Украина = искусство. Как отечественный арт ворвался в мировые тренды после Революции Достоинства

8 июня 2021, 08:56

Революция Достоинства стала огромным толчком для украинского искусства на многих уровнях — за последние семь лет в Украине сформировался новый художественный канон, а отечественный арт стал узнаваемым в мире.

В новой серии материалов для НВ команда Украинского института рассказывает о культурных достижениях Украины за рубежом, которыми можно гордиться.

Александр Виноградов

Руководитель художественных программ

Новый интерес к Украине помог многим художникам и художницам быть увиденными и услышанными в мире: сразу вспоминаются перформансы Марии Куликовской (акция 254 на биеннале Манифеста'10 в Санкт-Петербурге, серия перформансов с мыльными скульптурами в Лондоне, Мальме, Мюнхене), выставка Reconstruction of Memory под кураторством Лии и Андрея Достлевых, которая прошла в Варшаве, Познани и Праге, и проекты фонда ИЗОЛЯЦИЯ (Culture and Conflict: IZOLYATSIA in Exile в Париже, Праге, Берлине и Кошице, акция #onvacation на 56-й Венецианской биеннале).

Видео дня

Именно от Евромайдана и войны на востоке Украины ведется история новейшего украинского искусства. Вероятно, самый масштабный проект за пределами Украины, ставший попыткой сформировать новый украинский художественный канон и представил эту новую хронологию, — это выставка кураторов Алисы Ложкиной и Константина Акинши Permanent Revolution. Ukrainian Art Today в Музее Людвига в Будапеште (2018) и ее органическое продолжение — выставка Between Fire and Fire. Ukrainian Art Today, которая прошла в галерее Semperdepot в Вене (2019) благодаря Украинскому институту и Zenko Foundation. Проект создал прецедент и материализовал определенный способ рассказа об актуальном искусстве Украины, а следовательно любые будущие выставки-антологии на эту тему так или иначе будут апеллировать к нему, продолжая этот нарратив или полемизируя с ним.

После 2014 года украинское искусство все чаще можно увидеть на профильных арт-площадках за рубежом — от частных галерей и ярмарок до крупных биеннале и фестивалей. Во многом это связано с тем, что поколение украинских художников, сформированное в 2000-х, получило в 2010-х международное признание, благодаря чему, скажем, сольные выставки Никиты Кадана можно было увидеть в Берлине (2014), Лондоне (2015), Любляне (2016), Вене (2019) или Париже (2020), а Жанну Кадырову пригласили с сольным проектом на Венецианскую биеннале 2019 года. Ряд институтов из Украины также реализовали в последнее время интересные международные коллаборации: помимо упомянутой ИЗОЛЯЦИИ стоит отметить Центр визуальной культуры частности выставка Neighbors | Соседи (2018) в Варшаве), Харьковскую муниципальную галерею (выставочный проект I do not feel free to do what I want (2019−2021) в сотрудничестве с арт-центром в Граце), галерею Артсвит (онлайн-резиденция Переход"/"Crossing для молодых немецких и украинских художников), Платформа ТЮ (онлайн-резиденция Woven Network семи художниц из пяти стран Европы) и др. Не стоит игнорировать и тот факт, что введение безвиза и появление в Украине лоукостов в доковидные времена позволили украинцам больше путешествовать, и это естественно сказалось на мобильности художников и кураторов.

Украинский институт
Фото: Украинский институт

Можно привести несколько десятков международных арт-проектов и выставок во всем мире, в которых приняли участие художники и художницы из Украины в последние годы, однако из-за несистемности таких событий трудно сказать, насколько они увеличивают реальную видимость украинского искусства за рубежом. Зато хочется вспомнить о явлениях иного порядка, которые имеют потенциал к фундаментальным изменениям в восприятии украинской культуры и искусства в мире.

