Люди войны. Рецензия на фильм Видение бабочки

3 апреля, 15:04
Рецензия на фильм Видение бабочки (Фото:planetakino)

Рецензия на фильм Видение бабочки (Фото:planetakino)

Линейку актуального новейшего украинского кино, которое широким количеством сеансов выходит в прокат, продолжает дебют Максима Наконечного Видение бабочки — военная драма о событиях, происходящих не на фронте, а после него — в тылу.

Режиссеру удалось на фоне истории одной девушки и ее семьи показать демаркационную линию, которая проходит в нашем обществе между воюющими и всеми остальными. А еще погрузиться в серьезные психологические проблемы, с которыми имеют дело военные и их близкие.

Видео дня

Мировая премьера фильма прошла на Каннском кинофестивале в мае 2022 года. Украинская — в рамках Киевской недели критики, осенью. Старт проката состоится уже 6 апреля.

Сюжет

События в фильме происходят до полномасштабного вторжения РФ. Военная аэроразведчица Лилия с позывным Бабочка возвращается из плена, где провела несколько месяцев. В Украине ее ждет муж Толик — тоже военный, заботливая мать а также побратимы и посестры.

Лилия вернулась психологически травмированной. Ужас пережитого сидит внутри нее и не может найти выхода наружу, что создает стену между девушкой и всеми остальными. Еще больше ситуацию осложняет беременность Лилии: в плену ее изнасиловал какой-то россиянин или сепаратист.

Существуя между стандартными, высасывающими жизнь реакциями близких и собственной надломленностью, Бабочка пытается не сломаться окончательно. Но и вариантов выхода из этого лабиринта у нее уже немного.

planetakino
Фото: planetakino

Исполнение

Демаркационную линия между девушкой и всеми другими Наконечный проводит сразу. Начало фильма Видение бабочки — достаточно детализированная хроника обмена военнопленных, в частности Лилии, которую режиссер преимущественно показывает через объектив камеры. Как будто очередной репортаж Единого Марафона. Все эти вопросы об отношении, о пытках, о «что вы чувствуете сейчас?» с разными смайликами-реакциями на экране.

То есть, мы с самого начала смотрим на главную героиню как зрители. Как много людей на одного человека. На другой стороне экрана — человек, внутреннее состояние которого никто на самом деле не видит и не понимает. Этот режиссерский прием информационного повода не только проводит линию между двумя мирами, но еще позволяет кратко ввести нас в курс дела: мы узнаем, сколько Лилия была в плену, как вообще ее зовут, впервые видим ее мужа и маму.

Показав, где наше место, режиссер концентрируется на Лилии и ее родных и постепенно становится понятно, что они хоть и находятся с ней по одну сторону баррикад, но все равно не могут достучаться до девушки. Травма (а возможно вдобавок еще и последствия контузии) настолько велика, что заговорить о ней просто так невозможно. Тем более в среде, которая не подготовлена к этому: Толик злится, мать озабоченно квохчет. Знакомая ситуация, когда пострадавший должен тратить последние силы, чтобы успокаивать близких.

Плюс — проблем хватает у самого Толика: он не знает, куда девать себя после армии и присоединяется к какому-то полулегальному патрулю, сформированному из таких же неприкаянных ребят. Ничем особенно полезным они не занимаются, а вот в беду попасть могут запросто.

poster
Дайджест главных новостей
Бесплатная email-рассылка только лучших материалов от редакторов NV
Рассылка отправляется с понедельника по пятницу

У матери же, кроме Лилии, больше никого нет.

То есть можно понять и их.

То, что на первый взгляд может показаться временными проблемами в общении, шоком девушки, который пройдет через несколько дней, во время визита к гинекологу встает уже как большая проблема. Медицинские процедуры ментально возвращают Лилию обратно в плен, к пыткам, к изнасилованию. Так работает травма. Наконечный демонстрирует этот внутренний дискомфорт визуально с помощью цифровых глитчей: реальность девушки периодически будто идет рябью, изображение плывет и мы видим ее сны и видения. Они возвращают Бабочку на фронт, где она в последний раз свободно летала, и показывают ей страшные видения из будущего с разбомбленным Киевом.

Кажется именно из-за этого дискомфорта Лилия и отказывается от аборта, потому что это еще худшие медицинские процедуры. Но на самом деле до самого конца неизвестно, была ли это единственная причина. Или только повод. Что вообще изменит аборт для нее? То есть буквально пытки, но уже дома. Сразу легче девушке точно не станет. Да и вообще понять человека в такой ситуации до конца невозможно, его можно только поддержать. С последним, к сожалению, складывается не очень. Единственной спокойной слушательницей Лилии становится ее подруга с позывным Сорока (небольшая, но немаловажная роль Натальи Ворожбит). Она же под конец и вытащит девушку с психологического дна.

Семья Лилии не справляется с этими вызовами. Слишком много сложностей, взглядов со стороны и молчания внутри.

planetakino
Фото: planetakino

Конечно, фильм Видение бабочки, в первую очередь, о человеке которому война подрезала крылья, ведь летать с улыбкой на лице Лилия теперь может только на фронте. Но Наконечный идет дальше и показывает, как война калечит семьи. Как она их буквально рушит. А еще — как она формирует два типа общества у нас в стране: один из условно людей войны, один из условно гражданских. Фильм снимался до полномасштабного вторжения и тогда военные дела беспокоили не многих украинцев, поэтому здесь эта черта проведена довольно грубо. Например, сценой в маршрутке, когда водитель отказывается везти Лилию бесплатно или сайд-историей Толика и его горе-патрулей.

Хочется верить, что сейчас эта дистанция сократилась. Потому что людей воюет больше, потому что риски экзистенциальны, потому что просто так правильно. Но кратное увеличение людей войны не означает понимания в обществе. Нельзя забыть случай, когда в ноябре военный, возвращаясь на поезде с фронта домой, провел 7 часов в тамбуре, из-за «неприятного от него запаха». Или недавний случай с избиением добровольца в церкви в Хмельницком.

Дистанция все еще существует. Сознание накрыло не всех.

Удивительный когнитивный диссонанс вызывает и сон Лилии о Киеве в следах снарядов. До Олимпийского стадиона ракеты россиян не долетали, но рожденное травмой предсказание Бабочки в целом сбылось.

Вообще фильм Наконечного хоть и мрачный, отстраненный, построенный на непроизносимых эмоциях, неотвратимо цепляет: историей (сценарий режиссер написал вместе с великолепной Ириной Цилык), своими визуальными приемами (сгенерированным на компьютере и, например, пойманным в старой советской больнице красивым ракурсом) и актрисой в главной роли.

Маргарита Бурковская рисует портрет боли и достоинства одиночества. Ее героиня хоть и реагирует на внешние раздражители, но продолжает идти по дороге посттравматики сама, интуитивно выбирая, куда будет лучше свернуть. Трагедия, что не получилось подхватить на этом пути и Толика. Счастье, что у нее есть подруга Сорока, посоветовавшая психолога.

8/10 — вердикт NV

Видение бабочки — глубокое и печальное исследование темы посттравматического стрессового расстройства. Это сильно сыгранная, мастерски написанная, изобретательная картина, которая вряд ли оставит кого-то равнодушным.

Просмотр ее сейчас во время войны, как ни странно, может стать своеобразной терапией.

  • Видение бабочки
  • 2022 год
  • Украина, Хорватия, Чехия, Швеция
  • Режиссер — Максим Наконечный
  • В главных ролях: Маргарита Бурковская, Любомир Валивоц, Наталья Ворожбит, Мирослав Гай и другие.
Показать ещё новости
Радіо NV
X