Поле битвы — время. Рецензия на фильм Кристофера Нолана Тенет

29 августа 2020, 08:06

В украинский прокат вышел фильм Тенет — новая работа Кристофера Нолана, решенная в жанре шпионского сай-фай триллера.

И режиссер, и жанр знакомы друг с другом давно, детали сюжета держались в строжайшем секрете, эффектные трейлеры намекали на одну загадку за другой. В общем, все как всегда.

Видео дня

НВ
Фото: НВ

Загвоздка здесь была в другом: в амбициозном желании студии Warner Bros. перезапустить «новым Ноланом» мировой прокат с одной стороны и в нерешительных переносах даты премьеры с другой. В итоге и без того высокие ожидания от фильма стали совсем завышенными. С последними беда: оправдать их попросту невозможно.

Как следствие, хороший фильм несправедливо раскритиковали за абсолютно дежурные в случае с Ноланом вещи.

1. Сюжет

Агент ЦРУ, впоследствии названный Протагонистом (Джон Дэвид Вашингтон), участвует в операции по освобождению заложников в Киевской опере. На операцию по освобождению заложников наслаиваются еще несколько операций, проводимых не с такими благими намерениями и не ЦРУ. Все это несколько сбивает с толку, но только на первый взгляд.

Чуть не погибнув, Протагонист оказывается завербован для следующей операции, теперь уже касающейся спасения всего человечества. На коротком брифинге его снабжают той информацией, что есть: характерным переплетением пальцев и одним словом — тенет. Скорее сбитый с толку, чем забрифованный, Протагонист падает в кроличью нору, где ориентиром ему служат инстинкты и основанная на них интуиция.

Кадр из фильма
Фото: Кадр из фильма

2. Сценарий и драматургия

Собственно, в желании Warner Bros. перезапустить фильмом Тенет прокат нет ничего крамольного. Кем как не Ноланом — самым рентабельным и популярным режиссером последних десяти лет — его перезапускать. Более того, на этот 150-минутный, 225-миллионный интенсивный шпионский триллер надеются не только Уорнеры, но и все остальные. И, к слову, представители нашей киноиндустрии тоже.

Делать какие-то прогнозы насчет финальных сборов в условиях пандемии Covid-19 глупо, но уже понятно, что история фильма Тенет в прокате будет долгоиграющей: одни пойдут сразу, другие осторожно подождут, когда станет поменьше людей, равнодушные передумают, услышав спутанные, но интригующие отзывы приобщившихся. Не стоит забывать и о просмотрах по второму кругу. Время сейчас течет по-другому и торопиться некуда.

Время часто течет по-другому и в самом фильме, что является его системообразующей идеей, главным аттракционом. И стоит отдать должное Нолану, который здесь еще и единоличный автор сценария, идея хорошая и визуально реализовал он ее превосходно. Но если как автору сложных концепций и технически подкованному человеку ему в сегодняшнем большом кино равных нет, то вот сценарии до сих пор являются Ахиллесовой пятой режиссера.

Если оглянуться назад, на фильмографию Нолана, то самые человечные свои проекты он написал в соавторстве с братом Джонатаном. Это в первую очередь Интерстеллар, где ребята показали нам и достоверную черную дыру, и поговорили про долгожданную теорию гравитации, но самое главное обозначили в нашей Вселенной новый физический параметр — любовь.

poster
Дайджест главных новостей
Бесплатная email-рассылка только лучших материалов от редакторов НВ
Рассылка отправляется с понедельника по пятницу
Кадр из фильма
Фото: Кадр из фильма

Фильмы, которые Кристофер Нолан написал сам, представляют из себя механизмы, где ловкость рук важнее сердца (и всего остального тоже). Это и размашистое военное полотно Дюнкерк, и почему-то главный референс в разговоре о Тенете — шпионский триллер про сны Начало. Так вот, новая работа режиссера не раздражает ни пустотой Дюнкерка, ни фальшивой сложностью Начала.

Это на самом деле по-хорошему простой фильм, очень простой фокус. Надо просто внимательно следить за руками волшебника и один раз, примерно в середине, включить воображение. Все мнимые сложности сюжета фильма его герои проговаривают и сразу же объясняют в своих непохожих на разговоры обычных людей диалогах. Словно следишь за общением роботов — шестеренок во все том же нолановском механизме.

Здесь есть намек на чувства, но они в Тенете совершенно другого рода, чем в том же Интерстелларе. Там сюжетная арка между героем Макконахи (отцом) и Честейн (дочерью) была системообразующей. Без нее не было бы фильма. В Тенете чувства проговариваются неловко и между делом, как будто герои куда-то бегут по более важным делам и выкрикивают романтику на ходу. Просто потому, что так записано в голливудской сценарной методичке.