Начало системных изменений

Важным эффектом Евромайдана стала эмансипация украинской арт-сцены на постсоветском пространстве, где традиционно доминирует русское искусство. Украина начала отвоевывать свое культурное наследие, которое до сих пор часто приписывают России. Полем борьбы стала деконструкция устойчивого на западе понятия «русский авангард» и выделение в нем вполне самобытных национальных авангардов: украинского, польского, белорусского. Значительную роль в этом процессе играет издание таких книг как Украинские художники Парижа 1900−1939 (Родовид, 2010) и Казимир Малевич. Киевский период 1928—1930 (Родовид, 2019) на английском и французском языках, проведение международных научных конференций вроде Казимир Малевич: Киевский аспект (2016), кампании относительно корректного указывания происхождения того или иного художника в коллекциях музеев мира и тому подобное.

poster
Дайджест главных новостей
Бесплатная email-рассылка только лучших материалов от редакторов НВ
Рассылка отправляется с понедельника по пятницу

Другим культурным пластом, который Украина начала транслировать наружу, стало наследие периода УССР. Украинские советские мозаики стали настоящим международным хитом: после выхода альбома Decommunized: Ukrainian Soviet Mosaics (Основы, 2017) немецкое издательство Dom Publishers выпустило путеводитель Ukraine. Art for Architecture: Soviet Modernist Mosaics from 1960 to 1990 (2020), а сами мозаики предстали в виде 3D-мэпинга в Музейном квартале Вены в рамках Украинской ночи, организованной Украинским институтом в 2019 году. К знаковым явлениям следует отнести также искусство украинских шестидесятников, с которым мир может теперь познакомиться благодаря таким проектам как 60s. The Lost Treasures — онлайн-проекта о художницах-шестидесятницах, реализованного в рамках программы Украинского института Ukraine Everywhere, или, например, альбом The Art Of Ukrainian Sixties (Основы, 2021). На другой уровень дискурса вышли архитектура советского модернизма, в частности благодаря изданию Soviet Modernism. Brutalism. Post-Modernism. Buildings and Structures in Ukraine 1955−1991 (Основы, 2019) и фильмам Алексея Радинского Цвет фасада: синий (2019) и Круговорот (2020), а также украинский советский графический дизайн (двуязычная антология Знак. Украинские товарные знаки 1960−80-х годов (IST Publishing, 2019) от У, Н, А коллектива).

Стоит понимать, что до появления упомянутых изданий художественные явления, о которых они рассказывают, были или совершенно неизвестны за пределами Украины, или же автоматически идентифицировались как российские. За последние годы украинские исследователи и кураторы провели колоссальную работу для обозначения Украины на культурной карте мира. Исследовательская платформа PinchukArtCentre играет в этом процессе важную роль, архивируя и основательно исследуя современное украинское искусство. Значение выхода книг Parcommune. Place. Community. Phenomenon на английском языке (2019) и Почему в украинском искусстве есть великие художницы на английском (2019) и польском (2020) трудно переоценить. Следующий вызов для Украины — сделать так, чтобы эти разведки были доступны во всех ведущих арт-институциях мира.

Выставка Между огнем и огнем Автор Вольф-Дитер Грабнер (Фото: украинский институт)
Выставка Между огнем и огнем Автор Вольф-Дитер Грабнер / Фото: украинский институт

Наконец, едва ли не главным достижением Евромайдана стало появление государственных культурных учреждений нового образца, которые уже начали менять правила игры в арт-секторе и, надеемся, смогут принести в перспективе долговременные системные изменения. Программы Украинского культурного фонда (инновационный культурный продукт, Н.О.Р.Д., Знаковые события и другие) и Украинского института (Экстер, Visualise, Ukraine Everywhere) за каких-то три года создали возможности международной мобильности для десятков украинских художников, кураторов, арт-менеджеров и реализации ряда художественных проектов по презентации Украины за рубежом.

Последние примеры дают повод для оптимизма: Украина начинает относиться к культуре серьезно и работать над своим имиджем. Но чтобы оптимизм превратился в уверенность, начатые процессы требуют постоянства. Только длительная многолетняя программная работа, дающая возможность анализировать собственную эффективность и имеющая достаточный ресурс для обеспечения преемственности культурных процессов, может в корне изменить ситуацию, чтобы однажды мы могли с уверенностью сказать: мир знает Украину через искусство.

Материал написано в рамках медиапартнерства с Украинским институтом, которому в этом году исполняется три года с момента основания. Это государственное учреждение ставит целью укреплять субъектность Украины средствами культурной дипломатии и налаживать международные культурные связи между людьми и институтами.

Показать ещё новости
Радіо НВ
X