Мерцание истории или стартап Дикое Поле. Группа жужалка — о терриконе с оленем и Донецкой Изоляции

9 июня 2017, 17:56
Фонд ИЗОЛЯЦИЯ. Платформа культурных инициатив отмечает третий год деятельности в изгнании, после вынужденного переселения в Киев из Донецка. В этом году НВ Style совместно с фондом сделал спецпроект, пригласив давних друзей ИЗОЛЯЦИИ поделиться своими воспоминаниями о донецком периоде работы институции

Когда-то в Донецке, мы с друзьями пытались снимать кино. Один из фильмов был о постапокалиптическом мире, где остался только один человек, который не теряет надежды найти еще хоть кого-то из выживших. Пейзажи региона предоставляли массу мест, передающих атмосферу мира, сквозь который пронеслась третья мировая, — в то время заводы разбирались до основания за считанные годы после банкротства и ликвидации охраны.

Видео дня

Следующий фильм должен был быть про колонию на Марсе. Не удивляйтесь такому выбору, виной тому снова стали донецкие пейзажи. Дело в том, что город возник на месте залежей каменного угля, после добычи которого остались сотни отвалов породы — терриконов. Объемные насыпи, занимающие гектары земли и достигающие более сотни метров в высоту. За десятки лет, эти донецкие горы, посредством внутренних химических процессов, буквально выгорели, изменив свой цвет на красноватый. Пустые, безжизненные пространства вызывали ассоциации с космосом. И как и в прошлом сценарии, этот фильм должен был быть об одиноком космонавте, корабль которого разбился на далекой планете.

yasha_01
yasha_01 Фото:

Халдей Евгений Ананьевич, “Олень Яша”, 1941г.

Смотря на то время спустя годы, из других городов, уже не кажется странным, что обе эти наивные идеи были о состоянии борьбы в попытках изменить безнадежную ситуацию, об одиночестве и изоляции, выживании в недружественном мире.

Однако фильмам не суждено было реализоваться. В середине нулевых что-то стало меняться и постепенно заброшенные индустриальные зоны начали возрождаться и трансформироваться. На каком-то этапе локации стало находить сложнее, и съемки прекратились. Одним из мест фильма могла стать глухая промзона, украшением которой был террикон с загадочной фигурой оленя на вершине. Странным образом, вместо того чтобы быть порезанным на металл, завод переродился в одноименную арт-институцию Изоляция, которая стала одним из центров культурной жизни Донецка.

Ржавая фигура оленя возвышалась над территорией Изоляции и с важностью тотемного божества смотрела в сторону вылизанного центра города. Олень был чуть ли не единственным ориентиром среди бесконечных заводских заборов, позволяющим узнать остановку автобуса у проходной в центр современного искусства.

Особый интерес скульптуре придает масса легенд о ее происхождении. Кто-то утверждает, что скульптура оленя была установлена на терриконе в 1959 году по желанию первого секретаря обкома КПСС. По другим слухам, олень был установлен в 1970-е годы друзьями разбившегося насмерть водителя автомобиля «Волга» с фигуркой оленя на капоте. Есть даже довольно невероятная версия, что его нашли в шахте.

Воспоминания местных жителей дают основания полагать, что он пропадал и появлялся. Возможно даже несколько раз. Однажды скульптуру принесли сдавать в пункт приема металла, но хозяин был человек порядочный, и не дал оленю пропасть. По другой версии, всё-таки сдали в приемку, но директор завода распорядился восстановить фигуру.

poster
Дайджест главных новостей
Бесплатная email-рассылка только лучших материалов от редакторов НВ
Рассылка отправляется с понедельника по пятницу

Вслед за мистерией с мерцающим во времени оленем, территория Изоляции также имела свою извилистую историю. Сначала это была шахта, вокруг которой образовался поселок. После выработки шахтных пластов, стала заводом изоляционных материалов. Пройдя периоды процветания и запустения, заводские помещения превратились в креативный хаб с галереями и лекционными залами. В начале войны, в 2014-ом году, территория была захвачена боевиками. Судя по свидетельствам очевидцев, впоследствии превращена тюрьму и склад наворованного. Круг в очередной раз замкнулся.
Надеемся, что на новом витке мы снова будем снимать кино в Донецке, и что декорации освобожденного города не будут диктовать сюжеты про постапокалипсис и борьбу за выживание в одиночестве. Донецк однажды возник посреди Дикого Поля благодаря авантюризму людей и техническим инновациям. И как бы ни было грустно осознавать все последствия, война ускорила деиндустриализацию и полностью перекроила путь развития региона, находящегося в стагнации. Возможно, в XXI-ом веке это новое дикое поле снова возродится из пепла с новым энтузиазмом, и мерцающий олень-феникс снова будет ориентиром для нового поколения.

Группа жýжалка. Oh Deer


Группа жýжалка – это коллектив художников, основанный в Донецке в 2012 году Виктором Корвиком, Вячеславом Соколовым и Романом Юхимчуком. Участники группы сочетают художественные практики с профессиональной деятельностью в области архитектуры, дизайна, программирования и экономики.

Изначально в центре интересов коллектива было осмысление наследия Донбасса, а также деятельность вокруг одноимённого арт-зина, использующего фотографию как основной язык коммуникации. Участников группы жýжалка интересовало расширение рамок фотографии как автономного медиума и исследование его способности отходить от репрезентации. Впоследствии коллектив расширил поле деятельности на другие медиа и художественные форматы, исследуя взаимосвязи между научным рационализмом, социальным и частным.

В 2014 году коллектив представил в ИЗОЛЯЦИИ проект Без пяти минут, который стал последней выставкой фонда в Донецке незадолго до его захвата. В 2016 году ИЗОЛЯЦИЯ презентовала выставку Blue Sky Catastrophe группы жýжалка в центре искусств Villa Arson в Ницце.

Несмотря на последние события в Донецке и Украине, разделившие группу географически, её члены продолжают совместную работу.

Текст, видео: группа жýжалка


Показать ещё новости
Радіо НВ
X