Смерть на Ниле: фильм про любовь, в котором Эркюль Пуаро сбривает усы и становится обычным человеком

13 февраля, 13:31
В фильме Смерть на Ниле у главного героя появилась история (Фото:Кадр из фильма)

В фильме Смерть на Ниле у главного героя появилась история (Фото:Кадр из фильма)

В украинский прокат вышел фильм Смерть на Ниле — вторая экранизация одноименного классического романа Агаты Кристи, предпринятая режиссером Кеннетом Браной, компанией 20th Century Studios и продюсером Ридли Скоттом (среди прочих).

Валерий Мирный

Кинообозреватель НВ

Этот новый виток увлечения ветхозаветными по состоянию на сейчас сюжетами британской писательницы был запущен в 2017-м внезапным успехом Убийства в Восточном экспрессе — сделанного той же командой ансамблевого фильма с атмосферными антуражем и вялым сценарием.

Видео дня

Картина Смерть на Ниле по идее должна ответить на вопрос, что, кроме скучного эскапизма, может предложить зрителям эта ревизия классики.

1. Сюжет

Поля Первой мировой. Молодой и сообразительный бельгиец Эркюль Пуаро подсказывает капитану, как можно без особых потерь взять немецкий мост. И спасает свой взвод от верной гибели. Там же Пуаро получает шрамы на лице и по совету возлюбленной скрывает их за усами, которые через много лет станут легендарной частью образа великого сыщика.

Через много лет наступает. Эркюль Пуаро спокойно проводит время в Египте. Отдых нарушает появление его давнего друга — молодого щегла по имени Бук. Тот собирается в круиз на теплоходе Карнак по Нилу — свадебное путешествие, организованное богатой невестой Линнет, и, обещая сыщику увлекательное приключение в хорошей компании, где ничто не будет напоминать о работе, зовет его с собой.

Пуаро соглашается и тут же попадает в водоворот любовных страстей и грязных интриг, которые триггерят травмы в его прошлом, и таки получает работу: на теплоходе происходит убийство. Под подозрением снова все.

Кадр из фильма
Фото: Кадр из фильма

2. Исполнение

Вполне возможно, в эпоху постоянных перемен, когда земля норовит уйти из-под ног по несколько раз на дню, и переизбытка контента, когда происходящее вокруг становится не уравновешенной рекой, из которой можно не спеша что-то черпать, а стремительным потоком, который то затягивает, то выталкивает, такие фильмы как Убийство в Восточном экспрессе или Смерть на Ниле становятся спокойной лагуной, заплыв в которую можно выдохнуть и на пару часов забыться.

Что, впрочем, не отменяет претензий к ним. Ведь состояние абсолютного интеллектуального и физического покоя — это омут, где правит скука. Примерно таким и был фильм Убийство в Восточном экспрессе — скучным, неизобретательным и вдобавок эгоцентричным. Последнее касается режиссера Кеннета Браны и его очень одномерной трактовки Эркюля Пуаро. Сыщик в исполнении Браны — это способный выдавать крепкие, основанные на логике заключения сноб. И все. Ни самоиронии, ни сердца. Только самолюбование и высокомерие. Одной из худших сцен в фильме 2017 года была та, где Пуаро установил посреди железнодорожных путей стол, усадил за него пассажиров и читал им лекцию о преступлении и наказании: искусственность и какая-то режиссерская наглость действия при этом зашкаливали.

В фильме Смерть на Ниле искусственность осталась на месте, но с самим Пуаро произошли некоторые положительные метаморфозы. Вот эта линия с усами и возлюбленной добавила ему еще одно измерение и сделала, наконец, человеком. У Пуаро появилось сердце, и оно, как оказалось, было разбито. Усы же стали не только эксцентричным атрибутом бельгийца, но ширмой, за которой великий сыщик прятал себя от эмоций. Артефакт, связанный с любимой, которую Пуаро так и не отпустил.

Эпизод с Первой мировой Брана снял, чтобы показать, насколько сильно задело Пуаро происшествие на теплоходе Карнак. Конечно, в пестрой толпе убийц и подозреваемых режиссер отразил и остросоциальные вопросы современности: бывшая капиталистка и недоделанная коммунистка стали, наконец, возлюбленными; темнокожая певица и ее дочь размышляют о предрассудках — но это линии третьего порядка. Они не так важны.

poster
Дайджест главных новостей
Бесплатная email-рассылка только лучших материалов от редакторов НВ
Рассылка отправляется с понедельника по пятницу
Кадр из фильма
Фото: Кадр из фильма

Важно, что весь этот набор персонажей страдает от любви: скрытой, неразделенной, не получившей одобрения. Один из этих узлов страсти затягивается в убийство. Все — отображаются на эмоциональном состоянии Пуаро и пробивают его броню. Что в свою очередь отразилось на финальной сцене разоблачения убийц. Она в фильме Смерть на Ниле не стыдная, а пламенная, потому что сыщик разоблачает не только преступников: он одновременно понимает многое про себя. Брана, стоит признать, сыграл этот эпизод превосходно.

Если коротко, то в фильме Смерть на Ниле у главного героя появилась история и она закончилась катарсисом. Не таким ярким как могло бы быть, но что-то в данном случае — уже хорошо.

Впрочем, перекочевали из Экспресса в Нил и проблемы. В первую очередь, искусственный задник картины. Артефакты Египта в фильме Браны нарисованы на компьютере и нарисованы не то, чтобы хорошо. Хотя даже если бы было хорошо, все равно сама природа CGI плохо сказывается на сюжете. Здесь можно вспомнить фильм Смерть на Ниле 1978 года, в котором вот эта опереточная, по сути, история разыгрывалась на фоне настоящего Древнего Египта: Великих пирамид, Сфинкса, Абу-Симбел.

Человеческое, сиюминутное, таким образом, противопоставлялось вечному, что создавало дополнительный эффект, дополнительное, философское даже, измерение фильма.

В версии Браны этого нету. И его картина при всех ее технологических ухищрениях в визуальном плане бедна. А голый сюжет, даже учитывая «ход с усами» Пуаро, не может обеспечить полного погружения в фильм. Он, сюжет Смерти на Ниле, для этого слишком прост, известен и стар.

Кадр из фильма
Фото: Кадр из фильма

Смерть на Ниле — вердикт НВ

7/10

Продлится ли разоблачительный поход Эркюля Пуаро дальше — покажут сборы. Но во втором фильме этой искусственной серии ярмарка тщеславия сменилась просто рассказанной историей про любовь и про то, как она влияет на жизнь. Как она может ее отравить и как воодушевить. Как придать смысл и как забрать вообще все вплоть до души.

Кеннет Брана — режиссер, если говорить грубо, старорежимный. И ждать от него каких-то игр с классическим сюжетом, к сожалению, не приходится. Но изменения, все-таки, он кое-какие привнес, и они положительные. Не отметить это тоже нельзя.


Смерть на Ниле

Death on the Nile

2022 год

США, Великобритания

Режиссер — Кеннет Брана

В главных ролях: Галь Гадот, Летиша Райт, Арми Хаммер, Аннетт Бенинг, Али Фазал, Софи Оконедо, Том Бейтман, Эмма Маки, Дон Френч, Роуз Лесли, Дженнифер Сондерс и Рассел Брэнд.

Показать ещё новости
Радіо НВ
X