«Рутина убивает классическую музыку». Интервью с дирижером Оксаной Лынив, которая первой в мире возглавила оперный театр в Италии

14 января 2022, 15:01

Украинская дирижер Оксана Лынив стала первой в истории женщиной в должности музыкального директора оперного театра Коммунале в итальянской Болонье. Сегодня она откроет оперный сезон 2022 года своим концертом-инаугурацией.

Подробности своего назначения, о первых шагах в новой должности и проблемах классической музыки в Украине Лынив рассказала Радио НВ.

— Поздравляем вас с таким историческим событием. В интервью The Guardian вы говорите, что были удивлены предложением. Почему?

Видео дня

— Потому что всего несколько месяцев назад состоялось мое первое выступление в Италии. Я приехала в гости — всего на один концерт, на гастроли. Не ожидала, что оркестр будет в таком восторге, что они предложат сразу должность их руководителя — музыкального директора театра.

— Вам сложно было идти по пути дирижера, потому что почему-то считалось, что это мужская профессия. Как это сейчас воспринимается? Мир становится «ровнее»?

— Еще далеко не ровнее. Соотношение успешных женщин-дирижеров к мужчинам в мире примерно 3% к 97%. Еще много работы, нужно развиваться в этом направлении, но женщины уже не являются исключением, как это было раньше. Особенно — среди молодого поколения: у сильных, талантливых, одаренных, девушек стартует международная карьера. Я горжусь быть одной из них и занимать такие ведущие позиции. Также для меня это определенная ответственность: показывать хороший пример, придавать уверенности, делиться своим опытом с теми, кто тоже пытается ступить на этот путь.

— Во время вашей учебы не было женщины-дирижера, которая могла бы что-нибудь посоветовать. Это действительно так важно?

— Конечно, очень важно. Любой молодой дирижер учится на чьем-то примере: смотрит записи, слушает концерты. Мои первые три года обучения проходили у Зинаиды Остафийчук — это дирижер, работающая во Львове. Но в свои студенческие времена я никогда вживую не видела концертов, симфонических концертов, где бы за пультом стояла женщина-дирижер. [Это нужно было для того, чтобы посмотреть, как она выходит, как ее воспринимает публика, как ведет себя перед оркестром, каковы ее движения, в чем она одета. Это все очень важно для восприятия. Все стереотипы фиксируются подсознательно в головах большинства людей, а затем для них становится большой диковинкой, что молодая девушка выбирает для себя такую сложную профессию.

Оксана Лынив (Фото: Roberto Serra/Oksana Lyniv/Facebook)
Оксана Лынив / Фото: Roberto Serra/Oksana Lyniv/Facebook

— Возвращаясь к театру Болоньи, в каких оперных постановках вы будете участвовать как дирижер?

— [Сегодня] состоится мой первый концерт-инаугурация в должности музыкального директора. Это будет симфонический концерт из произведений Рихарда Штрауса, а также Рихарда Вагнера. Прозвучит концертное исполнение первого акта Валькирии, а также симфоническая поэма Смерть и просветление.

В следующем месяце у меня уже будут другие два проекта — это произведения Дворжака и Брукнера, Паганини, Чайковского.

— Украинскую музыку вы приносите западным слушателям — европейским, мировым. Но в самой Украине не все так хорошо с восприятием не только украинской, но и вообще симфонической музыки.

poster
Дайджест главных новостей
Бесплатная email-рассылка только лучших материалов от редакторов NV
Рассылка отправляется с понедельника по пятницу

— Вы правы: в Украине нам нужно очень много работать над тем, чтобы достижения классической музыки и высокой культуры стало для всех обязательным понятием, над понятием национального достоинства.

Например, сейчас я работаю в Италии, и у меня проходят очень интенсивные дни: днем — семь часов репетиций, а вечером меня преимущественно приглашают в какие-то уважаемые круги, потому что хотят познакомить со многими важными людьми.

В Болонье, например, функционирует старейший в мире университет, построенный еще до Сорбонского университета. Накануне я была приглашена президентом Болонского клуба на важный обед, было интересно пообщаться. Первое ощущение, которое возникает, — что опера, классическая музыка, оперные постановки здесь являются неотъемлемой частью общественной жизни.

Эпизод, который мне запомнился и даже насмешил: к оперным премьерам публика настолько по-особому готовится, что выбирает специальные наряды в стиле той оперной постановки, которую они будут слушать.

Итальянская публика тоже очень эмоциональна: они или кричат «Браво! Бес!» или, наоборот, могут засвистать. Это тоже очень важно.

В Украине тоже нужно, мне кажется, развиваться в этом направлении.

— Одной из ваших целей пребывания в должности музыкального директора в Болонье есть то, что вы хотите заинтересовать оперой как можно больше молодежи. Как сегодня их поощрить?

— То, что больше всего убивает классическую музыку, — это рутина. Это когда вы приходите вечером на оперное представление и видите какой-то вялый оркестр, когда люди не горят тем, что они делают. Самое важное для успеха — это очень яркие выступления, [зависящие от] успешных репетиций и отдачи на сцене.

Конечно, это и формирование интересных программ, приглашение сильных солистов, чтобы каждый концерт и огласка о нем становилась все громче.

Крайне важны также интересные интервью, встречи с публикой. В основном их организуют перед премьерой.

Например, Болонья очень гордится тем, что они часто были впереди всего мира в своих разных нововведениях. И сейчас также, назначив впервые в Италии на должность музыкального директора женщину, к ним пристальное внимание.

Слушайте подкаст на эту тему
Показать ещё новости
Радіо NV
X