Щедрик, щедрик, щедрівочка! История украинских колядок и щедривок от древности до наших дней

13 января, 10:15
Вертепфест в Харькове. Иллюстративное фото (Фото:kharkivoda.gov.ua)

Вертепфест в Харькове. Иллюстративное фото (Фото:kharkivoda.gov.ua)

Когда-то рождественские праздники отмечали без фейерверков, просмотра новогодних фильмов, шампанского и дискотек. Однако веселились люди не меньше — в старину народные гуляния проходили с щедривками и колядками.

Журналист Радио НВ Богдан Амосов рассказывает об истории и особенностях исполнения традиционных украинских рождественских песнопений.

Колядки пришли к нам еще из дохристианских времен и несут в себе украинский культурный код. И хотя со времен их возникновения прошли сотни — если не тысячи, — лет, они до сих пор популярны. А сами колядники ходят не только по частным домам, но и по многоквартирным, и по шумным улицам мегаполисов, привлекая внимание каждого, кто проходит мимо.

Видео дня

Хотя колядки уже много лет имеют христианское значение и ассоциируются с Рождеством Христовым, корни они имеют языческие. Об этом говорит и само название обрядовых песен, ведь Коляда — старый дохристианский праздник, который символизирует поворот Солнца на весну, удлинение светового дня и сокращение ночи. Другое название праздника — Коротун или Корочун. Отмечали праздник 25 декабря, что совпадает с датой Рождества по григорианскому стилю.

По легенде, змей Коротун в этот день пожирает Солнце — впрочем конец света от этого не наступает, а только начинается новый годовой цикл, а богиня Коляда среди днепровских волн рождает новое солнце. И именно для того, чтобы защитить маленького Божича-Солнце от хищного Коротуна, украинцы ходили по домам и сообщали обрядовыми песнями (Колядками) о рождении нового божества-светила.

— На второй день зимнего солнцестояния ранее отмечалось рождения Божича-Коляды. Вот эта коляда начиналась — и день начинал прибывать, — рассказывает руководитель фольклорной группы Дивина Юлия Кулиненко. — Есть легенды, что ходили со звездой, чтобы помочь возродиться новому солнышку, приблизить увеличение дня. Есть легенда о том, что каждый день какое-то потустороннее существо откусывает от Солнца [кусок], и чтобы его обмануть, чтобы оно не съела его совсем, носили звезду.

Только на небе восходит первая звезда, которая возвещает о рождении Божича, колядники берут с собой изображение Солнца и идут по дворам петь для хозяев песни о том же Солнце, звездах и Луне. Легенда хотя и языческая, но во многом перекликается с библейским сюжетом о рождении Иисуса и Вифлеемской звезде, которая возвестила волхвам о рождении Господа младенца. Приход на наши земли христианства никак не изменил обычаев празднования — разве что тексты колядок получили библейские сюжеты. К слову, 12 блюд, которые ставят на Сочельник, также фигурировали на столах в дохристианские времена — только символизировали они не 12 апостолов, а 12 месяцев.

Картина Николая Пимоненко
Картина Николая Пимоненко "Колядки". Конец XIX века / Фото: Wikimedia, Художественный музей имени Шовкуненко

Традиционно колядки исполняют на Рождество, то есть по новому стилю — с 6 на 7 января. Щедривки же поют на Щедрый вечер, то есть на старый Новый год. Поэтому если в колядках часто прославляют Христа, то в щедривках — поют к хозяину. Юлия Кулиненко рассказывает:

— Исторически в дохристианские времена щедривки пели на весеннее солнцестояние. Поэтому оттуда идет «Щедрик, щедрик, щедривочка, прилетила ластивочка», — это первую борозду провожали. Кстати, и сейчас могут на Василия прийти <...> перепахать [землю плугом]. Та же Маланка, хотя это весенний цикл. Есть много различных теорий, как вычислить, например, по слогам [в стихотворном размере], чем отличаются колядки от щедривок, но легче [видимая] разница — это то, что в щедривках поют «Щедрый вечер», а в колядках — «Святой вечер».

