Шекспир отдыхает. Рецензия на фильм Патерсон гениального Джима Джармуша
Джим Джармуш. Вы либо не знаете, кто это, либо ждете каждого его нового фильма, как 3-летний ребенок — похода в зоопарк.
Патерсон претендовал на Золотую пальмовую ветвь Каннского кинофестиваля в прошлом году, как и многие прежние работы Джармуша. И вновь гениальный Джармуш остался без самой престижной в мире кино награды.
Каннское жюри в свое время наградило его призом Золотая камера за лучший дебют (Более странно, чем в раю, 1984 год). А в 1993 году Джармуш удостоился приза за лучший короткометражный фильм (Кофе и сигареты 3). В 2005 году за Сломанные цветы Джармушу дали Гран-при.
Интересно, какой же все-таки шедевр должен снять Джармуш, чтобы получить Золотую пальмовую ветвь?
Как бы то ни было, Патерсон — первый фильм Джармуша за последние три года — удался на славу. Лиричный и ироничный, внешне намеренно упрощенный фильм больше всего перекликается со знаменитыми Сломанными цветами.

Сюжет
Патерсон работает водителем автобуса, а в свободное время пишет стихи в маленькой записной книжке. Он читает их только своей жене Лоре. И она считает их гениальными.
Сам Патерсон в этом не уверен. По стечению обстоятельств он живет в городке Патерсон, штат Нью-Джерси. Тут жили великие поэты Аллен Гинзберг и Уильям Карлос Уильямс. Их тень незримо витает над жизнью Патерсона.
Целыми днями он водит автобус, слушая разговоры случайных пассажиров о жизни. Вечером он возвращается домой, где его жена Лора перекрашивает очередную стену в странное сочетание черных и белых ромбиков в поисках самовыражения. А еще Лора мечтает купить гитару и петь кантри. Кроме того, она печет сладости для местной ярмарки. И экспериментирует на кухне с пирогами со шпинатом.
А Патерсон после ужина выгуливает собаку — вроде бы инфантильного бульдога Марвина. Каждая прогулка заканчивается кружечкой пива в местном баре.
Утром Патерсон снова отправляется на работу, записывая по дороге фрагменты очередного стихотворения в маленькую записную книжку. Больше он ничем не интересуется. У него даже нет мобильного телефона.
Будни гения, одним словом.

Сценарий и драматургия
Джармуш на высоте. Фильм влюбляет в себя с первых кадров. Каждая деталь что-то значит. Каждый кадр зачем-то нужен. Каждый звук говорит о чем-то.
И это при том, что в фильме в общем-то почти ничего не происходит. Эта песнь повседневности сделана с такой любовью и сочувствием к героям, что попросту не может оставить равнодушным любого зрителя, хоть чуточку способного к эмпатии.
Джармуш испытывает нежную иронию к своим героям. Весь фильм он лишь слегка подтрунивает над ними в тех случаях, когда кто-то более циничный уже давно устроил бы истеричный водевиль.

Ведь тут есть над чем посмеяться.
Смешной главный герой умудряется разглядеть поэтичные отсылки к любимой жене в обычном спичечном коробке. Его жена без конца перекрашивает дом в абсолютно безвкусные узоры. Собака взирает на них с таким видом, будто втихую пишет трактат о невыносимой легкости бытия.
Пассажиры автобуса и посетители бара похожи на героев какого-то сатирического телешоу.

Все это вместе складывается в удивительную картину. Джармуш умудряется сделать поэтичным то, что многие посчитали бы не более чем забавной банальностью.
Джармуш не любит ярко выраженных акцентов. Словно оставляет за зрителем право решать достойны ли герои чего-то больше, чем ироничное сочувствие. Является ли Патерсон талантливым поэтом или его «стихи», лишенные рифмы — не больше, чем графоманство маленького человечка, который подсознательно стремится вырваться за пределы своей маленькой жизни?
Открытый финал Патерсона - тоже своего рода способ заставить зрителя самого решать, что это, собственно, было - глубокая философская драма или просто ироничная зарисовка? Или попросту любовная поэма, объектом любви в которой выступает не герой, а поэзия сама по себе?

Картинка и музыка
«Еще ребенком ты узнаешь,
Что есть три измерения —
Высота, ширина и глубина.
Как у коробки из под обуви».
Это очень простая, но по сути своей гениальная иллюстрация творческого процесса, происходящего в голове Патерсона, пока он неспешно плывет в глубинах повседневности.
Визуальные средства в фильме весьма лаконичны, как и звуковой ряд. Но этими минималистичными методами Джармуш словно подчеркивает основную мысль, перекликающуюся со знаменитыми словами Анны Ахматовой «...из какого сора растут стихи, не ведая стыда...».
Все акценты приглушены. Иногда так и кажется, что вот вот наружу вырвется что-то шекспировское, с надрывом. Но этого так и не происходит.
Патерсон является поэтом повседневности. И Патерсон является шедевром, доказывающим, что для того, чтобы увидеть, что творится в человеческой душе, не обязательно загонять героев в какие-то неслыханные условия, ставить на грань смерти или доводить до исступления.
Жизнь — не сложная штука, в очередной раз говорит Джармуш. Она еще сложнее, чем можно представить.

Актеры
Тем, кто не относится всерьез к Адаму Драйверу после его появления в Звездных войнах, стоит пересмотреть свои взгляды. Сначала Молчание Мартина Скорсезе, теперь Патерсон Джима Джармуша.
Драйвер умеет быть очень разным. Это с его-то весьма нетипичной внешностью дело — весьма непростое.
Из Драйвера получился совершенно замечательный Патерсон. Водитель-автобуса, пишущий лирические белые стихи. И никаких световых мечей.
Голшифте Фарахани очень забавно изображает тихую истеричку Лору, жену Патерсона. А уже про собаку и нечего говорить. Шедевральный бульдог, которому в сценарии отведена весьма важная роль, справился с ней на отлично.
Патерсон - вердикт НВ:
10/10
Шедевр.
Скорее всего, Мертвец и Кофе и сигареты так и останутся самыми любимыми фильмами Джармуша у широкой публики. А Ночь на Земле и Сломанные цветы — у критиков.
Но Патерсон все равно занимает достойное место в ряду шедевров Джармуша.
Искреннее, намеренно простое, ироничное и жизнеутверждающее кино. Смотреть обязательно.
Патерсон
Paterson
Драма, мелодрама, комедия
2016 год
США
Режиссер: Джим Джармуш
В ролях: Адам Драйвер, Голшифте Фарахани
Читайте также - Молчание. Рецензия на философскую драму Мартина Скорсезе