«Манипуляции с бабой угрожают Лавре». Как правильно поступить с Родиной-Матерью — мнения экспертов

В Дии идет опрос Как быть с гербом СССР на щите Родины-Матери (Фото:@Национальный музей истории Украины во Второй мировой войне/Facebook)
Как быть с гербом СССР на щите Родины-Матери в Киеве. Екатерина Липа, Владимир Вятрович и Антон Дробович прокомментировали Радио НВ этот опрос.
Монумент Родина-Мать в Киеве считается самой высокой скульптурой в Европе. Его высота составляет вместе пьедесталом 102 метра и вес 500 тонн. Размер щита 12×8 метров, а длина меча 16 метров. Автор монумента скульптор Василий Бородай. Сооружение монумента завершилось в 1981 году.
Через 40 лет после его установки и 30 лет после обретения Независимости Украины и после начала полномасштабной войны России против Украины снова начались разговоры о декоммунизации памятника. Для этого в приложении Дия запустили опрос о декоммунизации памятника, а именно судьбе герба, хорошо видно на щите Родины-Матери. По состоянию на вечер 12 июля, в опросе приняло участие уже более полумиллиона украинцев. И это третий по популярности опрос в Дии, как сообщил в комментарии Радио НВ один из инициаторов опроса, действующий глава Института национальной памяти Антон Дробович.
Пользователям Дии задали варианты ответа на вопрос Как быть с гербом СССР на щите Родины-Матери в Киеве: оставить все, как есть, снять герб СССР или заменить его тризубом. В украинском сегменте Facebook опрос вызвал горячие дискуссии.
Радио НВ обратилось к трем экспертам, собственно Антону Дробовичу, пригласившему всех желающих принять участие в опросе, искусствоведу, историкине архитектуры и старшей научной сотруднице музея истории города Киева Екатерине Липе и народному депутату и экс-главе Украинского института национальной памяти Владимиру Вятровичу с просьбой прокомментировать опрос и дать ответ на вопрос, что делать с монументом.

Антон Дробович
Всех приглашаю принять участие в опросе. Ведь он приближается к статусу рейтингового опроса в Дии. Это сверхсложный случай декоммунизации. Поскольку такой позор как советские гербы давно должны быть убраны из украинского культурного пространства. Однако в том же пакете законов, что и закон о декоммунизации, был принят закон, защищающий монументы, посвященные Второй мировой войне. Соответственно Родина-Мать одновременно попадает под защиту нескольких законов, и под действие закона о декоммунизации, который требует герб убрать.
Во всех сложных случаях следует руководствоваться двумя принципами. Во-первых, быть цивилизованными гражданами и исполнять закон. И во-вторых, включать голову, креативность и думать, что с этим делать. И мы решили запустить опрос, чтобы показать, что идею убирать герб поддерживают все граждане. И если опрос покажет, то уже под таким влиянием общества можно изменить статус памятника, демонтировать герб и наконец передать в музей.
Второй холивар в Сети — это демонтировать саму статую Родины. Я провел небольшой опрос среди тех, кто громче всех кричал избавиться от монумента. И оказалось, что 8 из 10 опрашиваемых понятия не имеют, что статуя — часть музейного комплекса, куда можно подниматься, где есть зал, где есть лифт. Люди понятия зеленого не имели, что это часть мемориального комплекса Второй мировой войны. После этих разъяснений часть критиков становилась более спокойной. Люди не представляют, сколько это работы и сколько это стоит. А стоит это десятки миллионов гривен. Некоторые совершенно безумные люди писали: «А давайте тогда ее отдадим на металлолом и это ничего не будет стоить».

