Демонтаж канона, отмена ностальгии. Рецензия на мультфильм Человек-паук: Через вселенные

Рецензия на мультфильм Человек-паук: Сквозь Вселенную (Фото:планетакино)
В украинский прокат вышел мультфильм Человек-паук: Через вселенные — продолжение едва ли не лучшей анимации последних лет: эхо первой части (Человек-паук: Вокруг Вселенной 2018-го) можно найти, например, в гениальном Митчелли против Машин или будущих Черепашках ниндзя, дифирамбы ему пели Райан Джонсон, Джеймс Ганн и Барри Дженкинс — режиссеры очень разного кино.
То есть это пример влиятельной анимации, которая меняет поп-культуру у нас на глазах. Так вот, Через вселенные получился даже лучше.
Сюжет
После событий Вокруг Вселенной прошел примерно год. Майлз Моралес — школьник, который случайно стал Человеком-пауком и одолел криминального лорда Кингпина вместе с его приспешником (и по совместительству родным дядей самого Моралеса) Бродягой, снова оказался один на один с бурным миром.
Романтический интерес Майлза — Гвен-паук из параллельной вселенной отправилась домой, наставник в лице сорокалетнего пузатого Питера Паркера (также из параллельной вселенной) скрылся в том же направлении налаживать семейную жизнь. Родители Майлза хотят, чтобы тот учился и слушался.
Майлз же сам не совсем понимает, чего он хочет. С одной стороны, надо наконец рассказать маме с папой, кто он такой на самом деле и взяться за уроки. С другой — вместо Кингпина появился новый злодей — коварный ученый Пятно, который только начал набирать силу. Да еще и Гвен вернулась, чем снова взбудоражила сердце парня.
Во всем этом хаосе воров, любви и Мультивселенной Майлз попытается не потерять самое главное — себя.
Выполнение
Мультфильм Человек-паук: Через вселенные лучше своего предшественника не в плоскости качества, вычурности, драматургии, а просто потому, что он длиннее и масштабнее. Единственной претензией здесь может быть то, что заканчивается Через вселенные тремя точками, клифгенгером: перед нами первая часть разделенной пополам большой истории Майлза, его друзей и врагов. Она будет продолжена в марте следующего года.
Но на самом деле это не претензия. Просто два часа двадцать минут пролетели слишком быстро, хочется еще. И не будет преувеличением сказать, что Человек-паук: Через вселенные вместе с мультфильмом 2018 года не только событие в мире анимации; это лучшее, что произошло с супергеройским кино со времен первых Мстителей.
А возможно и Человека-паука Сэма Рейми. Закроем глаза на то, что перед нами два разных жанра: фильм и мультфильм, и сосредоточимся на возможностях. Рэйми — крестный отец современного супергеройского кино, он показал, как его надо снимать. Отлил форму. Кевин Фейги вместе с Джоссом Уидоном и другими режиссерами Marvel масштабировали эту форму, расширив ее до бесконечности. И едва не разорвали на части.
Фил Лорд и Кристофер Миллер (Lego Фильм) — серые кардиналы, которые стоят за мультфильмом Сквозь Вселенную и вообще всей этой серией вдохнули в надоевший жанр новую жизнь. Показали, как надо работать с материалом в современных меняющихся стремительных условиях. В условиях, когда мир как никогда стремится к разнообразию и визуальной выразительности.
Мультфильм Человек-паук: Через вселенные будто создан одновременно человеческим разумом и тем, что называют искусственным интеллектом. Это Вход в пустоту Гаспара Ноэ, только мультик и для семейной аудитории. Картинка здесь пульсирует, постоянно меняется (для каждого из миров, куда попадает Майлз, придумали свою эстетику), подчеркивает эмоциональные состояния героев, рисует Мультивселенную, за которую не стыдно. Это интуитивная анимация.

