Сделаем Америку великой снова. Рецензия на черную комедию Джорджа Клуни - Субурбикон

20 ноября 2017, 11:16
В украинский прокат вышел фильм Субурбикон – новая режиссерская работа популярного актера Джорджа Клуни и, в то же время, экранизация раннего сценария братьев Коэнов

Рукопись под названием Субурбикон Коэны написали вскоре после выхода их дебютной картины Просто кровь в 1986 году.

Клуни же не впервой сотрудничать с именитыми сценаристами. Его дебютная режиссерская работа – фильм Признания опасного человека снят по сценарию великого Чарли Кауфмана. Вместе с тем режиссерский стиль Клуни всегда зависел от материала, к которому он обращался. Его взгляд то обретал фокус, когда нужно было высказаться о чем-то конкретном и важном, то терял его, когда тем становилось слишком много.

Видео дня

Сюжет

1957 год. В идеальном, буквально сошедшем с картинки, американском пригороде поселяется семья афроамериканцев. Жители Субурбикона, на словах приветствующие всех новых членов общины, на деле остаются сторонниками сегрегации. И учиняют постыдный бунт против ни в чем не повинных людей.

Рядом с домом новых жильцов находится дом давно обосновавшейся в Субурбиконе семьи Лоджей. И внимание истории, в силу неких обстоятельств, быстро переключается на главу семейства Гарднера, его жену Роуз, ее сестру-близняшку Маргарет и их сына Ники.

Обстоятельства печальные. Однажды вечером в дом Лоджей проникли грабители. Связав всех членов семьи, они усыпили их хлороформом. Вот только с Роуз Лодж немного перестарались. Не рассчитав дозу анестетика, грабители случайно убивают жену Гарднера.

Субурбикон (2017) © Paramount Pictures

Субурбикон (2017) © Paramount Pictures Фото:

Здесь и начинается самое интересное. Постепенно мы узнаем больше о Гарденере, сестре-близняшке Маргарет, Ники и даже грабителях.

Сценарий и драматургия

Жанр политической и социальной сатиры в США последнее десятилетие был не столь популярен. Два президентских срока, которые Барак Обама проработал в Белом доме, не то чтобы вычистили поле для язвительных шуток про американскую действительность, но как бы лишили их смысла.

С воцарением в Овальном кабинете Дональда Трампа смысл горько шутить про политику и ее влияние на общественную жизнь, к сожалению, вернулся. Джордж Клуни, всегда интересовавшийся актуальной повесткой дня, активизировался одним из первых.

Режиссер направил свой взгляд не на настоящее, а в прошлое. Разумно посчитав, что новая, консервативная политика Белого дома это, в любом случае, откат назад, к не самым демократичным и приятным моментам из прошлого своей страны, Клуни установил время для истории – середина двадцатого столетия и место – идеализированный пригород.

В самом деле, ровные улицы, стройные дома, зеленый газон, дети, играющие в бейсбол – одно из самых типичных представлений об американской глубинке. Плюс – пригород всегда был идеальной декорацией для сатиры.

Проблемы у Клуни возникают не на уровне декораций и тем, а во время реализации последних. Получив на руки материал, написанный братьями Коэн, Клуни старательно пытается сымитировать их стиль. Возможно, делает он это чисто рефлекторно, но все равно зря. Имитация, во-первых, видна в любом случае, а, во-вторых, здесь проваливались и более опытные режиссеры.

poster
Дайджест главных новостей
Бесплатная email-рассылка только лучших материалов от редакторов НВ
Рассылка отправляется с понедельника по пятницу

Там, где Коэны мешают шутки про евреев, бога и идиотов, между делом проговаривая какие-то очень серьезные, жизненноважные вещи, в только им доступных пропорциях, Клуни сваливает все в один котел, иногда спотыкается, иногда выдерживает совершенно ненужные паузы.

В итоге его взгляд получился расфокусированным. Здесь есть над чем и над кем посмеяться, есть прекрасные актеры и близкая каждому цивилизованному человеку проблематика, но для истории о том, что идиоты хоть и способны уничтожить весь мир, но скорее раньше уничтожат сами себя, Джорджу Клуни не хватает опыта и чувства меры.

Субурбикон (2017) © Paramount Pictures

Субурбикон (2017) © Paramount Pictures Фото:

Картинка

Над фильмом работал выдающийся и опытнейший оператор Роберт Элсвит, в послужном списке которого есть, например, фильм Пола Томаса Андерсона Нефть, но опять же из-за структурной рыхлости и банальности режиссерских идей, его работы здесь совершенно не видно.

Красивый пригород, красивые актеры, красивые костюмы и картинка в такой гипертрофированной, сказочной истории должна быть соответствующей: максимальная стилизация и теплый, ламповый, как это принято говорить, свет. По факту же свет недостаточно ламповый, а смешные акценты расставлены не на тех деталях.

Актеры

Было бы странно если бы Джордж Клуни провалил работу со своими коллегами по цеху. В Субурбиконе замечательный актерский состав, и каждый здесь видится на своем месте. Особенно объемными вышли Гарденер Лодж у Мэтта Дэймона, убийца Айра Слоун у Гленна Флешлера и страховой агент Бад Купер у Оскара Айзека.

Субурбикон – вердикт НВ

6/10

У Джорджа Клуни получился странный, местами нелепый фильм. Нелепый потому что режиссер нашел для своей картины тон, ритм и нащупал ее смысл, но не смог сфокусировать свой взгляд. Здесь проговариваются важные моменты про расизм, про человеческую глупость и ее последствия, но из-за общей сумбурности сатира в конце превращается в нелепый фарс.

Странный, потому что очевидные недостатки Субурбикона не мешают получить удовольствия от его просмотра. Это тот случай, когда то что хотел сказать автор важнее того как он это сказал.

Субурбикон

Suburbicon

Черная комедия

2017 год

США

Режиссер – Джордж Клуни

В ролях: Мэтт Деймон, Джулианна Мур, Оскар Айзек, Гленн Флешлер, Ноа Джупе, Меган Фергюсон, Гэри Басараба и другие.

Следите за самыми интересными новостями из раздела НВ STYLE в Facebook

Показать ещё новости
Радіо НВ
X