Секс-символ Ужвий, отечественный Депп и другие. Какой могла быть красная дорожка украинского Голливуда в 1920-х

11 сентября 2019, 13:44

Период существования ВУФКУ (Всеукраинское фотокиноуправление), пришедшийся на 1922−1930-й годы, был одним из величайших в истории украинского кино. Наши фильмы были известны по всему миру, а их звезд знал почти каждый украинец. Недаром, ту эпоху и сегодня называют украинским Голливудом.

Больше об истории успеха украинского кино можно будет узнать на выставке ВУФКУ. Lost&Found, которая откроется уже завтра, 12 сентября, в Довженко-центре при поддержке Украинского культурного фонда.

Видео дня

Мы решили пофантазировать, кто из тогдашних звезд прошелся бы по воображаемой красной дорожке украинского Голливуда.

Амвросий Бучма

Один из самых харизматичных актеров в истории украинского кино, которого можно было бы назвать и нашим Робертом де Ниро, и Марлоном Брандо, и который, возможно, мог бы дать фору обоим этим голливудским легендам. Бучма с юных лет выделялся невероятной харизмой, был тем еще красавцем, но, что самое главное, имел большой талант и пластику, что позволяло ему с легкостью перевоплощаться в любой образ.

Амвросий Бучма в фильме Арсенал
Фото: Амвросий Бучма в фильме Арсенал

Своими актерскими метаморфозами он засветился в фильмах Тарас Трясило, Тарас Шевченко (оба — 1926 года) Ночной извозчик, Проданный аппетит, Накануне, Джимми Хиггинс (все — 1928 года). Но, пожалуй, больше всего Бучма запомнился своей эпизодической, а сейчас уже хрестоматийной, ролью в фильме Александра Довженко Арсенал (1929), сыграв отравленного газом немецкого солдата, который экстатично смеется прямо в камеру. Одним словом, на красной дорожке к этому актеру были бы прикованы миллионы глаз — как влюбленных женских, так и восторженных мужских.

ффффффф

Наталья Ужвий

Если бы Ужвий жила сегодня, ее непременно бы записали в секс-символы, а затем уже и в иконы нашего кино. Ужвий была звездой театра, в первую очередь легендарного Березоля Леся Курбаса. Но настоящую славу ей принесло именно кино, в котором актриса дебютировала в 1926 году ролью польской шпионки в ленте П. К. П. (Пилсудский купил Петлюру) (1926). В том же году она вместе с Бучмой сыграла в историческом блокбастере ВУФКУ — одной из самых дорогих картин того времени Тарас Трясило.

Наталья Ужвий в фильме Тарас Трясило
Фото: Наталья Ужвий в фильме Тарас Трясило

В отличие от многих звезд немого кино, которые так и не смогли адаптироваться к эстетике кино звукового, карьера Ужвий не угасла. В 1943 году она сыграла свою самую главную роль — матери в фильме Марка Донского Радуга (отмеченную Главным призом ассоциации кинокритиков США и Высшей премией газеты Daily News За лучший иностранный фильм в американском прокате 1944 года), за которую даже получила первую из своих трех Сталинских премий. В фильме ей пришлось оплакивать сына, но трагедия потери преследовала актрису едва не всю жизнь: в 1930-х расстреляли ее бывшего мужа, поэта-футуриста Михайля Семенко. В застенках НКВД погибли двое ее братьев, а в 1954 она похоронила и своего 24-летнего сына — Михаила Семенко-младшего.

ффффф

Семен Свашенко

Джонни Депп тогдашнего украинского кино, красавец, который выделялся собственным узнаваемым актерским стилем, где мимическая экономия контрастировала с живой и нюансированной игрой глаз. Славу ему принесли фильмы Александра Довженко — Звенигора (1927), Арсенал (1929) и Земля (1930), в которых он не просто сыграл ключевые роли, но и стал, пожалуй, самым харизматичным героем-революционером в кино 1920-х.