Поскольку корни колядок достигают тысячелетий, с их помощью можно исследовать мировоззрение наших предков. В частности, в них можно найти объяснение происхождения мира:

— Там и космогония есть. Очень интересно, каким является представление украинцев о зарождении мира. Оно отличается от той модели, которая есть в христианской культуре, — рассказывает мне участница другой этногруппы Окраса Янина Омельченко. — Если брать традиционную модель, то нет такого понятия, что мир создал один бог — как правило, группа святых или птиц основном о птицах речь идет), и это такой прообраз какого-то святого, какой-то силы в виде птицы. Обычно это голубь или сокол. Чаще всего представляется, что существует мировое дерево, которое появилось из морских глубин, и появилась суша, и помогал в этом как правило голубь или сокол: голубь нырял на морское дно и получал песок, чтобы появилась земля или дерево расцвело, или чтобы он этим песком засевал землю, и появлялись растения, цветы, а также засевал небо, чтобы появлялись звезды.

Слушайте подкаст на эту тему

Поэтому в колядках сквозь христианские сюжеты часто проступает именно языческая тематика, или христианские герои или события накладываются, соответственно, на героев или события из языческих верований. Хотя вместе с введением в 988 году христианства в Киевской Руси так называемые «языческие обряды» подвергались преследованиям, однако понарошку некоторые из них не только сохранились, но и развились и видоизменились. Вместе с насаждением христианства церковь пыталась совместить древние, традиционные обряды русичей с церковными, поэтому Рождество и Крещение постепенно проявлялось и в фольклоре.

Картина Николая Пимоненко. Вторая половина 1880-х годов (Фото: Wikimedia)
Картина Николая Пимоненко. Вторая половина 1880-х годов / Фото: Wikimedia

Всего в Украине колядки имеют общие сюжеты и мелодии, но исполнение и особенности колядования в разных частях страны разные. Считается, что лучше всего обряд колядования сохранился на Западе: в Галиции, Закарпатье, Полесье и Волыни. Пение колядок сопровождалось народными представлениями — вождением козы или вертепом.

Вертеп — давний передвижной кукольный театр с религиозными и светскими сюжетами, который в эпоху барокко имел форму двухэтажного деревянного дома. На втором этаже показывали рождественскую драму; на первом — механически привязанную к ней сатирически-бытовую интермедию. Но со временем простой кукольный театр превратился в настоящие уличные представления с переодетыми актерами. Классический сюжет вертепа такой: царь Ирод узнает от волхвов, что родился Христос, претендент на его престол.

Желая избавиться от «соперника», он зовет воина и приказывает ему избить всех вифлеемских детей от двух лет и младше. Воин выполняет приказ, но одна старуха Рахиль не дает своего ребенка на избиение, потому озлобленный Ирод приказывает убить ее ребенка. За это преступление Смерть отрубает Ироду голову, а черти тащат его в ад. После смерти Ирода на сцене, с песнями и танцами, появляются Цыган, Лях, Москаль, Жид, Крестьянин, Дед, Баба, Батюшка [перечислены классические персонажи вертепа, редакция не разделяет субъективную эмоциональную окраску названий любых этнических групп, — Ред.].

Вождение козы же традиционно проходит в Сочельник. Исследователи утверждают, что когда-то это был обряд вождения жрецами священного животного, но со временем он превратился в юмористическое представление. Действо организуется группой парней, которые ходят от дома к дому со звездой. Роль козы обычно выполняет меньший парень, одетый в вывернутый кожух с рогами. В руках молодой человек носит маску козы. А в тех регионах, где тотемным животным был еще и волк, допускалось присутствие такого же переодетого волка.

Показать ещё новости
Радіо НВ
X