ТОП 10 лучших фестивальных фильмов года от продюсера Одесского кинофестиваля

19 декабря 2016, 13:29
Юлия Синькевич, Генеральный продюсер Одесского международного кинофестиваля, выбрала для НВ STYLE 10 самых интересных фестивальных картин 2016 года, которые обязательно стоит посмотреть

Патерсон, реж. Джим Джармуш

2016 /США, Германия, Франция/ 118 мин.

Новый фильм Джима Джармуша – это двухчасовая поэма о поэте и по совместительству водителе автобуса. Его зовут Патерсон и он живет в городе Патерсон, штат Нью-Джерси, - каламбур, который забавляет других, но не самого героя. Для Патерсона мир зиждется на рифмах, какими и есть забавные совпадения, а также повторения: его автобус курсирует по одним и тем же улицам, каждый вечер он ходит на прогулку с собакой Марвином, каждый день его жена Лора пересказывает ему сны, красит все в черно-белые узоры и мечтает стать звездой кантри. Патерсон и Лора не теоретизируют о любви, они просто ощущают ее без снобизма и подростковой инфантильности.

Видео дня

Почему в списке лучших:

Джармуш не просто так выбирает среди тысячи американских городков именно Патерсон. Это место, где культура не борется за существование, это родина поэтов Алена Гинзберга и Уильяма Карлоса Уильямса, где герой Адама Драйвера, чью игру признала лучшей Ассоциация кинокритиков Лос-Анджелеса, волен посвящать свои стихи спичечному коробку или кружке пива. Это фильм о самых искренних чувствах, о подлинной близости между двух людей, у каждого из которых есть свой мир.

Критики признали актерское мастерство не только Драйвера: исполнитель роли Марвина, английский бульдог, получил премию "Пальмовой собаки" на Каннском фестивале, где картина была представлена в основном конкурсе.

Тони Эрдманн, реж. Марен Аде

2016 /Германия, Австрия, Румыния/ 162 мин.

Кино молодого режиссера Марен Аде, прорыв 2016 года, о неловкости и глупости, об отношениях баламута и шутника-отца со своей очень серьезной дочерью. Не желая оставаться в одиночестве в свои "за 50", учитель музыки Винфрид решает наладить общение со своим единственным ребенком – Инес. Но получив от нее прохладный прием, он намеренно создает дочери "неудобные" ситуации: в парике, с искусственной челюстью отныне он Тони Эрдманн – бизнес-консультант в компании, где работает Инес.

Почему в списке лучших:

После приза Международной федерации кинопрессы FIPRESCI Каннского фестиваля, где картина участвовала в основном конкурсе, "Тони Эрдманн" продолжает собирать награды и номинации. Критики наперебой пророчат немецкой трагикомедии "Оскар" и "Золотой глобус" в категории "Лучший фильм на иностранном языке", а Европейская киноакадемия уже назвала ее лучшей картиной года лучшего режиссера с лучшим сценарием и лучшими актерами – Петром Зимонише и Зандрой Хюллер, обладательницей "Серебряного медведя" Берлинале за игру в известном фильме «Реквием». Чуть ли не каждая их реплика на экране вызывала восторг и бурные аплодисменты зрителей Одесского фестиваля, где в этом году прошла украинская премьера картины.

Джульетта, реж. Педро Альмодовар

2016 /Испания/ 99 мин.

В "Джульетте" Альмодовар возвращается к своему любимому делу – рассказывать чувственные женские истории. На этот раз речь идет о Джульетте - перефразируя название другого фильма испанского "живого классика", - "женщине до, вовремя и после нервного срыва". Этим состояниям героини соответствуют сюжетные линии, переплетенные в нелинейном киноповествовании и в воспоминаниях самой Джульетты. Она погружается в них, направляясь в Мадрид в отчаянных попытках отыскать следы дочери, исчезнувшей много лет назад.

poster
Дайджест главных новостей
Бесплатная email-рассылка только лучших материалов от редакторов NV
Рассылка отправляется с понедельника по пятницу

Почему в списке лучших:

Предпочитая самостоятельно работать над сценариями, в этот раз Альмодовар сделал исключение и заручился поддержкой лауреата Нобелевской премии Элис Монро, чьи рассказы из книги "Беглянка" легли в основу фильма. В стиле же Альмодовар остается верным себе, наделяя эстетикой огненной чувственности и яркими красками "Джульетту". Из предыдущих работ в картину также пришла колоритная Росси де Пальма - безупречная, как и весь актерский ансамбль, в который органично вписалась Эмма Суарес - муза другого испанского режиссера Хулио Медема. И хоть в Каннах картина не получила «Золотую пальмовую ветвь», у нее есть все шансы забрать статуэтку Оскар в Испанию.

Соединенные штаты любви, реж. Томаш Василевски

2016 /Польша, Швеция/ 104 мин.

