Переменный успех. Рецензия на байопик про знаменитого ученого: Тесла

23 августа 2020, 10:06

В украинский прокат вышел фильм Тесла — странным образом первая за последние 40 лет полноценная кинопопытка рассказать про «человека, который изобрел XX век».

Был югославский фильм 1980-го, примечательный тем, что Джона П. Моргана там играл Орсон Уэллс. В новом веке Теслу упоминал Джим Джармуш в Кофе и сигареты и показывал в многострадальной Войне токов Альфонсо Гомес-Рехон. Первый случай проходит по разряду приятной детали, во втором обошлось без глубины.

Видео дня

Самым известным же экранным воплощением Николы Теслы можно назвать роль Дэвида Боуи в фильме Престиж Кристофера Нолана. Но то была эпизодическая роль в фильме о совершенно другом: у Нолана Тесла выполнял чисто функциональную роль, добавляя загадочности картине про загадки.

Наоборот, проникнуть в личность ученого впервые в новом веке попытался американский режиссер Майкл Алмерейда. Его фильм не поражает размахом, но приятно удивляет своей амбициозностью.

1. Сюжет

Вечер в доме Томаса Эдисона. За столом, кроме изобретателя, сидят его работники, коллеги. Среди них Никола Тесла. Освещенный обычными свечками (в Нью-Йорке XIX века с электричеством были проблемы), Эдисон рассказывает историю про своего брата, который утонул на его глазах. Будущему миллионеру тогда было пять лет, и он не знал как помочь родственнику. Тесла на это отвечает, что плавать он умеет.

Вызов брошен. Встреча с Джорджем Вестингаузом не за горами. Война токов вот-вот начнется.

Между делом нам покажут попытки женщин завязать романтические отношения с апологетом переменного тока, его знакомство с Сарой Бернар, знакомство и ссору с Джоном П. Морганом, чуть экспериментов. В конце Никола Тесла споет Everybody Wants To Rule The World группы Tears For Fears. Она, видимо, призвана проиллюстрировать его сложный, противоречивый жизненный путь.

Кадр из фильма
Фото: Кадр из фильма

2. Сценарий и драматургия

Своей формой фильм Тесла напоминает коллаж. Где рамкой, каркасом служат факты из жизни ученого (были и работа у Эдисона, и Война токов, и Вестингауз, и Бернар с Морганом, и Всемирная выставка 1893 года), а наполнением, телом — наслаивающиеся друг на друга и придуманные режиссером мизансцены, касающиеся разных областей его жизни. В основном, романтической и профессиональной.

Вот Тесла пытается продать инвесторам идею своего асинхронного электродвигателя и тут же знакомится с Энн Морган. Последняя в следующей сцене достает макбук и начинает анализировать популярность Эдисона. Вот Тесла пьет лимонад с Вестингаузом и через некоторое время разрывает свой же контракт в угоду магнату: главное, чтобы были деньги на эксперименты. Не обошли стороной и странности ученого: он постоянно протирает столовые приборы и в какой-то момент начинает размышлять о сигналах с Марса. Сюжет и хронология здесь безусловно присутствуют, но не то чтобы они играют важную роль. Задачей было показать все и сразу, и как бы привязать Теслу к современности, которой мы отчасти и обязаны ученому.

poster
Дайджест главных новостей
Бесплатная email-рассылка только лучших материалов от редакторов НВ
Рассылка отправляется с понедельника по пятницу

Понятно, что уместить жизнь и творчество такого человека в полуторачасовой фильм в рамках стандартного голливудского байопика, где герой идет дорогой перемен из точки А в точку Б, не получилось бы никак. Режиссеру Майклу Алмерейде же не привыкать играться с формой. Идеальным примером здесь служит его прочтение Гамлета тоже с Итаном Хоуком в роли заглавного персонажа. В том фильме, например, призрак отца появлялся на записи с камер видеонаблюдения.

В Тесле Алмерейде благодаря визуальной и структурной смелости удалось пройтись по главным пунктам биографии ученого, не потеряв по пути субъекта своего исследования. Здесь иногда не уследить за названиями изобретений и кое-какими фактами (приходиться открывать Википедию), но Тесла как человек виден с любого ракурса.

Более того, режиссер не делает сильного акцента на масштабе личности. Скорее на ее сложности. Плюс — Тесла предстает выходцем из народа (каким он и есть) и борцом за справедливость. В одной из сцен он прямо говорит, что его изобретение освободит людей. Напротив, Эдисон, Вестингауз и Морган видятся такими капиталистическими могулами, с которыми Тесле — обладателю тонкой душевной организации — было трудно бороться.

Кадр из фильма
Фото: Кадр из фильма

3. Актеры и картинка

Косые взгляды в сторону капитализма, неловко оборванные романтические линии, увлеченность наукой: небольшую картину Алмерейды разрывает от сюжетных линий. Сохраняет ее целостность Итан Хоук, трактующий Теслу во всех фазах его нелегкой жизни одинаково спокойно, без надрыва.

Перед нами вырисовывается портрет закрытого, застенчивого (часто за него говорит ассистент) человека хоть иногда и способного на неожиданный поступок (красивый эпизод с Сарой Бернар), но большую часть времени сосредоточенного на науке. Грубо говоря, Теслу всегда надо было подталкивать к чему-то, и только в своей лаборатории он выглядел внушительным и счастливым.

В напоминающем сюрреалистичную театральную постановку фильме, кроме Хоука, приятно смотреть на играющего Эдисона Кайла Маклахлена (его герой сдержан, упрям и самовлюблен) и на играющую Энн Морган Ив Хьюсон (ее героиня сначала без ума от Теслы, но после его интрижки с Бернар решает охладеть к ученому). Собственно, приятно смотреть и на всех остальных, но их экранное время в разы меньше.

В остальном, фильм Тесла напоминает другие фильмы режиссера. Действие здесь, и правда напоминая театральную постановку, по большей части происходит внутри помещений: бар, подвал, гостиная, сарай. Если нужно снять на натуре, то снимают тоже в помещении только с нарисованным задником. При этом Алмерейда вместе с оператором Шоном Прайсом Уильямсом (на секундочку Хорошее время братьев Сафди) продумали и мизансцены, и цветовые палитры так, чтобы фильм не вызывал ощущения замкнутости. А местами даже поражал красотой (та самая песня, демонстрация некоторых достижений Теслы, лимонад с Вестингаузом).

Кадр из фильма
Фото: Кадр из фильма

Тесла — вердикт НВ

8/10

Понятно, что перед нами фантазия на тему. Режиссер об этом честно намекает, рассказывая голосом Ив Хьюсон об ограниченном количестве фотографий Теслы. И вот из них, из фактов вперемешку с домыслами, из собственной головы Алмерейда рисует портрет ученого. Рисует в непривычном стиле, отсекая лишнее (эмоции, например) и то, в чем совсем не уверен, но твердой рукой и по делу.


Тесла

Tesla

2020 год

США

Режиссер — Майкл Алмерейда

В главных ролях: Итан Хоук, Ив Хьюсон, Кайл Маклахлен, Джим Гэффиган, Донни Кешаварц, Ханна Гросс и другие.

Показать ещё новости
Радіо НВ
X