«Кино — это не потакание зрителю». Режиссер Тарас Дронь о премьере своего фильма в Варшаве, успехе DZIDZIO Первый раз и пандемии

8 октября 2020, 09:11

Психологическая спортивная драма режиссера Тараса Дроня С завязанными глазами (Blindfold) попала в одну из конкурсных программ 36-го Варшавского кинофестиваля. Именно здесь состоится мировая премьера украинского фильма.

Картина С завязанными глазами, которая рассказывает историю молодой спортсменки, потерявшей жениха в войне на Донбассе, однако не может существовать в навязанной обществом роли вдовы героя войны, будет бороться за победу в международном конкурсе дебютных фильмов Competition 1−2.

Видео дня

Перед мировой премьерой драмы НВ STYLE поговорил с ее режиссером Тарасом Дронем об этом фильме, его предыдущем проекте DZIDZIO Первый раз и украинском кино во времена пандемии.

Мировая премьера вашей последней работы — спортивной драмы С завязанными глазами — состоится на Варшавском кинофестивале. Расскажите, почему вы решили показать своему зрителю именно такую историю — женщины, которая потеряла мужа в войне на Донбассе и решает изменить свою жизнь?

В основе фильма лежит реальная история, которую я услышал во время общения со своей знакомой. Она меня настолько поразила, что мне хотелось об этом говорить и кричать. Второе, и не менее важное, что хочется отметить: эта история о нас и о том, что нас может ожидать после войны. Главная героиня — девушка, украинка, у которой свой стальной характер, ментальность и понимание жизни. Поэтому через кино можно всему миру рассказывать о нас, о нашем темпераменте и ситуации в стране.

Актриса, сыгравшая у вас главную героиню Юлю, известна поклонникам украинского кино по ролям в фильмах Забытые и Захар Беркут. Как вы выбирали актрису на эту роль и почему выбор пал на Марину Кошкину?

Так получилось, что Марина была уже у нас утверждена, но съемки перенеслись, и за это время она успела сняться еще в двух фильмах. Это замечательно для актрисы, которая много работает над собой и быстро развивается. Выбор на самом деле был сложный, после двух месяцев кастинга были отобраны несколько актрис на эту роль и несколько партнеров. В результате проб каждого с каждым однозначно стало понятно, что это ее роль. Марина полностью своим темпераментом и характером соответствовала героине. После утверждения было несколько месяцев сложной подготовки, которая охватывала и физические тренировки, и постановку боев, а главное — психологическую подготовку.

Кадр из фильма С завязанными глазами
Фото: Кадр из фильма С завязанными глазами

По словам продюсера ОМКФ Юлии Синькевич, тема войны в Донбассе остается самой популярной в украинском кино: о ней хотят снимать и, с другой стороны, ее больше всего хочет смотреть зритель.

Прежде всего хочется отметить, что события фильма происходят после окончания войны на востоке Украины. Поэтому в фильме я больше говорю о последствиях войны, и это только фон, на котором происходят события фильма. Кроме этого, фильм несет в определенном смысле позитивный смысл. Это, конечно, не классический хэппи-энд, но говорим о реальной ситуации взаимодействия общества и героини, к каким последствиям может привести определенная консервативность среды. С другой стороны, своим фильмом я предлагаю зрителю определенный рецепт, предложение, как можно пережить такую сложную травму, как потеря близкого человека. Я знаю, что по исследованиям в странах, где идет война, зритель не хочет видеть ее еще с экрана, а наоборот, хочет отвлечься. Но авторское кино — это не потакание зрителю, это разговор о наболевшем, кино — это дискуссия с самим собой, кино — это эмоция.

poster
Дайджест главных новостей
Бесплатная email-рассылка только лучших материалов от редакторов НВ
Рассылка отправляется с понедельника по пятницу

Как думаете, сколько еще времени в Украине будут снимать о войне и как снять о ней фильм так, чтобы собрать полные залы?

Думаю, это будет продолжаться еще долго и не в один этап, это наша, как бы это печально ни звучало, обыденность. Самое важное, чтобы кино было честным, и тогда будут полные залы, независимо от того, есть ли там война. Война просто часто обостряет определенные конфликты и является катализатором развития событий, если этой темой не манипулировать, а использовать исключительно для драматургии.

Кстати, о ОМКФ. Вы подавали С завязанными глазами на участие в 11-м кинофестивале?

Нет, не подавали. Фестивальной судьбой фильма занимается генеральная продюсер Валерия Сочивец, и, насколько мне известно, мы не отправляли заявку на Одесский в этом году. Валерия планировала начать фестивальную историю фильма с европейского фестиваля, с одного из крупнейших кинофестивалей мира, и Варшава как раз входит в этот список, поэтому нам удалось воплотить задуманное.