И коллективная работа: над Через вселенные работало около 1000 человек, больше чем на любом другом мультфильме. Трио режиссеров, которые сняли первую часть (и получили за это по Оскару) здесь заменены новым трио авторов (которые скорее всего так же получат по Оскару): Лорд и Миллер дают возможность проявить себя и сделать имя коллегам по цеху. То есть это еще и пример отраслевого сотрудничества и эволюции.
При этом нельзя сказать, что картинка здесь стоит над сюжетом — как было, например, в двух Аватарах. Вся эта динамичная красота помогает воспринять сложную, многоуровневую историю. Глобально в Через вселенные Майлз Моралес продолжает учиться, как это быть взрослым человеком и супергероем в мире, где ему не место. Парень он упрямый, поэтому отталкивается от родителей, идет наперекор подозрительным союзникам и прислушивается скорее к своему внутреннему голосу. То есть растет.
Где-то на этом пути ставится под сомнение канон, согласно которому принято рассказывать историю Человека-паука. Используя Мультивселенную как магическое зеркало, авторы показывают, что произойдет, если будут нарушены главные драматические ходы, которые всегда наполняли травмами и мотивациями путь Человека-паука и кочевали из фильма в фильм. Такое богоборчество от комиксов добавляет баллов революционному флеру Человека-паука: Через вселенные.

Поскольку в мультфильме ставятся под сомнение святые каноны, то трещит по швам и сладкая ностальгия, на которой так любят зарабатывать деньги голливудские студии. Через вселенные нарочито неностальгический. Здесь есть шутки о Человеке-пауке в исполнении Тома Холланда и Эндрю Гарфилда, но это просто шутки, за ними не стоит сюжетных линий, как в фильме Человек-паук: Домой пути нет. Реальность мультфильма слишком ловкая и насыщенная, чтобы отвлекаться на прошлое.
Но эмоциональным сердцем Через вселенные являются отношения/не отношения двух подростков: Майлза и Гвен. Пубертат здесь ведет главную игру. Эта энергичная линия также идет вопреки канону, ведь Гвен Стейси как минимум сама человек-паук. Плюс — она из другой вселенной. Ирония их взаимоотношений заключается в том, что при всей схожести оба всегда находятся в разных сюжетных фазах: то Гвен на шаг впереди, то Майлз что-то выкинет и исчезнет с радаров.
Объединил обоих на этот раз новый злодей Пятно — персонаж мощный. В прошлом ученый под началом Кингпина, сейчас — лишенное каких-либо черт, кроме пятен-порталов, серое создание, переполненное ресентиментом и ненавистью к Человеку-пауку. Он черпает силы в своем образе и в энергоемких девайсах и под конец становится довольно жутким созданием.
Но главный злодей мультфильма, по крайней мере пока, находится в тени других разборок: между организацией людей-пауков (их там сотни, они охраняют устойчивый покой Мультивселенной) и собственно Майлзом, который усомнился в нравственности поступков организации (тот самый демонтаж канона, общих правил).
Эта борьба в конце концов заставит обе стороны взглянуть на темные последствия своей деятельности и сделать выбор: одних — или измениться, или продолжить действовать как тоталитарная группировка, относительно Моралеса — он добрался до самого существа своих проблем и в следующей части станет понятно, сломает его это или нет.
10/10 — вердикт НВ
Мультфильм Человек-паук: Через вселенные — триумф мастерства и фантазии. Путь героя — 15-летнего парня — показан здесь без лишней сентиментальности, но с глубиной, которая оставляет позади многие фильмы, затрагивает темы эмоционального взросления, противодействия обстоятельствам, поиска себя.
Это то, с чем сталкивается каждый, независимо от возраста.
- Человек-паук: Через вселенные
- Человек-Паук: Across the Spider-Verse (Часть первая)
- 2023 год
- США
- Режиссер — Жуакин Душ Сантуш, Кэмп Паверс, Джастин К. Томпсон
- В главных ролях: Шамеик Мур, Хейли Стейнфилд, Оскар Айзек, Джейк Джонсон, Иса Рэй, Брайан Тайри Генри и другие.