Трагедия во времена триумфа. Рецензия на шпионский триллер с Шарлиз Терон - Атомная блондинка

28 июля 2017, 21:40
В украинский прокат выходит фильм Атомная блондинка – первый сольный выход режиссера Дэвида Литча и одна из вершин второго витка карьеры Шарлиз Терон. То есть работа важная во многих смыслах.

Литч был одним из двух постановщиков первого Джона Уика. До этого он много лет работал каскадером. Диапазон проектов будущего режиссера варьировался от Бойцовского клуба до Мальчишника в Вегасе, но сколько-нибудь заметной единицей на голливудском небосклоне он стал именно после остросюжетного боевика с Киану Ривзом.

Видео дня

Ко всему прочему, Атомная блондинка – фильм промежуточный и проверочный. Промежуточный, потому что находится между двух важных для режиссера и индустрии проектов: положившем начало успешной франшизе Джоном Уиком и вторым Дэдпулом, съемки которого во главе с Литчем стартовали месяц назад.

Проверочным, потому что в случае с Уиком Литч был одним из двух режиссеров. Как он сработает в одиночку? – вопрос, от которого зависит будущее не только Дэдпула.

Сюжет

Лоррейн Бротон – красивая блондинка с лицом Шарлиз Терон принимает ледяную ванну. Она вся в синяках после поездки в Берлин и через несколько часов ей предстоит выдержать многочасовой допрос с участием представителей МI6 и ЦРУ.

Дело в том, что Лоррейн высококлассная шпионка. Во время допроса мы подробнее узнаем о ее поездке в Берлин, полученных там ранах и задании, которое она якобы провалила.

Предысторией к ее рассказу станет убийство английского агента советским шпионом. Цель – сверхсекретный список с именами всех тайных агентов Запада, работающих на территории Восточного блока.

К счастью, советский шпион деньги любит больше, чем идею, и в следующие несколько дней он попытается повыгодней продать список, что даст Лоррейн и ее вынужденному напарнику – начальнику берлинской ячейки МI6 Дэвиду Персивалю, фору для его поимки.

На дворе 1989 год. Ветер перемен одинаково дует и в Восточной, и в Западной части Берлина, предвещая падение Стены. Но для наших героев революционные настроения становятся, скорее, фоном: шпионы всегда существовали в параллельной реальности.

Сценарий и драматургия

Основную проблему с фильмом Атомная блондинка ее продюсеры придумали себе сами: картину совершенно неправильно позиционировали еще до выхода в прокат. Судя по трейлерам, нас должен был ждать лихой боевик про крутую шпионку и ее нелепого берлинского коллегу Персиваля в исполнении Джеймса Макэвоя.

Минуте на пятнадцатой фильма начинаешь понимать, что Атомная блондинка – эстетский шпионский триллер с холодным сердцем романов Джона Ле Карре и крепким, но израненным телом того же Джона Уика. Ближайшей аналогией, как это ни странно, здесь будет фильм Шпион, пришедший с холода с Ричардом Бертоном в главных ролях. С поправкой на актуальную повестку, конечно.

Вместо скупой Англии 60-х в фильме Литча – Берлин конца 80-х, который уже тогда был одним из самых интересных городов Европы. Вместо похмельного Бертона, бодрая и смертельно опасная Шарлиз Терон, для которой эта роль – важная веха на творческом пути.

poster
Дайджест главных новостей
Бесплатная email-рассылка только лучших материалов от редакторов NV
Рассылка отправляется с понедельника по пятницу

События в фильме сумбурно накладываются одно на другое, количество героев ограничено, но на определенной минуте понимаешь, что совершенно в них запутался. Кто за кого? Кто против всех? – до поры совершенно непонятно. В общем, все составляющие хорошего шпионского триллера на месте.

Но главная заслуга Литча и компании бросается в глаза не сразу. Хоть и присутствует буквально в каждом кадре. Шарлиз Терон и ее Лоррейн Бротон борется в Атомной блондинке не за список тайных агентов. Это всего лишь очередной макгаффин: священный Грааль в Индиане Джонсе или содержимое черного дипломата в Криминальном чтиве.

