Это вам не интернет: как европейским театрам для детей удается конкурировать с гаджетами и побеждать

10 сентября 2021, 13:50

Вы популярны, пока вас слушают или смотрят дети. Это требовательная аудитория, которую сложно заинтересовать, но она одновременно самая активная. Театр — это диалог, потому что человек сам по себе одинок, и когда разговор складывается — становится неважно, какого уровня этот театр.

Cлава Жыла

художественный руководитель Киевского академического театра Актер

Посещение театра развивают наш мозг, а все, что происходит на сцене, дает толчок мыслить полноценно. Поэтому детей следует водить даже на взрослые представления.

Также театр можно использовать для социализации ребенка, воспитания художественного вкуса. От посещения театров для детей и юношества в детстве зависит, будет ходить сюда человек уже во взрослом возрасте, поэтому это еще и воспитание зрителя.

Видео дня

Театры осваивают новые форматы

Пока существует театр, интересный для детей и юношества, его не оттеснит ни диджитал прогресс, ни телевидение, ни интернет. Составить конкуренцию Disney мы в силе, пока развиваемся вместе со зрителем. Поэтому главный показатель в моей работе - присутствие зрителя в зале.

Театру не всегда стоит враждовать с новыми форматами. Мюзикл The Lion King по мотивам мультфильма от Disney показывают более 20 лет. Эту постановку увидели в разных странах и мира и, будем откровенны, она заполонила сердце не только детей, но и взрослых зрителей. Мюзикл дал зрителю больше, чем он ожидал. В этом и есть смысл постановок для детей. Новые сцены, музыка, песни. Это создает дополнительный смысл и подтексты для тех, кто пришел в зал. Я не говорю уже о подготовке и процессе посещения театра, который является частью настоящей театральной традиции.

timeout.com
Фото: timeout.com

Затем мир увидел мюзикл о Мэри Поппинс и не только. Благодаря существованию Disney Theatrical Productions появлялись адаптации мультфильмов Холодное сердце, сказок об Алладине и Русалочке.


Современность театров: аудиоприключения, COVID-19 и неформальное общение

Европейская театральная традиция сформировалась значительно раньше украинской, но способствует ее развитию и в нашей стране. К примеру, опыт Германии может рассказать о первом в мире стационарном театре кукол в немецкоязычном пространстве. Мюнхенский театр марионеток существует уже более 100 лет и постоянно учится работать с детской аудиторией, потому что это главный зритель. Его контент очень разнообразен и умеет удивлять еще с момента, как мюнхенские кукольники изобрели свою куклу Kasperl Larifari.

Правда, локдаун повлиял и на репертуар, и на доходы театра (потому что он частный). На выходных театр ставил по три спектакля, которые посещала только треть зрителей. Из-за карантина Мюнхенский театр марионеток обращался за пожертвованиями к аудитории. И зрители поддержали его.

Сегодня здесь можно увидеть детские представления Лунный фонарь Людвига Шустера, Гензель и Гретель на музыку Энгельберта Хампердинка, Рыцарь ржавчины и Принц шоу и тому подобное. В них раскрывают вечные темы, но в современной обработке, что позволяет быть услышанными даже наименьшими зрителями.

Мюнхенский театр марионеток
Фото: Мюнхенский театр марионеток

В Великобритании развиты театры для детей и юношества. В них внимание акцентируют на актерской игре и декорациях. К примеру, Unicorn Theater систематически работает со своим зрителем. Для этого устраивают красочные представления, чуть ли не ежедневные экскурсии, и показывают, как их театр работает изнутри. Такое общение дает возможность еще больше заинтересовывать детскую аудиторию и дарить ощущение причастности к магии, которую они видят на сцене. Личностное общение и встречи на мастер-классах также способствуют вниманию к Unicorn Theater. Поэтому, чтобы оставаться интересными для зрителей нужно «брать» детскую аудиторию еще и открытостью.

poster
Дайджест главных новостей
Бесплатная email-рассылка только лучших материалов от редакторов НВ
Рассылка отправляется с понедельника по пятницу
Unicorn Theater
Фото: Unicorn Theater

Unicorn Theater уделяет немало внимания визуалу своих продуктов и предлагает новые форматы и активности для зрителей, у него современный и стильный сайт, где рассказывает о своей работе. Например, бесплатные «аудиоприключения» Attack of the wolfdogs или онлайн-сторителинг Story Seekers, который подготовили совместно с национальным театром.