Больше, чем войной, украинский зритель интересуется комедиями. Ваш предыдущий проект — DZIDZIO Первый раз — имел кассовый успех и собрал в прокате почти вдвое больше вложенной в него суммы. Как получилось снять это кино несмотря на отказ в помощи от Министерства культуры и в чем секрет его популярности?

Как я уже говорил, по мировой статистике, в стране, где идет война, становятся популярными комедии. Зрителю хочется отвлечься и забыть о повседневности хоть на час. Михаил Хома давно зарекомендовал себя как комедийный персонаж, у него уже есть несколько фильмов, начиная с короткометражек, которые мы также делали вместе. У DZIDZIO уже есть публика, которая ждет его фильмы. И главное — это простая романтическая комедия, понятная и добрая, поэтому этот фильм не мог бесследно пройти мимо зрителя. Как удалось снять без поддержки — это вопрос к продюсерам фильма.

DZIDZIO и Тарас Дронь (Фото: пресс-служба)
DZIDZIO и Тарас Дронь / Фото: пресс-служба

Как свидетельствуют кинотеатральные залы, не все украинские фильмы могут похвастаться вниманием отечественного зрителя. Бывает, что вполне достойное кино проходит мимо и не получает достойной его аудитории. Почему так происходит и как можно исправить такое положение вещей?

Первое, что хочется сказать, это каждый фильм имеет своего зрителя, точнее, начинает его собирать уже на этапе производства. Затем, когда фильм готов, с помощью промокампаний, в которые часто вкладывается минимальное количество средств, нужно хотя бы сказать зрителю о том, что его кино будет на экране. Второе — это количество и конкурентоспособность украинских фильмов на рынке мировой киноиндустрии. Нужно снимать и приучать зрителя к тому, что украинский кинематограф есть. Конечно, он еще молодой и где-то не уверенный, иногда робкий или слишком дикий, но он развивается, растет, одерживает победы на международном рынке и взрослеет. Ему не хватает только практики, поэтому количество фильмов, как и количество кинотеатров, должно однозначно быть увеличено. Не выполняя никаких тренировок, невозможно стать спортсменом, поэтому нам нужно без остановки работать. Возможно, я где-то повторюсь, но считаю, что нужно приложить усилия как кинематографистам, так и государству для того, чтобы поход в кино стал «модной» привычкой.

пресс-служба
Фото: пресс-служба

Этот год в целом и мировая пандемия в частности изменили правила игры в различных областях. Как, по вашему мнению, ситуация отразилась на украинском кинопроизводстве? В каких условиях сейчас работается вам и коллегам?

Пандемия, конечно, нанесла ущерб и особенно украинскому кинематографу, поскольку были остановлены все съемочные процессы и прокат фильмов в том же числе. Кинотеатры, которые смогли пережить пандемию, думаю, еще будут некоторое время приходить в себя, тем более зритель, который во многих случаях также был без работы, не готов сразу идти в кино. Мне кажется, что пандемию коллеги перенесли очень индивидуально и по-разному она отразилась на их жизни. Могу сказать только о себе, я не смог больше недели сидеть и ждать окончания карантина, поэтому активно продолжил писать новый сценарий и использовал каждый день сполна. Писал сценарий, иногда даже нужна полная изоляция и сосредоточение. Но как режиссеру, конечно, мне уже хочется на съемочную площадку и живой коммуникации.

Если бы вам пришлось снимать полнометражный фильм о пандемии, какое бы это было кино?

Прежде всего, это бы не было кино именно о пандемии. Для меня в центре фильма всегда находится человек, а все остальное — это лишь обстоятельства, в которых персонаж встречается со своими страхами. Поэтому, если бы пришлось снимать, то пандемия со всеми своими правилами была бы исключительно катализатором событий.

пресс-служба
Фото: пресс-служба

У вас есть планы относительно следующего фильма? Возможно, вы уже начали работу над ним.

Да, уже представил проект фильма Дом за стеклом на 14-м питчинге Госкино. Это будет драма, триллер. Опять за основу взята реальная история. Основная тема, которую хочется поднять, — это перекладывание ответственности за себя и свои поступки на кого-то близкого, на общество, на страну. Фильм не о наркотиках и ущербе от них, хотя среда нелегального распространения наркотиков в основе сюжетной линии и создает метафору обособленности каждого персонажа. Он поднимает вопрос отношений родителей и детей, разных способов воспитания и понимания. Мне очень важно донести до зрителя значительно более глубокую мысль: об осознании и принятии реальности, принятии себя и своих поступков не такими, как нам выгодно, а настоящими.

Показать ещё новости
Радіо НВ
X