Время собирать. Зачем люди коллекционируют современное искусство

28 декабря 2020, 19:13

В Музее современного искусства Одессы проходит выставка Время собирать, которая рассказывает о феномене коллекционирования в Украине. Кураторы выставки и коллекционеры, чьи работы представлены в МСИО, рассказывают НВ, зачем покупать современное искусство в наше время и кто это делал в Украине раньше.

Кураторами проекта стали Андрей Сигунцов и Татьяна Лысун. Их главная цель — познакомить поближе с понятием коллекционирования, развенчать миф о том, что коллекционером может стать только представитель привилегированных слоев общества, и вовлечь желающих в процесс собирания произведений искусства.

Видео дня

В экспозицию проекта Время собирать вошли работы, отобранные из частных собраний коллекционеров современного искусства — Андрея Адамовского, Бориса и Татьяны Гриневых, Анатолия Дымчука, Вадима Мороховского. Они поделились с МСИО редкими работами легендарных Марка Шагала, Сальвадора Дали, Василия Ермилова, Зинаиды Серебряковой, Татьяны Яблонской и известных современных художников, среди которых Арсен Савадов, Влада Ралко, Валерия Трубина и других художников и фотографов.

Татьяна Лысун

Кураторка выставки Время собирать

Для меня проект о том, что арт-процесс это не только о художнике и выставке. Это масштабный процесс, труд и вложения разных людей. Мы знаем те или иные предметы искусства благодаря тому, что кто-то в определенный момент отобрал работу, изучил ее, описал и создал условия, чтобы широкий зритель мог с ней познакомиться. Коллекционеры одни из тех людей, кто запускают этот процесс и тем самым влияют на культуру общества. Главный посыл — каждый может влиять на него своим интересом и вовлеченностью, даже если он не художник-создатель.

Сальвадор Дали, Композиция со слонами, 1970 (Фото: Из коллекции Вадима Мороховского)
Сальвадор Дали, Композиция со слонами, 1970 / Фото: Из коллекции Вадима Мороховского

Навредить можно, пожалуй только безответственным отношением к приобретенным произведениям. Когда их прячут от исследователей или хранят в плохих условиях, что приводит к разрушению работы. В общем, коллекционирование это свободный выбор и человек имеет право собирать все, что ему по душе. Эти люди генерируют процессы в культуре и оказывают важную материальную поддержку для ее развития.

Андрей Сигунцов

Куратор выставки Время собирать

В первую очередь, выставка Время Собирать о людях, благодаря которым мы можем видеть то, что сейчас находится в музеях и арт-центрах. Это происходит вопреки, а не благодаря государственной поддержке. За последние сто лет именно частные коллекции легли в основу выдающихся музейных собраний не только в Украине, но и за рубежом. Благодаря частным инициативам, идеям, вдохновению и силам формируются фундаментальные и важные коллекции. Эти люди не остались в прошлом, но и живут сейчас среди нас.

Борис Косарев, Супрематическая композиция, 1919 (Фото: Из колекции Андрея Адамовского)
Борис Косарев, Супрематическая композиция, 1919 / Фото: Из колекции Андрея Адамовского

Роль коллекционеров очень важна, она была основной, когда искусство носило цеховой характер. Допустим, семейство Медичи вообще сформировало и поддержало культуру Возрождения. Флорентийская республика сформировалась благодаря их вкусам. Сейчас же коллекционер — это тот человек, который помогает не только финансово, покупая работы. Покупателем может быть кто угодно. Коллекционер покупает для дополнения коллекции. Соответственно, он обладает каким-то специфическим видением, пониманием и опытом.

Исходя из этих принципов он формирует коллекцию, которая потом сама является произведением искусства и может быть передана для выставки или стать объектом научного изучения. Чем больше человек глубоко интересуются искусством, тем лучше.

Коллекционеры прошлого

Еще в 1800-х годах коллекционированием занимался киевский предприниматель Иван Терещенко. Особое внимание он уделял молодым художникам. Терещенко стал меценатом еще в студенческие времена, когда начал поддерживать художественную школу Ивана Мурашко в 1875 году.

Одними из известнейших коллекционеров стали Богдан и Варвара Ханенко. Свою коллекцию Ханенко начал во время свадебного путешествия в 1874 году. Первой приобретенной картиной пары стала Девушка с мертвой птицей итальянского художника ХІХ века Чезаре Фракасини. Сейчас в музее Богдана и Варвары Ханенко более 25 тысяч предметов искусства, примерно тысяча из которых постоянно экспонируется.

А вот в 1905 году уроженец Житомира Яков Перемен вместе с женой открыл на улице Преображенской в Одессе книжный магазин Культура. В это же время он стал покупать работы молодых одесских художников, чей стиль не был похож на традиционный «южнороссийский».