Лоррейн – свободная и независимая женщина в сером, полном условностей мире мужчин. Она олицетворяет те самые перемены, которые вот-вот разрушат Стену и которые ни в какую не хочет замечать ее руководство.

Картинка

Пожалуй, со времен выхода первого сезона сериала Очень странные дела 80-е не использовали настолько объемно и всеохватывающе. Предметы интерьера и гардероба, музыка New Order и Depeche Mode – в Атомной блондинке нам тычут в лицо целой эпохой.

Ошибочно полагая, что этого мало, Литч в середине своего фильма устраивает драку посреди показа Сталкера в кинотеатре возле Александерплац. То ли режиссер думает, что это добавит картине интеллектуального шарма, то ли решает поиграть мускулами, то ли считает, что в советском Берлине все только и делали, что смотрели Тарковского. Скорее всего, все вместе.

В словосочетании “все вместе” и кроется дьявол Атомной блондинки. Трудно сказать, за что отвечал Литч во время съемок Джона Уика, но точно не за чувство меры. В какие-то моменты причудливость интерьеров, навязчивость музыки и пестрота нарядов утомляет, в какие-то забавляет, в какие-то, надо признаться честно – раздражает.

Атомная блондинка (2017) © Universal Pictures

Атомная блондинка (2017) © Universal Pictures Фото:

Но зачастую весь этот шквал аудиовизуального безобразия уравновешивается сюжетом и актерской игрой.

Актеры

Макэвой старается не переигрывать, но у него не всегда получается, Джон Гудмен излучает уверенную харизму, Тоби Джонс смешно морщит лоб. Все это мелочи по сравнению с работой Шарлиз Терон. Украв все сцены со своим участием в Безумном Максе, актриса лишь разминалась. В Атомной блондинке она ворует весь фильм.

В этом нет ничего удивительного. Во-первых, прославившись в начале своей карьеры слезливыми мелодрамами, Терон ближе к сорока обрела власть над всеми жанрами с приставкой “остросюжетный”. Что-то обострилось в ее прекрасном лице, стало серьезнее.

Во-вторых, ошибочно считать шпионские триллеры ансамблевыми работами. В том же фильме Шпион, пришедший с холода запомнили только Ричарда Бертона, в Шпион, выйди вон 2011 года – Гэри Олдмена, в телеверсии 1979-го – Алека Гиннесса, в Атомной блондинке – Шарлиз Терон. Если нет центрального персонажа, сыгранного талантливым актером, не запомнят никого.

Не считая Софии Бутеллы, появившейся на яркий и короткий миг в середине фильма, Терон в одиночку сдерживает и Тарковского, и New Order с Depeche Mode.

Атомная блондинка – вердикт НВ

8/10

Восьмерка Литчу за то, что снял шпионский триллер с мощным женским персонажем в центре и вовремя включал камеру, когда на площадку выходила Шарлиз Терон. Минус два бала за неумеренную работу с фактурой. На последнее закрываешь глаза, потому что этот огрех не спекулятивного характера. Скорее, горе от ума.

Стоит признать, что будь на месте Терон актриса менее талантливая и фактурная фильм бы распался на несколько красивых, но слабо связанных сцен. Но это размышления из разряда гипотетических. Шарлиз Терон на месте, а некоторую стилистическую и сюжетную сумятицу человеку всю жизнь проработавшему каскадером и второй раз севшему в кресло режиссера, можно и простить.

Атомная блондинка

Atomic Blonde

Шпионский триллер

2017 год

США

Режиссер – Дэвид Литч

В ролях: Шарлиз Терон, Джеймс Макэвой, Джон Гудмен, Тоби Джонс, Тиль Швайгер, София Бутелла, Эдди Марсан, Билл Скарсгорд и другие.

Следите за самыми интересными новостями раздела НВ STYLE в Facebook

Показать ещё новости
Радіо NV
X