Солистка Венской оперы Зоряна Кушплер: «Австрия – открыта для модерна, но свои традиции свято оберегает»

11 июля 2017, 09:50
Спецпроект

Одно из ярчайших музыкальных событий этого лета – новый неформатный фестиваль классической музыки LvivMozArt

Он пройдет во Львове с 18 по 25 августа и объединит академическую музыку с перформансом, инсталляцией, вижуал-артом и другими видами искусства. В рамках этого феста у гостей будет возможность послушать выступление мировых звезд оперной сцены. Одна из них – Зоряна Кушплер, солистка оперного театра в Вене.

Видео дня

- Зоряна, вы приезжаете в августе из Вены во Львов специально, чтобы выступить на LvivMozArt. Что вы готовите львовским слушателям?

- Я буду выступать на трех концертах в рамках фестиваля. Первый, который пройдет 18 августа – это концерт-открытие, где я буду исполнять произведение Франца Ксавера Моцарта. На гала-вечере я исполню арии и дуэты из опер: «Милосердие Тита», «Волшебная флейта», "Так поступают все женщины", а также отрывок из «Свадьбы Фигаро». И третий, особенный концерт пройдет в Соборе Святого Юра, где я исполню «Реквием» Моцарта.

- «Реквием» Моцарта – это композиция с нелегкой судьбой, она хранит в себе печальную подоплеку. Какие эмоции вы испытываете, исполняя ее?

- Честно говоря, у меня к «Реквиему» совершенно другое отношение. Это произведение написано Моцартом только отчасти. Например, в «Лакримозе» им составлено только восемь тактов, остальное же написал его ученик Зюсьмайер. Поэтому отношение к этому произведению у меня неоднозначное, ведь это не стопроцентный Моцарт, а значит, не исключительно его история.

Но, безусловно, это фундаментальная композиция и очень важная для классической музыки. Когда ко мне кто-то приезжает в Вену в гости, я всегда вожу его в Церковь Святого Михаила, где проходила заупокойная месса по Вольфгангу Амадею Моцарту. Внутри есть специальная мемориальная доска, на которой указано, что именно в этом зале провожали в последний путь композитора, и тут впервые прозвучал его «Реквием». Имеется ввиду, те фрагменты, которые он сам написал: позже за работу взялся Зюсьмайер и оформил уже все в целостное произведение.

- Всегда ли вам важно изучить историю произведения, которое собираетесь исполнить, или порой позволяете себе сами ощутить его атмосферу и контекст?

- Мне это привили с детства, и по-другому я не могу – я всегда узнаю все, что связано с произведением, к которому я имею отношение. Меня к этому действительно приучили еще с детства – я из музыкальной семьи, мой отец – знаменитый оперный певец. Если я берусь за какую-то новую роль, я пытаюсь не только прочувствовать ее и вникнуть в смысл оперы, я изучаю все, что связано с ее созданием. Это очень влияет на конечный результат, поверьте! Я считаю, что в этом нет моих каких-то особенных заслуг – это просто фундаментальный профессиональный подход.

poster
Дайджест главных новостей
Бесплатная email-рассылка только лучших материалов от редакторов НВ
Рассылка отправляется с понедельника по пятницу

- Сейчас вы живете в Вене – в месте, где каждая улочка нашептывает какую-то музыкальную историю. Повлиял ли этот город на ваше восприятие классики?

- Безусловно! За 20 лет, на протяжении которых я выступаю, я объездила весь мир. И могу сказать, что такого отношения к классической музыке, как в Вене – я нигде не встречала. Возможно, Японию можно поставить в сравнение, но у этой страны нет такой истории – к ним опера пришла относительно недавно, а в Вене это развивалось столетиями. Вена слегка консервативна, но в очень милой форме: она открыта для модерна, но свои традиции свято оберегает. Это прививается у жителей города с раннего детства. Например, мой сын ходит в детский сад при школе, которую основывала Мария Терезия – это одно из старейших в Вене учебных заведений. Буквально на днях у них был детский праздник, где были малыши от двух до шести лет – моему сыну два с половиной года. На этом празднике была викторина, и детки должны были отвечать на вопросы: «За кем была замужем Мария Терезия?», «Сколько у нее было детей?», «Каких именно государств она была королевой?». То есть история и традиции культивируются в Вене с пеленок.

- Когда вы только приступили к работе в Венской опере, с разрушением каких стереотипов вы столкнулись?

- С подобными вещами – моментами, к которым я не была готова – я столкнулась еще до Вены, когда работала в Берне (Швейцария). Поэтому, когда я получила ангажемент в Венской опере, я уже въехала «на белом коне». Единственное, что меня действительно поразило – это объем работы, который оказался просто колоссальным! Подумайте, 54 оперы в сезон! На самом деле, это самый обширный репертуар в мире. Но это безумно интересно.

- При таком графике определенно нет возможности выпасть из строя. Как оберегаете голос?

- Банально прозвучит, но важно вести здоровый образ жизни. После спектакля, например, я себе редко могу позволить поехать куда-то со всеми на ужин с вином: во-первых, почти всегда на утро назначена репетиция и нужно быть в форме, а во-вторых, это же еще и на фигуре сказывается. Поэтому я лучше встречусь с коллегами на завтрак, и схожу на йогу или в бассейн.

- Один из посылов LvivMozArt – привлечь как можно больше публики, показать ей, что классика – это интересно. И, в первую очередь, это касается молодежи. Какого возраста публика в Вене? И как, на ваш взгляд, лучше обратить внимание молодой аудитории?

- В Венской опере публика абсолютно разновозрастная: то есть нет такого, что сидят одни старики и «кому за 40». Более того, в этом театре есть специальные стоячие места, билет на которые стоит 3 евро. Так вот на этих местах почти всегда одна молодежь. Что касается того, как привлечь… Очень важно, чтобы человек попал туда хоть однажды, имеется ввиду сейчас, в наши дни. Я думаю, этого будет достаточно, чтобы показать, что классика, опера в частности, - это не необъятные полные леди и бесконечные арии, а отдельный прекрасный мир. Посмотрите хотя бы на солисток нашей Венской оперы – сплошные «Мисс мира»: подтянутые, красивые, ухоженные. Это и есть одно из проявлений красоты. Поэтому, очень важно просто показать хотя бы раз, а дальше уже все произойдет само собой.

Детально о фестивале LvivMozArt – на официальном сайте http://mozart.lviv.ua/

Показать ещё новости
Радіо НВ
X