Драма рассказывает истории четырех женщин разного возраста, разных профессий и социального статуса, но у которых одна цель – любить и быть любимыми, чего не так просто достичь в Польше 90-х, несмотря даже на падение железного занавеса и наступившую свободу. Несчастливая в браке Агата, увлеченная своей соседкой Маженой учительница Рената, типичная провинциальная красотка Мажена и ее сестра директор школы Изи, у которой роман с отцом одной из ее учениц, – все они борются со своими "демонами".

Почему в списке лучших:

Несмотря на молодой возраст Томаша Василевски, режиссер умело почувствовал дух эпохи, сознательным свидетелем которой он не был, сознательным свидетелем которой он не был. Большая история того периода у него складывается из маленьких этюдов любви четырех женщин, чью психологию и мотивацию он так мастерски показал на экране. За свой сценарий к "Соединенным штатам любви" Василевски получил "Серебряного медведя" Берлинского фестиваля.

Она, реж. Пол Верховен

2016 /Франция, Германия, Бельгия/ 130 мин.

Мишель – классическая сильная женщина современного мира, обитающая в патриархальных устоях общества. Она возглавляет крупную компанию по разработке игр, где ее руководство вызывает в основном ненависть со стороны мужской – подавляющей, части коллектива. У нее необременительный роман с мужем лучшей подруги, за плечами развод со страдающим от творческого кризиса бывшим, на плечах слабохарактерный взрослый сын и его молодая невеста другого социального круга. Однажды в дом Мишель врывается неизвестный в черном, который избивает и насилует ее. Но героиня не спешит заявлять в полицию. Имея негативный детский опыт общения со стражами порядка из-за отца - серийного убийцы, она решает самостоятельно разобраться с преступником, но это ведет ее в темные коридоры, скрытого от окружающих мира.

Почему в списке лучших: В этом году после долгого перерыва Верховен вернулся на Лазурное побережье с не менее скандальной работой, чем его предыдущий фильм-участник конкурсной программы Канн - "Основной инстинкт". Новую ленту голландского режиссера можно назвать саркастическим триллером. Мишель в исполнении одной из самых смелых актрис европейского кино Изабель Юппер, номинированной, как и фильм на "Золотой глобус", не ведет себя как жертва изнасилования. Она на протяжении двух часов мечется меж двух желаний – повторить акт насилия или все-таки отомстить, попутно иронизируя над происходящем на экране. Идея препарировать политкорректность современного общества пришлась по душе киносообществу на родине фильма, и он был выдвинут на "Оскар" от Франции.

Служанка, реж. Пак Чхан Ук

2016/ Южная Корея/ 144 мин.

Эротический триллер повествует о страсти между японской госпожой Хидеко и ее служанкой Суки в оккупированной Корее 30-х годов. Хидеко живет вместе с дядей-библиофилом и волей-неволей участвует в его театрализованных чтениях коллекционных порнографических романов. Все сюжетные зигзаги основаны на ненадежном рассказчике, коих в фильме целых три: богатая наследница, прислуга и аферист, который, подослав бывшую воровку Суки к госпоже, мечтает жениться на последний и завладеть ее состоянием.

Почему в списке лучших:

Снятая по мотивам современного произведения "Тонкая работа" Сары Уотерс, подражающего сюжету и форме викторианского романа, "Служанка" таким образом является двойной имитацией. Ее оторванность от английского оригинала и перенос на другую культурную основу лишний раз подчеркивает, что в фильме все не то, чем кажется, и персонажи не те, кем представляются. Проявление эклектичного стиля Пак Чхан Ука на этом не заканчивается. В жанровом плане "Служанка" - это чувственный триллер, громоздкий как декорации к нему, за реализацию которых художник-постановщик получила независимый приз Vulcan Award в рамках Каннского фестиваля, где картина участвовала в основном конкурсе, а также была номинирована на Квир-Пальмовую ветвь за освещение ЛГБТ-темы в кино.

Франц, реж. Франсуа Озон

2016/ Франция, Германия/ 113 мин.

Послевоенная Германия оправляется от поражения в Первой мировой, а вместе с ней от утраты и семья погибшего солдата Франца. После себя молодой скрипач оставил скорбящую невесту Анну, чей досуг теперь сводится к посещению могилы возлюбленного. Однажды на кладбище она встречает француза Адриена, который представляется университетским товарищем Франца. Играя на скрипке для семьи друга, цитируя им любимого Францом Верлена, Адриен, еще вчера бывший врагом номер один для всех немцев, постепенно заменяет собой погибшего сына и жениха. Но недосказанности в диалогах и чувствах, ощущение тайны, которую хранит Адриен, не дает всем полностью погрузиться в иллюзорное счастье.

Почему в списке лучших:

"Франц" - это эксперимент Озона с непривычным для него историческим жанром и еще более непривычной стилистикой черно-белого кино. Лишь изредка меланхоличная картина обретает мягкие пастельные краски в моменты обманчивой идиллии, ради которой герои жертвуют правдой, чтобы сохранить человечность и восстановить утраченный мир. "Франц" - это антивоенный манифест с оптимистичной нотой, звучащей в партии Анны, которая единственная из всех персонажей пытается найти свое место, не убегая от жестокой реальности. Игра начинающей актрисы Паулы Бир, исполняющей роль возлюбленной Франца, была отмечена Премией Марчелло Мастрояни на Венецианском кинофестивале, где лента боролась за главную награду.

