Униженные и оскорбленные. Пять документальных фильмов о лжецах и их жертвах

19 мая 2020, 09:25

В нашей новой подборке — пять документальных фильмов о людях, которые пытаются добиться своих целей не слишком честным путем.

Приятного просмотра!

НВ
Фото: НВ

Fyre: Величайшая вечеринка, которая не состоялась (2019). Крис Смит.

В 2016 году 24-летний американец Билли МакФарланд решил организовать самый элитарный музыкальный фестиваль в истории. Обладая талантом генерировать нескончаемый поток идей и способностью к тому, что у нас называется «цыганским гипнозом», Билли придумал соответствующее название фестиваля (Fyre), нашел подходящую локацию (заброшенный остров Багамского архипелага, который некогда использовал для траффика кокаина Пабло Эскобар) и ангажировал правильных людей для его рекламы (Белла Хадид, Эмили Ратаковски иже с ними снялись в проморолике, Кендалл Дженнер и другие инфлюэнсеры обрабатывали Инстаграм).

Видео дня

Комичный рэпер и по совместительству друг МакФарланда Джа Рул сообщал всему этому действию определенную степень достоверности. Агрессивный маркетинг сделал свое дело: несколько тысяч человек купили недешевые билеты и в ожидании диких пляжей, музыки (Pusha T, Blink-182, Major Lazer, Disclosure и так далее), алкоголя и тех самых моделей из ролика отправились на Багамы.

Чтобы найти там дешевые палатки вместо обещанных вилл, полуразобранную сцену и ни одного известного лица. Инцидент настолько шокировал поклоняющуюся роскошной жизни публику, что в 2019 году о нем вышло сразу две документалки. Фильм Криса Смита видится более подробным, хоть и он не смог охватить все темы, вскрытые поступком МакФарланда.

Предметом охоты последнего всю его профессиональную карьеру были повернутые на потреблении представители верхушки среднего класса, которые хотели пробиться еще выше. Получить билет на Грэмми, потусоваться с супермоделями, по дешевке полететь первым классом. Будучи патологическим вруном, Билл МакФарланд создавал для них и в первую очередь для себя видимость приобщения к сильным мира сего, пока не взвалил на свою спину слишком крупную аферу.

Изобретатель: Жажда крови в Кремниевой долине (2019). Алекс Гибни.

Случай с МакФарландом, кроме всего прочего, показал, с какой легкостью люди соглашаются следовать за харизматичным лидером. Даже когда моральный Рубикон уже пройден. В данном разрезе история женщины по имени Элизабет Холмс и подконтрольной ей компании Теранос видится еще более показательной.

Когда в 2004 году Холмс ушла из Стэнфорда, ей было всего 19 лет. Годом ранее она основала компанию Теранос и зарегистрировала свой первый патент. Целью Холмс было создание аппарата, который за считанные минуты всего из нескольких капель крови из пальца может извлечь сотни аналитических данных о здоровье человека. Как известно лабораторные анализы делаются долго, стоят зачастую дорого и представляют для многих людей повод для тревоги. Элизабет Холмс заявляла, что способна изменить ситуацию и как следствие произвести революцию в медицине.

Внаглую скопированный у Стива Джобса образ, кокетливая улыбка в ответ на лестные комплименты и чрезмерная уверенность в себе затуманили и без того нечеткий взгляд общественности: Холмс стала новой звездой Кремниевой долины, человеком, который до того, как сделать хоть что-нибудь существенное, был провозглашен гением.

В общем, картина Алекса Гибни (документалка про саентологов из соседней подборки) посвящена идолопоклонству. Понятно, что легко быть разборчивыми постфактум, но урок из этого всего извлечь тоже необходимо: при более детальном рассмотрении ее биографии становится ясно, что Холмс никогда и не подавала надежд, а колледж бросила из-за чрезмерной самоуверенности и нежелания слушать критику.

poster
Дайджест главных новостей
Бесплатная email-рассылка только лучших материалов от редакторов НВ
Рассылка отправляется с понедельника по пятницу

Кислый виноград (2016). Рубен Атлас, Джерри Ротуэлл.