Семен Свашенко в фильме Арсен
Фото: Семен Свашенко в фильме Арсен

На экране он легко преодолевал любые преграды, останавливал десятки нацеленных на него ружей, бросался в танец и рвал на себе рубашку с такой страстью, что это сводило с ума тысячи фанаток. Поэтому, наверное, живи Свашенко и сегодня, именно его плакаты украшали бы стены юных поклонниц украинского кино.

poster
Дайджест главных новостей
Бесплатная email-рассылка только лучших материалов от редакторов НВ
Рассылка отправляется с понедельника по пятницу
ффффф

Зинаида Пигулович

Невероятная красавица, которая, к сожалению, сыграла всего в трех лентах, к тому же снятых ее мужем, режиссером Фаустом Лопатинским. Однако последнее не должно вводить в заблуждение, ведь Пигулович была наделена многочисленными талантами, где актерство занимало совсем не первое место. Так, пройдя школу театра Березиль, именно Пигулович стала первой профессиональной женщиной-режиссером в истории украинского театра.

Зинаида Пигулович
Фото: Зинаида Пигулович

Кроме того, она была автором многочисленных пьес, ассистенткой Леся Курбаса, организатором целой сети украинских кукольных театров и даже монтажером кино (она перемонтировала из уже отснятых кинопленок, которые хранились в подвалах ВУФКУ, новые короткометражки). Мы не знаем, с кем можно сравнить Пигулович сегодня, ведь таких всесторонних талантов не только в украинском, но и в мировом кино нужно еще поискать.

ффффф

Степан Шкурат

Талантливый самородок Степан Шкурат выделялся бы на красной дорожке своей небывалой энергией и незабываемым хитроватым прищуром. И все это вместе с какой-то естественностью, харизмой и чувством, что это не какая-то недостижимая звезда, а такой же как ты, простой человек из села. Шкурат не имел какого-либо актерского образования, в юности успел поработать печником и каменщиком, а прежде чем дебютировать в кино играл в театре. Именно в роменском любительском театре его заметил Иван Кавалеридзе, который работал в городке над первым послереволюционным памятником Тарасу Шевченко, и пригласил в свою дебютную ленту Ливень (1929).

Степан Шкурат в фильме Земля
Фото: Степан Шкурат в фильме Земля

Уже через год Шкурат сыграл и в фильме Александра Довженко, сыграв в Земле роль обычного украинского крестьянина — амплуа, которое и прославило имя актера. Человека из народа сыграл он и в других знаковых довженковских произведениях Иван (1932), Аэроград (1935), Щорс (1939). Таким же он был и в обычной жизни, где вместе с женой Гликерией воспитал 13 детей.

ффффф

Лидия Островская-Кордюм

Еще один пример творческого и жизненного союза времен ВУФКУ. Островская начала свою кинокарьеру ролью в картине своего мужа Арнольда Кордюма, сыграв красивую чеченку в вуфковскай драме Джальма (1928). И только одна эта роль сделала из нее настоящего секс-символа, а из них с мужем — одну из самых эффектных пар любой красной дорожки. Еще через год Островская сыграла в другом фильме Кордюма — Ветер с порогов (1929) о начале строительства ДнепроГЭС.

Лидия Островская-Кордюм в фильме Джальма
Фото: Лидия Островская-Кордюм в фильме Джальма

Как часто случалось в то время, ее актерская карьера закончилась с приходом звука в кино, однако Островская-Кордюм не бросила кинопроизводство. Сначала женщина работала ассистентом режиссера, а по возвращении из эвакуации из Ташкента после Второй мировой войны стала штатным режиссером студии Киевнаучфильм, где сняла десятки документальных лент на различные темы — от жизни бабочек до биографий известных людей, получив даже в 1976 году награду на научном конгрессе в Нидерландах.

Редактор: Мария Кабаций
Показать ещё новости
Радіо НВ
X