Святые моторы. Рецензия на фильм с Кристианом Бейлом и Мэттом Деймоном Форд против Феррари

16 ноября 2019, 07:15

В украинский прокат вышел фильм Форд против Феррари — новая работа режиссера Джеймса Мэнголда, известного хорошими кинокомиксами (Логан), не очень хорошими кинокомиксами (Росомаха: Бессмертный), а также одним отличным вестерном (Поезд на Юму) и такого же качества байопиком (Переступить черту).

НВ
Фото: НВ

Формально, его новый фильм относится к жанру, основанному на реальных событиях: перед нами история противостояния большого, некрасивого бизнеса (Ford) и маленького и элегантного (Ferrari). По факту же Мэнголд два с половиной часа показывает битву мужских достоинств.

Видео дня

1. Сюжет

Начало 60-х. Компания Ford переживает не лучшие времена: продажи вот уже который год падают, а над Генри Фордом вторым подшучивают, что он далеко не первый. Причина — выпускаемые компанией новые модели машин не цепляют новое, более прогрессивное поколение американцев.

Под влиянием отдела маркетинга Форд дает добро на покупку Ferrari. Ребята снаряжают экспедицию в Италию, где получают от ворот поворот. Причем в довольно грубой форме. Для Форда произошедшее — еще один удар под дых.

Повинуясь чисто инстинктивному желанию дать ответочку, автомобильный магнат нанимает выдающегося конструктора спорткаров Кэррола Шэлби (Деймон) и не менее выдающегося гонщика Кена Майлза (Бейл). Цель — создать новую машину и победить европейцев на их же территории — в старейшей гонке 24 часа Ле-Мана.

Ситуация осложняется не только инженерной сложностью задачи, но и взрывным характером индивидуалиста Майлза.

Кадр из фильма
Фото: Кадр из фильма

2. Сценарий и драматургия

Если попытаться проанализировать творческий путь режиссера Мэнголда, то выводы можно будет сделать следующие: он режиссер-хамелеон, в фильмографии которого есть и психологический хоррор (Идентификация), и ромком (Кейт и Лео), и личная драма (Толстяк), и уже упомянутые выше вестерн с кинокомиксами; плюс — Мэнголда привлекают истории, в которых герои, мужчины, подошедшие к краю бездны, должны прыгнуть выше головы и либо приземлиться на противоположной стороне, либо упасть в экзистенциальную пропасть.

К чести постановщика стоит сказать, что жанровые кульбиты у него чаще получаются, чем нет, а к своим персонажам он относится с максимальной любовью и вниманием. И c фильмом Форд против Феррари вроде бы вышла такая же история. Здесь, на первый взгляд, все получилось. Все детали сюжета подогнаны правильно, герои входят и выходят в нужные моменты, говорят уместные слова.

В центре фильма отношения Майлза и Шэлби. Оба знают друг друга много лет, оба несмотря на трения преданны друг другу. (Это когда за легкой, дружеской дракой идет совместное распитие газировки, а дальше совместная же подготовка к состязанию).

Кадр из фильма
Фото: Кадр из фильма

Наполненный харизмой и талантом актеров, броманс конструктора и гонщика — главное развлечение картины, ее основной, так сказать, двигатель. Проблема одна — все, что находится вне рамок их отношений (и вне гоночных эпизодов), не развлекает абсолютно. Здесь много бьющего в лоб маркетинга, много правильных, стандартных сцен, которые не способны оживить усилия остальных актеров.

poster
Дайджест главных новостей
Бесплатная email-рассылка только лучших материалов от редакторов NV
Рассылка отправляется с понедельника по пятницу

Нельзя снять чисто мужской фильм в 2019-м. Надо его разбавить, например, полностью выпадающей из канвы сценой, в которой жена Майлза тоже проявляет характер. В то же время нельзя снять стандартную двухчасовую ленту с такими именами в титрах, поэтому приходится растянуть фильм до 152 минут местами довольно скучного экранного времени.

Что сыграет в еще больший минус в самом конце картины, когда разогнавшийся Мэнголд так и не успеет притормозить и въедет на полной скорости в неожиданный (если не читать Википедию) финал фильма. Скомкав его и сильно подпортив впечатления от эффектной битвы при Ле-Мане.

Все эти проколы не то чтобы сильно портят итоговый результат, но и чести картине тоже не делают. Мэнголд явно способен на чуть большее, чем недожатый байопик. Если уже снимать фильм про битву мужских эго, то идти следует до конца (в некотором роде проявив свой режиссерский характер) и по возможности без компромиссов.

Кадр из фильма
Фото: Кадр из фильма

3. Актеры и картинка

Своей сценарной шероховатостью фильм режет глаз, но что здесь получилось, так это химия между героями Бейла и Деймона. Их персонажи прописаны без изысков: Шэлби для драматического эффекта постоянно жует жвачку и периодически глотает таблетки для сердца, Майлз — поджимает губы и скалится. Оба актера выжали максимум из этого странноватого союза эксцентрика и решалы.

Задник фильма хоть и густонаселен, но не особо важен, что, учитывая его хронометраж, скорее, плохо. Из забавного разве что Джон Форд второй в уморительном исполнении Трейси Леттса, да парочка итальянцев из Ferrari. Все остальные напряженно ходят туда-сюда, да периодически поглядывают друг на друга исподлобья.

С одной стороны, банально говорить, что в фильме про гонки, гонки удались на славу, но с другой — могли бы и не удастся. Поэтому, да — их здесь много, поставлены они отлично; долговязому Бейлу идеально подходит лаконичная кабина спорткара, а упитанному Деймону — ковбойская шляпа «тренера» и место на пит-стопе.

Кадр из фильма
Фото: Кадр из фильма

Форд против Феррари — вердикт НВ

7/10

При всех вышеуказанных недостатках фильм Форд против Феррари доехал до финала в первой тройке уж точно: перед нами максимально зрительская картина с любимцами публики в главных ролях. При этом оба любимца, как и всегда, отрабатывают свои гонорары с достоинством талантливых профессионалов.

Просто с такими вводными (история, режиссер, актеры опять-таки) могло бы получиться нечто чуть более сложное, наполненное. Для хороших сборов все на месте, для развлечения поинтереснее не хватило тестостерона.


Форд против Феррари

Ford v Ferrari

2019 год

США

Режиссер — Джеймс Мэнголд

В главных ролях: Кристиан Бейл, Мэтт Деймон, Катрина Балф, Трейси Леттс, Джон Бернтал, Джей Джей Филд, Ремо Джироне и другие.

Показать ещё новости
Радіо NV
X