«Взрослые» темы на сценах театра для детей

Разве можно забыть о старейшем профессиональном кукольном театре в Европе. Он называется Divadlo Spejbla a Hurvínka и расположен в Праге. И знаете что? Он до сих пор остается очень популярным не только в Чехии, но и всех странах мира. Этот живой театр для детей в основном о юморе и режиссерские постановки детских сказок, но здесь ставят спектакли и о серьезных этапа в детской жизни.

Например, переходный возраст, проблемы взросления. В общем сложные темы освещают благодаря сатирическим комедиям. Этот театр говорит на «человеческом и современном» языке со своим зрителем и остается популярным. Чаще всего его посещают жители Праги, но благодаря тому, что Divadlo Spejbla a Hurvínka постоянно прогрессирует, на спектакли театра во время гастролей приходит много людей. Видимо, все это заслуги профессиональных кукольников, которые постоянно доказывают, что достойны внимания даже маленького зрителя.

Divadlo Spejbla a Hurvínka
Фото: Divadlo Spejbla a Hurvínka

О своем репертуаре и встречах с посетителями театр рассказывает в соцсетях, постит фото со спектаклей и пишет посты, в которых приглашает приходить на спектакли. Сегодня здесь работают в жанре комедии и драмы, а актеры используют песни, пантомиму, диалоги, обращение к зрителю.

Итальянский детский театр Testoni Ragazzi - La Baracca тоже имеет интересный опыт и работает уже более 45 лет. Здесь получили уникальные профессиональные качества, которыми и привлекают детскую публику до сих пор. Но они интересны не только выступлениями, но и взаимодействием с аудиторией вне сцены. La Baracca - Testoni Ragazzi постоянно устраивает мастер-классы для детей и подростков в свободном формате. На них можно попробовать себя в качестве актера, или просто общаться с единомышленниками. Такой интерактив привлекает зрителя, поэтому этот опыт тоже можно успешно использовать в наших условиях.

Testoni Ragazzi - La Baracca каждый сезон пытается удивлять аудиторию. К примеру, устраивают вечерние шоу и показы: среди последних - L`universe e`un materasso, Sapiens Mi fai paur, Branco di Scuola тому подобное.

Testoni Ragazzi
Фото: Testoni Ragazzi

Франция же почти 50 лет назад создала сразу шесть государственных театров для детей в разных городах. Их финансирует государство и местные власти. И это хороший кейс, потому что сеть театров должна быть разветвленной, они должны быть в каждом городе, чтобы оставаться доступными.

Театры в Кане и Сартрувиле показывают современные сказки для детей и подростков, а драматические центры в привычный сложный репертуар добавляют по меньшей мере две сказки для детей. К тому же во Франции есть репертуарные театры, которые сформировали афишу согласно определенной тематике. Кое-где показывают адаптированную возрастную классику. Как вот Маленький принц, Землемер, Стулья и тому подобное. Особое внимание французские театры уделяют развивающим представлениям, где дети вместе с актерами изучают азбуку или животных. Благодаря разнообразию, театр для детей во Франции является частью образования и формирует художественный вкус человека еще с самого детства.

Среди лучших мировых театров для детей находятся и польские. Вспомним Teatr Lalki Maski i Aktora Groteska в Кракове, который уже десятилетиями устраивает собственный Фестиваль малых театральных форм. Здесь репертуар четко делят на сказки, мифы и басни, что позволяет «попадать» в целевую аудиторию. Кукольные спектакли по сценариям сказок готовят для маленьких зрителей, а вот на байки уже чаще ходят семьями. Зато мифы популярны среди взрослых людей.

Teatr Lalki Maski
Фото: Teatr Lalki Maski

Для спектаклей Teatr Lalki Maski используют кукол и игрушки, которые сочетаются с юмором и смешными диалогами, которые развлекают детей, но в основе представления может быть важная актуальна проблематика.

Итак, умение работать с людьми разного возраста и быть для них интересными - разве это не настоящий профессионализм?

Редактор: Мария Кабаций
Показать ещё новости
Радіо НВ
X