исполнение

Тот факт, что Рубен Эстлунд получает вторую подряд Золотую пальмовую ветвь — самую престижную награду в мире кино — за, по сути, один и тот же фокус, может удивить, но далеко на всех и ненадолго. Во-первых, фильмы режиссера смотреть приятно и полезно, а по поводу фокуса, здесь можно вспомнить пример Кристофа Вальца, который получил Оскар два раза также подряд и также по сути одну и ту же роль. Никто не был против.

Во-вторых, остроумная критика пороков общества и даже больше — пороков самого человека, давно не была столь уместна: мир все же пылает, и пылает он, среди прочего, именно из-за тех черт, которые освещает и высмеивает Эстлунд.

Ну и, в-третьих, в Европе происходит самая масштабная война со времен Второй мировой. Порог изумления очень высок, и допрыгнуть до него Каннский кинофестиваль может вряд ли. Задача кино сейчас — возможно отвлечь, возможно, забрать одни эмоции и подарить другие, возможно, что-то объяснить, и Треугольник печали здесь пригодится максимально.

poster
Дайджест главных новостей
Бесплатная email-рассылка только лучших материалов от редакторов NV
Рассылка отправляется с понедельника по пятницу
@Артхаус Трафик
Фото: @Артхаус Трафик

Как и другие фильмы Эстлунда это очень собранная сатира, где герои идут ко дну по заданной траектории. Контролируемое падение. Шагов в сторону режиссер не допускает, но при этом Треугольник нельзя назвать холодным, отстраненным кино. Здесь полно волнующих персонажей, есть размах, есть юмор, есть над чем поразмыслить.

Метод Эстлунда остается без изменений: это постоянный социальный дискомфорт и кринж. В его фильме почти нет эпизодов с каким-то человечным диалогом, пониманием, нахождением на одной волне.

С первой сцены на модном кастинге мы погружаемся в мир игр и манипуляций: чтобы продать дешевую одежду (H&M), на фотках надо улыбаться, чтобы условную Баленсиагу — делать надменную, серьезную физиономию. Желание угодить и отстраненность кочуют и на яхту, и распределятся там по классовому принципу: бедные прислуживают и улыбаются, богатые находятся за недостижимым барьером из денег и неравенства.

@Артхаус Трафик
Фото: @Артхаус Трафик

Но перед яхтой мы погрузимся в отношения Карла и Яи: манипулятивные, ложные, построенные на бартерном принципе. Деньги и тяга к ним, говорит нам режиссер, являются ядом, что делает невозможной настоящую любовь. Забавно, что позже Карл встретит своего двойника из другой жизни: зажиточный Дмитрий так же не может найти общий язык ни со своей любовницей (она точно как Яя), ни, по понятным причинам, со своей женой (она постоянно под шампанским).

Деньги делают невозможным и общение между разными классами в обществе (потому что они эти классы отчасти и формируют), как демонстрирует Эстлунд, самым длинным, самым острым, несколько потрясающим и лучшим эпизодом фильма — приключением на яхте. Именно здесь в нескольких мощных сценах появляется Вуди Гаррельсон в роли капитана Томаса Смита. Он пьет. Отчаянно, но имея для этого причину: Томас Смит — американский марксист и он страдает из-за бессодержательности и несовершенства того, что видит вокруг. Это выясняется во время его знакомства с российским олигархом, «заработавшим состояние на дерьме», Дмитрием — очевидно, капиталистом. Их пьяный спор и фон, на котором он происходит, — жемчужина фильма. Плюс — диалог-спор американского марксиста и постсоветского капиталиста — единственный живой на весь фильм.

@Артхаус Трафик
Фото: @Артхаус Трафик

Сделано это намеренно, ведь в этом случае никто ни от кого ничего не хочет. Нет желаний и манипуляций. Только попытка двух уставших персонажей нащупать изъяны в обеих системах. Поскольку общаются Томас и Дмитрий цитатами, на ум приходит, что недостатки не в системах, а в людях. Эстлунд не делает в фильме каких-либо выводов, и финал здесь открыт, но, кажется, он намекает именно на это: мы все связаны и разделены не идеологиями и деньгами, а собственными недостатками и добродетелями.

Тем не менее: тот дикий крах, который произошел на яхте, очистил людей и от идеологий, и от денег, и от навязанных ими социальных ролей. Грубо говоря, в третьей главе, на острове, пассажиры роскошной лодки оказались в первобытном обществе, где распределение благ и власти начало происходить уже по совсем другому принципу: полезности для общины.

@Артхаус Трафик
Фото: @Артхаус Трафик

Здесь и Карл наконец-то нашел свое место возле сильной женщины, и Дмитрий расслабился со своими деньгами, и коммуницировать люди наконец-то начали свободно и живо. Но и эта система не совершенна из-за человеческого фактора: ибо недовольны (Яя). И первоначальный уклад на наших глазах постепенно входит в новый виток спирали. Куда бы мы ни шли, повсюду найдем себя.

Треугольник печали в фильме Рубена Эстлунда — это не только область между бровями, которую нужно расслабить, чтобы понравиться, не только география путешествия героев (материк, океан, остров). Это, в первую очередь, область, из которой не выбраться. Область нашей жизни.

Это роднит картину режиссера с недавним немецким сериалом 1899 года Янтье Фризе и Барана бо Одара. Можно сказать, что Треугольник печали — его комедийная версия. У немцев разнообразная, многоязычная группа также не очень приятных людей также отправилась в вечное путешествие из несуществующего прошлого в несуществующее будущее на пути, не замечая реального настоящего.

@Артхаус Трафик
Фото: @Артхаус Трафик

Треугольнику печали — вердикт НВ

8/10

В Треугольнике печали, возможно, много нитей, которые никуда не ведут, а существуют только, чтобы вспомнить тот или иной социальный нарратив: гендерные войны, оружие, фэшн, секс-туризм, богатые россияне и так далее, но Рубен Эстлунд — гений остросоциального хаоса, он берет эти ниточки и вплетает их в свой фильм, усиливая четко заложенный импульс для размышлений.

Плюс — картина местами очень смешная.

Треугольник печали

2022 год

США

Режиссер — Рубен Эстлунд

В ролях: Чарлби Дин, Гаррис Дикинсон, Вуди Гаррельсон, Златко Бурич и другие.

Показать ещё новости
Радіо NV
X