Фильма Тенет не было бы без концепции реверсивного хода времени. Все остальное в его сюжете, вплоть до псевдозагадочного имени главного героя — детали конструктора.

И тут картину можно сравнить с передовым образцом ИИ, который умеет складывать из подходящих слов красивое стихотворение, но не может понять ни его смысл, ни смысл самих слов. Точно так же Нолан берет чуть из Грэма Грина, чуть из Бонда, чуть из кино 70-х, но не то чтобы сообщает нам что-то новое, более того — он даже не сильно углубляется в жанр. С другой стороны, бог с ним с чем-то новым, когда от напряжения вжимаешься в кресло, от красоты захватывает дух, а два с половиной часа проносятся как секунда (когда последний раз кто-то испытывал нечто подобное в кинотеатрах?).

Кадр из фильма
Фото: Кадр из фильма

3. Актеры и картинка

Оператором Тенета значится мастер Хойте Ван Хойтема (Интерстеллар, Дюнкерк, К звездам). Идеально снятые идеальные локации, чуть крупных планов удивленного лица Протагониста, безупречные кадры местами напоминающие о шпионской классике 70-х (Три дня Кондора, например): его камера спокойно и самым красивым образом фиксирует неспокойную реальность.

Можно вспомнить и другие референсы (кроме Кондора), но давно стоит признать, что Нолан снимает с оглядкой на себя, на свое чувство прекрасного. Его фильмы — это вещи в себе: стеклянные шары с микромиром под куполом. И режиссера за это трудно винить, раз получается так хорошо.

Единственный недостаток — это частично построенная, частично нарисованная финальная локация, которая выглядит совершенно неправдоподобно. Но там Нолана подвело и чувство сценарной меры: заключительный диалог между Протагонистом и его напарником Нилом (Роберт Паттинсон) избыточен уже в каком-то комическом ключе и заставляет вспомнить о меме про Землю и двух астронавтов.

В остальном фильм ритмично порезан и напряженно озвучен колючей электроникой (тут стоит поблагодарить нового для Нолана композитора Людвига Йоранссона). Все это делает картину неотразимой.

Кадр из фильма
Фото: Кадр из фильма

Протагонист Джона Дэвида Вашингтона — собирательный образ героев шпионских триллеров. Он и внезапно узнавший правду растерянный, но честный журналист, и благородный спецагент. Получив благословение от Майкла Кейна и заручившись поддержкой еще одного британца с секретом Нила, он успевает спасти мир и в процессе — даму своего сердца.

Нил Роберта Паттинсона — типичный персонаж Грэма Грина. «Тихий американец» из бывших британских колоний, артистичный, умный, хитрый. С виду скользкий, но на самом деле просто осведомленный лучше других и повидавший, соответственно, больше. При том, что у Нолана редко получается свести своих героев в некоем подобии актерской химии, между Протагонистом и Нилом завязывается теплая дружба. Это не броманс, но дуэт у ребят, скорее получился, чем нет.

Элизабет Дебики в роли Кэт — жены осоловевшего от власти русского олигарха, достаточно хрупка, чтобы ее тянуло спасать, и в меру решительна, чтобы совершить то, что ей положено по сценарию. Плюс — своей утонченной внешностью она отлично вписывается в интерьеры, а при помощи своего внушительного роста двигает одну важную сцену вперед.

Кеннет Брана в роли русского олигарха Андрея Сатора не раздражает самолюбованием, как это часто бывает у актера, а действительно растворяется в образе. Актер создал типичного бондовского злодея. Антагониста, которого надо убить, но в силу одного сюжетного условия (важного, но не нового) — исключительно на условиях Протагониста.

Кадр из фильма
Фото: Кадр из фильма

Тенет — вердикт НВ

8/10

Кристофер Нолан собрал несколько ключевых для шпионского жанра архетипов и сосредоточившись не на них, а на концепте, который задумал много лет назад, снял увлекательный, будоражащий глаза и ум фильм. За такими в восьми случаях из десяти люди и идут в кинотеатры.

Более того, из-за обстоятельств выхода картины в прокат и ее структурных особенностей, Тенет еще и отличный повод выдохнуть и посмотреть на творчество Нолана спокойным, трезвым взглядом. Увидеть его сильные и слабые стороны. Обрадоваться первым и в случае с конкретно Тенетом закрыть глаза на вторые. Ведь несколько недостатков в хорошем фильме иногда работают в плюс, подсвечивая его достоинства. Как пелось в одной песне: «There is a crack in everything. That’s how the light gets in».


Тенет

Tenet

2020 год

США

Режиссер — Кристофер Нолан

В главных ролях: Джон Дэвид Вашингтон, Роберт Паттинсон, Элизабет Дебики, Кеннет Брана, Майкл Кейн, Димпл Кападия, Аарон Тейлор-Джонсон, Химеш Патель и другие.

Показать ещё новости
Радіо НВ
X