Очевидно, что эти десятки миллионов гривен во время войны мы не можем направить на эту работу. А без проекта это вообще невозможно. Кроме того, что в Киеве есть недостроенные Музей революции достоинства, Музей голодомора, Архив национальной памяти, Мистецький арсенал. И мы должны вгатить десятки миллионов, чтобы демонтировать монумент?! Говорящие — это безответственные популисты, видимо, не имеющие представления, о чем говорят.
Дискуссия об этом монументе не нова. Когда его ставили, киевляне были им недовольны, потому что он испортил холмы. Они даже прозвища ей всяческие придумывали. А туристы действительно в восторге от статуи. Особенно те, кто поднимается на нее. Поэтому это очень серьезная тема для дискуссии, и нам нужно разобраться, понимаем ли мы ее как часть мемориального комплекса о Второй мировой войне, возможно ли ее переназначить как Родину-Мать для современной независимой Украины, что многие считают нонсенсом.
Но, скорее всего, нам нужно осмысливать ее в привязке к музею войны, который в ней находится. Потому что музей никуда не денется. Вторая мировая война — это огромная часть памяти о ХХ веке. И это нельзя так просто вычеркнуть. Потому что это дискуссия очень сложная. И простым демонтажем здесь не обойтись.
Екатерина Липа
Меня вообще удивляет некомпетентность нашего Министерства культуры. Можно было сначала поинтересоваться, не было ли попыток сделать то, что они предлагают сейчас. И полагают, что это так просто. Мне также удивительно, что это одоробло до сих пор называют Родина-Мать. Потому что у киевлян, когда она была построена, она вызвала ужасное сопротивление.
Несмотря на то, что это было советское время, и высказывать какие-то фе было немного опасно, ее не называли никакой матерью. Ее называла просто баба. Наверное, так изменился состав населения Киева, что никто об этом не помнит.
Как только Украина получила Независимость, сразу начались не разговоры и голосование, а расчеты: как это можно сделать и возможно ли это вообще. У меня совершенно четкое представление об этом процессе из первых рук, потому что это обсуждалось профессиональным сообществом, а у меня родители были архитекторы. На тот момент статуи было еще лет десять. Тогда на поверхности были еще все документы, и инженеры приступили к расчетам. Выяснилось, что ничего нельзя поделать. То есть, это строительство наделало такого кошмара с участком застройки, что любые манипуляции с бабой угрожают Лавре.
Также, благодаря расчетам, выяснили, что герб тоже невозможно демонтировать, хотя очень хотелось. Однажды мы все это проходили. Зачем сейчас морочить людям голову и делать вид, что они могут на что-то повлиять?
Подход к этой проблеме должен быть совсем другим. Прежде всего, должен быть постоянный и консолидированный, и государственными структурами, и любыми частными, туристическими, информационными организациями, подход. Людям должны доносить, что это плохой образец советского искусства. Я говорю как искусствовед. Есть соцреализм мощный, а это слабенький.
Я предлагаю разъяснительную работу. Никакого названия Родина или мать. Пусть бог милует с такой матерью. Разъяснительная работа, широкая, постоянная, длительная. Повсюду должны быть как минимум разъяснительные таблички. Что это, во-первых, образец тоталитарного искусства, чисто пропагандистского. Ведь закончится война и снова поедут туристы, я знаю, что многие ехали посмотреть самую большую в Европе статую.
А в более широких разъяснениях должно быть то, что советская власть с 1930-х годов, с тех пор как Киев стал столицей советской Украины, все время пыталась осквернить ландшафт, в котором, как считали коммунисты, слишком много церквей. И все как-то не удавалось, а тут, наконец, удалось. То есть испорчен исторический ландшафт, потому что совсем другой предмет доминирует. Раньше доминантой была Лаврская колокольня. Абсолютное насаждение человеконенавистнической советской идеологии. Это все нужно постоянно объяснять, вот так у нас торчит посреди города страшное. Мне кажется, это единственный выход. Я бы сама была счастлива, если бы этого не было. Но оно уже есть. Возможно, нужно не людей опрашивать, а заказывать инженерные исследования, насколько возможно ковырять советский герб. А потом уже проводить разъяснительную работу.
«Это худшее, что можно придумать», — ответила Екатерина Липа на идею заменить советский герб украинским тризубом. «Нельзя смешивать с тоталитарным символом символику современной Украины. Мы, таким образом, подключаем к сегодняшней антикоммунистической идеологии коммунистический символ. Хотя герб очень мозолит глаза, и если бы можно было его убрать, было бы очень неплохо».
Владимир Вятрович
По-моему, опрос не нужен. И данный конкретный опрос является обычной манипуляцией. Начиная с того, каким образом этот опрос представляет министр Ткаченко, говоря о «всем дорогой нам Родине-матери», таким образом навязывая нам положительное отношение к этому монументу. Заканчивая тем, что последним пунктом в этом опросе есть абсолютно незаконный пункт — оставить все, как есть.
Оставьте все, как есть — это прямое нарушение закона о декоммунизации и такой вариант просто не должен рассматриваться. И удивительно, когда такой вариант предлагает министр культуры. Мне это напоминает, когда я был главой Института национальной памяти, руководители местного самоуправления, знающие, что должны выноситься на обсуждение, переименование тех или иных населенных пунктов, первым пунктом вносили старое название, будто ничего не произошло. Давайте переименуем Днепропетровск, и один из вариантов был Днепропетровск. Это очень неправильная на самом деле манипуляция.
Еще одно важное, о чем идет речь в этом опросе, если уж действительно хотели услышать общественное мнение, то одним из вариантов должен быть демонтаж этого монумента. По крайней мере, я знаю большое количество людей, которые бы поддержали именно такой вариант.
Мое личное мнение, что как минимум должен быть устранен советский герб с этого монумента. Каким образом, очевидно этот вопрос к техникам и следует рассматривать техническую сторону этого вопроса. Я не поддерживаю идею, чтобы заменить его тризубом, потому что для меня этот памятник в любом виде будет советской монументальной пропаганды. И любые попытки его украинизации будут просто излишними. И совершенно ненужными. Он от этого не станет украинским.