Привет из Фукусимы, Дорис Дерри

2016/ Германия/ 108 мин.

Черно-белая драма одной из самых известных немецких режиссеров Дорис Дерри – это в какой-то мере переосмысливание проблемы беженцев в историях тех, кому пришлось покинуть свои дома после аварии на японской АЭС, а также история возвращения: главная героиня Мари, помогает Сатоми, последней гейше Фукусимы, вернуться в свой дом и в свою жизнь. Теперь в перерывах между ежедневными чаепитиями, уроками искусству гейши и немецким народным танцам, обе женщины должны понять, как избавиться от чувства вины и бремени памяти, ведь хотя они и разные, но каждая из них по-своему стала заложницей прошлого.

Почему в списке лучших:

Дорис Дерри не первый раз обращается в своих работах к Японии, в культуре которой запечатлен миф очищения через страдания. В "Фукусиме" две женщины проживая свои трагедии, исцеляются от них. И эта история, которую Дерри показала в программе "Панорама" Берлинале, поражает своей глубиной и искренностью. Заслуга в этом принадлежит не только документальному стилю Дерри, но и исполнительницам главных ролей - восходящей звезде Розалии Томас и Каори Момои, чьи актерские работы были признаны лучшими международным жюри Одесского международного кинофестиваля, где картина участвовала в основном конкурсе.

Зоология, реж. Иван И. Твердовский

2016/ Россия, Германия, Франция/ 83 мин.

Наталья работает в провинциальном зоопарке, в котором даже животные выгодно отличаются на фоне ее монструозных сотрудниц, издевающихся над затравленной жизнью героиней. В свои пятьдесят Наташа делит одну жилплощадь с набожной матерью и котом в приморском городке. Однажды с женщиной происходит превращение кафкианского масштаба: Наташа просыпается с хвостом, который стремительно меняет ее жизнь – у нее начинается роман с молодым перверсивным рентгенологом, на прием к которому раз за разом ее посылают врачи. В тоже время нарушается и тихий уклад городка, где уже поползли слухи о пришествии хвостатого Сатаны.

Почему в списке лучших:

Гремучая смесь из секса, отчуждения, осуждения, музыки нулевых, суеверной религиозности, деспотичности российских институций не оставила равнодушным жюри кинофестиваля в Карловых Варах, где картина получила "Специальный приз". На международном кинофестивале в Коттбусе она взяла Гран-при и обеспечила победу в категории "Лучшая женская роль" тезке главной героини – Наталье Павленковой, ради которой, как признался Твердовский, он и снимал свою гротескную социально-психологическую драму. Лавируя между сатирой и серьезностью русского реализма, режиссер лишь задает в ней темы диалогов для свободной актерской импровизации. По степени дерзости, с которой препарируется социум, Твердовского сравнивают с Триером, а по масштабам трансформации его персонажей – с Кроненбергом.

В лучах солнца, реж. Виталий Манский

2015/ Чехия, Россия, Германия, Латвия, Северная Корея/ 106 мин.

Фильм – событие 2016 года. Документальная картина о простой северокорейской семье восьмилетней школьницы Зин Ми, которая живет в самой счастливой стране мира. Она готовится к решающему моменту своей жизни – вступлению в Союз детей, которое произойдет в День Солнца, праздник приуроченный ко дню рождения вождя Ким Ир Сена. Фильм снят по подробному сценарию, предоставленному корейской стороной, где четко прописаны все реплики и изменены все не удобные детали жизни семейства Зин Ми – к примеру, папа-газетчик на время съемок становится инженером, а работавшая в столовой мама – технологом.

Почему в списке лучших:

В ситуации, когда за съемочной группой следили 24 часа, Виталию Манскому все же удалось заглянуть, хоть и через приоткрытые шторы (некоторые сцены действительно так снимались), за ткань мифа, в настоящую жизнь, где почти ни одно окно не светится в столице Пхеньян, где пассажиры безмолвно толкают сломавшийся автобус и т.д. Режиссер следовал сценарию, но не выключал камеру между дублями, именно в них и остались самые впечатляющие моменты картины: сцена, когда мама с папой укладывают счастливую дочку спать, и тут из-за занавески выходит сценарист, чтобы объяснить как правильно укрывать ребенка. Фильм покорил десятки кинофестивалей, и, как и ожидалось, после премьеры "В лучах солнца" на кинофестивале "Темные ночи", а также побед на нескольких международных документальных киносмотров в Будапеште, Гонконге, Йиглаве, у документальной ленты Манского появились проблемы с прокатом на родине. Многие кинотеатры отказались показывать вызывающую, впечатляющую и скандальную ленту.

Читайте также: 5 событий кинофестиваля Молодость, которые нельзя пропустить


Показать ещё новости
Радіо NV
X