Марк Шагал, из серии Стихотворения, 1968 (Фото: Из колекции Вадима Мороховского)
Марк Шагал, из серии Стихотворения, 1968 / Фото: Из колекции Вадима Мороховского

В 1960-х годах искусствовед и художник Игорь Диченко начал собирать свою коллекцию предметов искусства. Свои первые экспонаты он находил на мусорках, покупал на стипендию или гонорары. Денег хватало на авангард, который не особо ценился в советские времена. В 2015 коллекцию из приблизительно 700 полотен вдова Диченко Валерия Вирская передала в Музейный фонд Украины, сейчас они хранятся в Мистецькому Арсеналі.

В 1980-х искусством заинтересовался меценат Михаил Кнобель, который позже стал владельцем самой большой коллекции неофициального искусства Одессы. Его коллекция состояла из более 400 живописных полотен. В 2008 году на ее основе был создан Музей современного искусства Одессы.

Коллекционеры настоящего

Борис Гринев

Ученый и коллекционер

Я начал коллекционировать предметы искусства еще в 1994 году. Нельзя ответить, зачем я начал это делать. Говоря романтично, это был порыв моей души. Как рассказывает мама, в детстве я собирал марки и этикетки. Так устроена вся история коллекционирования. Коллекционеры — очень специфические люди. Я никогда не занимался этим для зарабатывания денег. Это бесполезные вложения и в Украине монетизировать коллекцию практически невозможно.

Валерия Трубина, La Grande Revolution, 1993 (Фото: Из коллекции Бориса и Татьяны Гриневых)
Валерия Трубина, La Grande Revolution, 1993 / Фото: Из коллекции Бориса и Татьяны Гриневых

Сегодня в Украине практически нет современных работ, которые были бы всемирно известными, но мы на пути к этому. Мы занимаемся коллекционированием украинской фотографии, которая очень хорошо развивается. Сейчас мы готовим подарок от фонда коллекционеров современного украинского искусства Центру Помпиду. Это путь признания.

На какие работы обратить внимание

Татьяна Лысун

Кураторка выставки Время собирать

На выставке очень много работ, сложно что-то выделить. Я заметила, что люди больше приходят на имена Марка Шагала и Сальвадора Дали, но не обращают внимание, например, на зал авангарда. Там есть отличная работа Богомазова — одного из важнейших украинских авангардистов, автора трактата «Живопись и элементы». Длительное время он был полностью забыт и благодаря любопытным искусствоведам мы сейчас знаем об этом художнике.

Владимир Кожуарь, Be seen, 1998 (Фото: dymchuk.com)
Владимир Кожуарь, Be seen, 1998 / Фото: dymchuk.com

Есть работа «серое на сером» Владимира Кожухаря Be seen, где изображена обнаженная девочка подросток на роликах. Моим коллегам эта работа очень нравилась, а у меня она сначала не вызвала интереса. Потом ко мне дошло, что это очень точное понимание состояния подростков, которые желают быть замеченными, принятыми и понятыми. То состояние, когда детство уже ушло и мир от тебя требует что-то, к чему ты, скорее всего, не был готов. Первое испытание на прочность. И это чувство одиночества и беззащитности, которые испытывает, наверное, каждый подросток, в этой работе максимально передается.

Андрей Сигунцов

Куратор выставки Время собирать

С моей точки зрения, самыми ценными работами стали те, которые были уничтожены и очень ограниченно представлены в наших музеях. Это в первую очередь дореволюционные работы до 30-х годов и работы авангардистов. Также интересны шестидесятники, многие из которых работали в стол и уже после обретения Украиной независимости, на них полился свет, внимание и слава. Много работ было потеряно и не сохранено. Благодаря коллекционерам мы можем увидеть, как искусство развивалось в эпоху соцреализма и жестких правил.

Давид Чичкан, Ескапізм, 2015 (Фото: Из коллекции Бориса и Татьяны Гриневых)
Давид Чичкан, Ескапізм, 2015 / Фото: Из коллекции Бориса и Татьяны Гриневых

Конечно, много работ и после 1990-х. Тогда многие художники активно двинулись на Запад. Многие работы Голосия находятся не в Украине. Поэтому здорово, что некоторые его работы представлены в частных украинских коллекциях. Таких художников, как Голосий не один и не два, а десятки. И здорово, что знаковые работы мы можем увидеть на этой выставке.

Вообще на Время собирать представлено более ста художников. И все они в той или иной мере сыграли большую роль в формировании искусства и культуры Украины.

Показать ещё новости
Радіо НВ
X