Фильм Рубена Атласа и Джерри Ротуэлл посвящен истории Руди Курниавана — обаятельного проходимца, который приехал в США из Индонезии и решил подзаработать на продаже подделок редкого вина. Руди быстро сдружился с некоторыми коллекционерами и сначала покупал на аукционах элитное бургундское, а потом стал интенсивно продавать. На вопросы откуда взялись такие запасы он отвечал уклончиво.

В какой-то момент его делом заинтересовался частный детектив, нанятый Биллом Кохом (миллиардер выяснил, что Руди продал ему несколько подделок), следом за ним винодел из Франции Лорен Понсо (он решил защитить честь напитка), а потом и ФБР.

Всего же Курниаван продал вина на почти 35 млн долларов. После его ареста и уничтожения домашней фабрики по изготовлению подделок, было подсчитано, что в частных коллекциях осталось около 10 000 бутылок, проданных Руди. Скорее всего, большая часть из них контрафактная.

В своей картине Атлас и Ротуэлл показали, во-первых, изнанку мира любителей дорогого вина, а, во-вторых, еще раз подтвердили простую истину: там, где есть большие деньги, рано или поздно появятся нечистые на руку люди.

Самозванец (2012). Барт Лэйтон.

В ленте британца Барта Лэйтона (отличный фильм Американские животные) рассказывается странная история странного человека по имени Фредерик Бурден, также известного как Хамелеон. Прозвищем этим его наградили журналисты после того, как в 1997 году он выдал себя за пропавшего без вести американского мальчика по имени Николас Баркли.

Самый интересный момент заключался в том, что Бурден — француз, говорит он с соответствующим акцентом, «сдался» полиции он в Испании и на Николаса Баркли был похож только щербинкой между передними зубами. А еще на тот момент ему было 23 года. Пропавшему мальчику должно было исполниться 17. Тем не менее семья Баркли его признала.

Делом в какой-то момент заинтересовались соответствующие органы и один частный детектив. Их взволновала пара вопросов: если Бурден настолько явно не похож на Николаса, то почему семья последнего его приняла? Проблема тут в давящем чувстве утраты или в чем-то еще?

Повествование в фильме ведется самими участниками событий и морали в нем, видимо, никакой нет. Перед нами задокументированный сбой в системе, поданный в форме сюрреалистичного детектива.

Икар (2017). Брайан Фогель.

В 2014 году американский режиссер (неудачная комедия Jewtopia), драматург и велосипедист-любитель по имени Брайан Фогель решил исследовать использование допинга спортсменами. Для консультации он обратился к американскому специалисту, но тот, испугавшись за свою карьеру, решил посоветовать своего российского коллегу Григория Родченкова.

Последний — уважаемый человек в мире спорта, кандидат наук и по состоянию на 2015-й директор Антидопинг центра в Москве. Как настоящий исследователь, Фогель решил испытать курс стероидов на себе. Родченков согласился консультировать. Оба сдружились и вначале ничто не предвещало беды: первый исправно вкалывал в себя препараты и собирал образцы мочи, второй руководил, на выходе должна была получиться документалка про то, что врать могут все.

Однако, в какой-то момент времени ребята упали в кроличью нору без дна. Под Родченкова стали копать в связи с разработанным им курсом невыявляемого допинга. Выяснилось, что благодаря ему Россия показала такие высокие результаты на Олимпиаде в Сочи. Потом выяснилось, что курировалось все это безобразие на государственном уровне (по цепочке министр спорта Мутко — президент Путин), допинг российские спортсмены использовали не только на Олимпиаде в Сочи, а Родченкову угрожает смертельная опасность.

Фокус фильма Икар стал четче, а выводы страшнее: все по-прежнему врут, но только теперь стало ясно, что не на уровне отдельных спортсменов и их кураторов, а выше — на уровне международных организаций и государств. В итоге Родченков скрывается от российских шпионов где-то в США, российским спортсменам, несмотря ни на что, разрешили участвовать в спортивных мероприятиях международного уровня, а доверие к официальному спорту было сильно подорвано. Причем под удар попали и спортсмены, которые никогда не употребляли допинг.

Показать ещё новости
Радіо НВ
X