Трагедия во времена триумфа. Рецензия на шпионский триллер с Шарлиз Терон - Атомная блондинка
Литч был одним из двух постановщиков первого Джона Уика. До этого он много лет работал каскадером. Диапазон проектов будущего режиссера варьировался от Бойцовского клуба до Мальчишника в Вегасе, но сколько-нибудь заметной единицей на голливудском небосклоне он стал именно после остросюжетного боевика с Киану Ривзом.

Ко всему прочему, Атомная блондинка – фильм промежуточный и проверочный. Промежуточный, потому что находится между двух важных для режиссера и индустрии проектов: положившем начало успешной франшизе Джоном Уиком и вторым Дэдпулом, съемки которого во главе с Литчем стартовали месяц назад.
Проверочным, потому что в случае с Уиком Литч был одним из двух режиссеров. Как он сработает в одиночку? – вопрос, от которого зависит будущее не только Дэдпула.
Сюжет
Лоррейн Бротон – красивая блондинка с лицом Шарлиз Терон принимает ледяную ванну. Она вся в синяках после поездки в Берлин и через несколько часов ей предстоит выдержать многочасовой допрос с участием представителей МI6 и ЦРУ.
Дело в том, что Лоррейн высококлассная шпионка. Во время допроса мы подробнее узнаем о ее поездке в Берлин, полученных там ранах и задании, которое она якобы провалила.
Предысторией к ее рассказу станет убийство английского агента советским шпионом. Цель – сверхсекретный список с именами всех тайных агентов Запада, работающих на территории Восточного блока.
К счастью, советский шпион деньги любит больше, чем идею, и в следующие несколько дней он попытается повыгодней продать список, что даст Лоррейн и ее вынужденному напарнику – начальнику берлинской ячейки МI6 Дэвиду Персивалю, фору для его поимки.
На дворе 1989 год. Ветер перемен одинаково дует и в Восточной, и в Западной части Берлина, предвещая падение Стены. Но для наших героев революционные настроения становятся, скорее, фоном: шпионы всегда существовали в параллельной реальности.
Сценарий и драматургия
Основную проблему с фильмом Атомная блондинка ее продюсеры придумали себе сами: картину совершенно неправильно позиционировали еще до выхода в прокат. Судя по трейлерам, нас должен был ждать лихой боевик про крутую шпионку и ее нелепого берлинского коллегу Персиваля в исполнении Джеймса Макэвоя.
Минуте на пятнадцатой фильма начинаешь понимать, что Атомная блондинка – эстетский шпионский триллер с холодным сердцем романов Джона Ле Карре и крепким, но израненным телом того же Джона Уика. Ближайшей аналогией, как это ни странно, здесь будет фильм Шпион, пришедший с холода с Ричардом Бертоном в главных ролях. С поправкой на актуальную повестку, конечно.
Вместо скупой Англии 60-х в фильме Литча – Берлин конца 80-х, который уже тогда был одним из самых интересных городов Европы. Вместо похмельного Бертона, бодрая и смертельно опасная Шарлиз Терон, для которой эта роль – важная веха на творческом пути.

События в фильме сумбурно накладываются одно на другое, количество героев ограничено, но на определенной минуте понимаешь, что совершенно в них запутался. Кто за кого? Кто против всех? – до поры совершенно непонятно. В общем, все составляющие хорошего шпионского триллера на месте.
Но главная заслуга Литча и компании бросается в глаза не сразу. Хоть и присутствует буквально в каждом кадре. Шарлиз Терон и ее Лоррейн Бротон борется в Атомной блондинке не за список тайных агентов. Это всего лишь очередной макгаффин: священный Грааль в Индиане Джонсе или содержимое черного дипломата в Криминальном чтиве.
Лоррейн – свободная и независимая женщина в сером, полном условностей мире мужчин. Она олицетворяет те самые перемены, которые вот-вот разрушат Стену и которые ни в какую не хочет замечать ее руководство.
Картинка
Пожалуй, со времен выхода первого сезона сериала Очень странные дела 80-е не использовали настолько объемно и всеохватывающе. Предметы интерьера и гардероба, музыка New Order и Depeche Mode – в Атомной блондинке нам тычут в лицо целой эпохой.
Ошибочно полагая, что этого мало, Литч в середине своего фильма устраивает драку посреди показа Сталкера в кинотеатре возле Александерплац. То ли режиссер думает, что это добавит картине интеллектуального шарма, то ли решает поиграть мускулами, то ли считает, что в советском Берлине все только и делали, что смотрели Тарковского. Скорее всего, все вместе.
В словосочетании “все вместе” и кроется дьявол Атомной блондинки. Трудно сказать, за что отвечал Литч во время съемок Джона Уика, но точно не за чувство меры. В какие-то моменты причудливость интерьеров, навязчивость музыки и пестрота нарядов утомляет, в какие-то забавляет, в какие-то, надо признаться честно – раздражает.

Но зачастую весь этот шквал аудиовизуального безобразия уравновешивается сюжетом и актерской игрой.
Актеры
Макэвой старается не переигрывать, но у него не всегда получается, Джон Гудмен излучает уверенную харизму, Тоби Джонс смешно морщит лоб. Все это мелочи по сравнению с работой Шарлиз Терон. Украв все сцены со своим участием в Безумном Максе, актриса лишь разминалась. В Атомной блондинке она ворует весь фильм.
В этом нет ничего удивительного. Во-первых, прославившись в начале своей карьеры слезливыми мелодрамами, Терон ближе к сорока обрела власть над всеми жанрами с приставкой “остросюжетный”. Что-то обострилось в ее прекрасном лице, стало серьезнее.
Во-вторых, ошибочно считать шпионские триллеры ансамблевыми работами. В том же фильме Шпион, пришедший с холода запомнили только Ричарда Бертона, в Шпион, выйди вон 2011 года – Гэри Олдмена, в телеверсии 1979-го – Алека Гиннесса, в Атомной блондинке – Шарлиз Терон. Если нет центрального персонажа, сыгранного талантливым актером, не запомнят никого.
Не считая Софии Бутеллы, появившейся на яркий и короткий миг в середине фильма, Терон в одиночку сдерживает и Тарковского, и New Order с Depeche Mode.
Атомная блондинка – вердикт НВ
8/10
Восьмерка Литчу за то, что снял шпионский триллер с мощным женским персонажем в центре и вовремя включал камеру, когда на площадку выходила Шарлиз Терон. Минус два бала за неумеренную работу с фактурой. На последнее закрываешь глаза, потому что этот огрех не спекулятивного характера. Скорее, горе от ума.
Стоит признать, что будь на месте Терон актриса менее талантливая и фактурная фильм бы распался на несколько красивых, но слабо связанных сцен. Но это размышления из разряда гипотетических. Шарлиз Терон на месте, а некоторую стилистическую и сюжетную сумятицу человеку всю жизнь проработавшему каскадером и второй раз севшему в кресло режиссера, можно и простить.
Атомная блондинка
Atomic Blonde
Шпионский триллер
2017 год
США
Режиссер – Дэвид Литч
В ролях: Шарлиз Терон, Джеймс Макэвой, Джон Гудмен, Тоби Джонс, Тиль Швайгер, София Бутелла, Эдди Марсан, Билл Скарсгорд и другие.
Следите за самыми интересными новостями раздела НВ STYLE в Facebook