Брюки из крапивы и куры напрокат. Как создавались декорации и костюмы для исторического сериала И будут люди
В понедельник, 14 сентября, на украинские экраны выходит 12-серийная историческая сага И будут люди, охватывающая период истории Украины 1902 — 1930 годов.
Исторический сериал И будут люди по роману украинского писателя Анатолия Димарова, который выйдет на канале СТБ, рассказывает об изменениях человеческих судеб на рубеже эпох — перед глазами зрителей развернется бурное начало ХХ века.
Масштабность событий, которые охватывает сценарий, требовала соответствующей масштабности съемок. Для того чтобы соблюсти историческое соответствие, авторы проекта пригласили разных специалистов. Творческая команда встречалась с историческими консультантами, посещала музеи, изучала социально-бытовые традиции украинцев.
«Прежде всего, мы вдохновлялись традициями Полтавщины, стараясь максимально придерживаться исторической правдивости. Поскольку в сериале действие происходит в течение 30 лет, мы хотели передать преобразования, которые проходила Украина с 1902 по 1930 годы. Главной целью было погрузить зрителя, прежде всего эмоционально, в изменения, происходившие в жизни людей в тот непростой период. Мы стремились показать, как это отразилось на характерах героев, их ценностях и, наконец, выборе, который они делали в определенный переломный момент», — рассказала исполнительный продюсер Валерия Ткачук.

Найти, построить, сжечь, восстановить
По cюжету, действие происходит в шести селах в начале ХХ века. Съемочная группа отнеслась к выбору локаций очень придирчиво. Авторы искали аутентичные объекты тех времен, а для натурных сцен — соответствующие виды, чтобы снимать комплексно, общими планами. Изначально было понятно, что хутор Ивасют, главную локацию, придется строить, и не просто определиться, где именно.
Место для строительства должно быть удалено от современных домов, но рядом с пшеничным полем, речкой, лесом и грунтовой дорогой, по которой бы живописно проезжали на лошадях герои. Наличие достаточного пространства для размещения съемочной группы и техники также стало важным требованием. Команда фильма искала такую локацию по всей Киевской и соседних областях. И она нашлась в Васильковском районе Киевской области, возле села Барахты. В общем поиски локации продолжались 4 месяца.

Строительство и декорирования Хутора — еще два с половиной месяца. Начали снимать летом, а по сценарию именно в летний период происходит пожар на Хуторе, поэтому пришлось учитывать, как во время съемок сжечь часть декораций, а затем достроить.
Стены основного дома Хутора расписаны вручную по традициям рисунков того времени. А крыша сделана из тростника, который специально привезли из Одесской, Херсонской и Николаевской областей.


В целом, в сериале задействовано около 200 объектов: дома героев (экстерьеры и интерьеры, риги, конюшни


Куры в аренду

Во время съемок на Хуторе даже жили домашние животные, чтобы воссоздать настоящую жизнь деревни. Практически в каждой серии присутствуют лошади. Две лошади жили на хуторе постоянно, и стали друзьями съемочной группы.
Всего в сериале задействовано около 25 лошадей и один настоящий вол. Кур, гусей, коз и даже свинью создатели проекта арендовали в селах Васильковского района. Они жили на хуторе весь съемочный период, а это около полугода, где за ними ухаживал специально нанятый специалист. Затем животных вернули владельцам. Также на Хуторе успели пожить три разные собаки — в каждый период истории своя. Одна из них, по кличке Алиса, стала любимицей режиссера, и когда съемочный процесс закончился, ее поздравляли, как настоящую актрису.
Бабушкины рушники и коллекционные вещи
Предметы быта и украшения собирались по всей Украине: покупались на барахолках, арендовались на складах реквизита, в музеях и у коллекционеров. А главное — своими вещами делились обычные жители сел, бабушки и дедушки членов команды. Они передавали старинные иконы, подсвечники, вышитые рушники.

Реквизиторы внимательно относились и к еде в кадре. При подготовке обсуждались все детали, в том числе блюда, которые должны были быть на столах. Специальная пекарня готовила для фильма хлеб, а свадебный каравай создавался по историческим фотографиям.

Брюки из крапивы
«Я закончила Государственную академию декоративно-прикладного искусства и дизайна им. М. Бойчука, моей специализацией были народный костюм и вышивка. И поэтому я уверенно взялась за этот проект, где смогла воспользоваться своими умениями на сто процентов. Я собственноручно вышивала некоторые элементы рубашек, очипков и наметок, вручную шила рубашки.

Основным источником информации стал альбом «Украина и украинцы», где много фотографий разных областей и времен. При подготовке я брала за основу Полтавскую, хотя в целом задачей было сделать микс народных костюмов Украины. Нашу команду также консультировала Александра Сторчай — старший научный сотрудник Музея Ивана Гончара, опытный историк и исследователь народного костюма и быта украинцев. Она сделала для нас трехчасовую лекцию по надеванию народного костюма", — рассказала художница по костюмам Ирина Жураковская.

Над пошивом одежды, головных уборов и обуви работали шесть ателье. Для костюмов художники использовали натуральные материалы — лен, шелк, шерсть, конопляное и даже крапивное полотно, к тому же домотканую ткань начала ХХ века. Из них вручную шили женские и мужские рубашки, свитки, безрукавки, нижнее белье, все это — в соответствии с социальным положением персонажей. Например, главный герой Ганжа в молодости носил рубашку и шаровары из крапивы, как бедные слои населения. А это очень колючий и жесткий материал.
Праздничные и свадебные рубашки главных героев вышивались на машинке, однако техники и рисунки использовались аутентичные, и собирались рубашки вручную. А многие элементы команда Ирины шила непосредственно на съемочной площадке.
Напомним, сериал основан на историческом романе украинского писателя Анатолия Димарова, изданном в 1977 году в издательстве Днипро. Наиболее известен он по произведениям Голубой ребенок, На коне и под конем, Боль и гнев. Режиссер сериала Аркадий Непиталюк. И будут люди создан FILM.UA Group и телеканалом СТБ по заказу Министерства культуры и информационной политики Украины.