Чужой среди своих. Рецензия на фильм Клинта Иствуда Ричард Джуэлл

20 февраля 2020, 15:56

В украинский прокат вышел фильм Ричард Джуэлл — биографическая драма про охранника, который сначала спас сотни людей от взрыва самодельной бомбы, а потом был несправедливо обвинен в ее же изготовлении

НВ
Фото: НВ

Дело имело место во время летних Олимпийских игр 1996 года.

Имя охранника режиссер фильма Клинт Иствуд вынес в заголовок, тем самым продолжив воздвигать красивые в своей лаконичности памятники простым американцам, вынужденно ставшим героями и заплатившим за это чересчур высокую цену.

Видео дня

1. Сюжет

Атланта. 1986 год. Тучный парень по имени Ричард Джуэлл работает офисным клерком в одной юридической фирме. Многие его если и замечают, то только для насмешек. Но не Уотсон Брайант — энергичный адвокат с пристрастием к шоколадкам Сникерс.

Брайант не брезгует заговорить с Джуэллом и узнает о его любви к порядку, умении подмечать мелочи и мечте стать полицейским. Проходит десять лет. Ричард таки стал полицейским, но ненадолго: его разжаловали за излишнее рвение. Уволили парня и с поста университетского охранника. Страсть к инструкции подвела его и здесь.

Единственный раз, когда она вроде как сработала в плюс, случился в 1996-м на летних Олимпийских играх в Атланте. Ричард охранял порядок во время концерта и случайно заметил кем-то оставленный рюкзак цвета хаки. Там, несмотря на скепсис коллег и полиции, оказалась бомба.

Национальным героем Ричард пробыл всего два дня. На третий ФБР пустило слух, что он главный подозреваемый. Медиа, почуяв сенсацию, разожгли из искры подозрения огонь обвинения, и за пару часов невинный человек стал врагом общества номер один.

Кадр из фильма
Фото: Кадр из фильма

2. Сценарий и драматургия

Во всем этом, кроме большой личной трагедии (излишне говорить, что после настолько голословных обвинений жизнь Джуэлла кардинально поменяла свое течение), есть и большая ирония: Ричард — по сути продукт американской системы, на который эта же система внезапно ополчилась.

Любитель пострелять (количество единиц огнестрельного оружия в его доме до комичного огромно), любитель фастфуда (Джуэлл без преувеличения тучный мужчина), любитель правил и, чего уж греха таить, власти тоже, Ричард — плоть от плоти США. Он немного эксцентричен и проходит по разряду большого ребенка, но без поддержки таких как он Трамп бы, например, президентом не стал.

Иствуд — великий портретист американского народа, его несчастий, его раздражающей простоты и его подвигов. И в фильме Ричард Джуэлл 89-летний режиссер показал нам нового героя. Он не виновен, и это ясно с первых минут, он противоречив, и это очень важный момент, который Иствуд не раз подчеркивает, и он вроде как идеально вписывается в психологический портрет «одинокого подрывателя», методичек которых много на пыльных полках ФБР. Круг замкнулся, змея укусила свой собственный хвост.

Кроме иронии, Иствуд транслирует привычный сопутствующий набор таких дел. Высокомерная лень федеральных агентов, вцепившихся в единственного непосредственно связанного со взрывом человека, напоминает нам о том, что государство — это, кроме всего прочего, еще и потенциальный враг.

poster
Дайджест главных новостей
Бесплатная email-рассылка только лучших материалов от редакторов НВ
Рассылка отправляется с понедельника по пятницу

Беспринципность некоторых журналистов, с удовольствием одевающих эту лень в слова, напоминает нам о том, что всю информацию, получаемую из СМИ, нужно подвергать здоровому сомнению.

При этом фильм Ричард Джуэлл вообще не претендует на что-либо. Он лишен пафоса и морализаторства. Иствуд давно стал Джоном Фордом конца XX века и начала XXI-го: он рассказывает истории. Простые, доходчивые, грустные. Про женщину-боксера, которая уничтожила себя в погоне за американской мечтой, про пилота, который узнал, что у риска, даже оправданного, есть цена, про снайпера, который просто выполнял свою работу и про охранника, который всегда был на чеку.

В фильмах Иствуда ежедневные герои из знаменитой песни Боуи платят за свой неспециальный героизм непомерную цену. Но вывод режиссер-стоик делает один, не циничный и не ироничный: надо продолжать, несмотря ни на что.

Кадр из фильма
Фото: Кадр из фильма

3. Актеры и картинка

Кэти Бейтс за свою работу над ролью матери Джуэлла получила номинацию на премию Оскар в категории Лучшая актриса второго плана, но с таким же успехом номинировать можно было и Пола Уолтера Хаузера, который невероятно точно и деликатно сыграл главного героя, и Сэма Рокуэлла, отвечавшего за его адвоката.

В пользу Хаузера говорит и его сходство с настоящим Ричардом Джуэллом. Актер сыграл мимолетную роль придурковатого телохранителя мужа главной героини в фильме Я, Тоня. В будущем его можно будет увидеть в новой картине Спайка Ли Пять корешей, где Хаузер исполнит одну из главных ролей. Что не может не радовать.

Две важные для дополнительных смыслов фильма роли у Джона Хэмма и Оливии Уайлд. Первый отвечает за высокомерную лень представителя официальной власти, вторая — за беспринципную журналистику.

Оба персонажа прописаны немного ходульно. Особенно это касается героини Уайлд, которая за два часа экранного времени проходит стандартный путь от шлюховатой репортерши до чуткого к чужим бедам профессионала. Хэмму же не привыкать играть персонажей, вызывающих неприязнь.

Визуально фильм Ричард Джуэлл не привносит во вселенную Иствуда ничего нового, но если учесть, что в ней и так отражается жизнь целой страны, привносить туда уже ничего не надо.

Кадр из фильма
Фото: Кадр из фильма

Ричард Джуэлл — вердикт НВ

8/10

История настоящего Ричарда Джуэлла говорит сама за себя и лишние усилия от нее бы только отвернули. Поэтому и картина Клинта Иствуда лишена нюансов и двойного дна. Режиссер поставил себе за цель ее просто пересказать.

С чем и справился с присущей ему мудростью и опытом.


Ричард Джуэлл

Richard Jewell

2019 год

США

Режиссер — Клинт Иствуд

В главных ролях: Пол Уолтер Хаузер, Сэм Рокуэлл, Кэти Бейтс, Джон Хэмм, Оливия Уайлд и другие.

Показать ещё новости
Радіо НВ
X