Работа-хор-работа. Интервью с режиссером документального фильма-хита Надеждой Парфан

8 февраля 2020, 10:36

В начале февраля на украинской платформе Такфликс вышла коммунальная трагикомедия Надежды Парфан Поет Ивано-Франковсктеплокоммунэнерго.

Премьера фильма в украинских кинотеатрах состоялась в октябре 2019 года. Еще перед тем, как фильм стал настоящим хитом, мы поговорили с Надеждой Парфан. Сейчас, по случаю премьеры фильма на первом украинском стриминговом сервисе Такфликс, вспоминаем этот разговор.

Видео дня

***

Этот необычный фильм рассказывает об уникальном культурном явлении, которое досталось нам в наследство со времен СССР — хоры при профсоюзах, где поют в перерыве между работой тамошние работники.

Хору при Ивано-Франковсктеплокоммунэнерго в этом году исполнилось 15 лет. Некоторые его участники поют в нем со дня основания. Для них это — всестороннее развитие, возможность отдохнуть от тяжелого труда и любимое хобби.

Чем может заинтересовать искушенного украинского зрителя тема коммунальных структур, кем являются герои ленты и какой была реакция местных властей — в интервью НВ рассказывает режиссер Надя Парфан.

История вашей семьи тесно связана со структурой Ивано-Франковсктеплокоммунэнерго. Расскажите об этом.

— Мой дедушка, ныне покойный, был первым директором и основателем Ивано-Франковсктеплокоммунэнерго. Действие происходило в 60-е годы, когда случилась вторая волна урбанизации в Советском Союзе. Это время, когда строились новые заводы и фабрики, многие приезжали туда из окрестных городов и сел. Их расселяли в типичных для того времени домах — пятиэтажных хрущевках; а до этого — в австрийских и польских, где до сих пор сохранились так называемые «пьецы» (печки). У кого не было печей, была довольно примитивная система отопления: дрова, буржуйки.

Мировая премьера фильма состоялась на фестивале Visions du Réel в швейцарском городе Ньон

Итак, мой дед построил систему центрального отопления для города Ивано-Франковска. Кроме того, в Ивано-Франковсктеплокоммунэнерго до сих пор работает моя мама — более тридцати лет. И она поет там в хоре. Когда я об этом узнала, мне было очень весело и смешно. Она меня в восемь лет заставляла посещать занятия по музыке, — а теперь, когда я стала взрослой, пришла к ней в хор, чтобы снять фильм.

Я посвятила эту ленту моим бабушке и дедушке. Бабушка умерла за несколько недель до премьеры. Она не работала в теплокоммунэнерго, однако была женой основателя структуры. Ее все помнят и знают. Однако в фильме история моей семьи не показана.

— А почему решили обойти семейную историю?

 — Этот жанр, когда люди снимают сами себя или своих родственников, называется автодокументалистика. Я отношусь к такому жанру с уважением, люблю смотреть подобные фильмы. Но сама снимать подобное — нет, это немного не мой жанр.

Надо быть очень смелым человеком, чтобы уметь показать себя и своих близких в каких-либо уязвимых точках. Я в этом плане побаиваюсь, мне страшновато.

poster
Дайджест главных новостей
Бесплатная email-рассылка только лучших материалов от редакторов НВ
Рассылка отправляется с понедельника по пятницу
Рабочее место диспетчеров в коммунальной службе (Фото: Кадр из фильма)
Рабочее место диспетчеров в коммунальной службе / Фото: Кадр из фильма

Моя мама работает в теплокоммунэнерго инженером отдела сбыта. Но если назвать ее должность на современном языке, она — аккаунт-менеджер, «ведет» корпоративных клиентов. Ее работа кинематографически немного скучная, разве что довольно колоритный матричный принтер, который странно звучит. Но для съемки это не очень интересно и не передает сути того, что там происходит.

Прежде всего мне было интересно показать индустриальную историю — рассказать, что происходит с этим обломком индустриальной эпохи в наше время.

— Насколько популярны такие хоры сейчас? Интересуется ими молодежь?

 — Подобные хоры при профсоюзах — это достижение советской культуры. Идея заключалась в том, чтобы люди имели возможность развиваться всесторонне.

На практике это означает, что если бы мы сегодня, в 2019 году, хотели организовать хор, для нас это было бы крайне сложно: мы должны найти помещение, скоординировать все наши графики, чтобы назначить время и дни для репетиций, кто должен координировать весь этот процесс. В СССР же все это было продумано, этим занимались предприятия — места работы, ведь заботились о благосостоянии своих работников. Это такая патерналистская картина.

Представьте, у вас восьмичасовой рабочий день, и один час вы уделяете пению

Актовый зал Ивано-Франковсктеплокоммунэнерго расположен буквально за стенкой от ремонтного цеха, и люди каждую среду в рабочее время, в 15:00, организуют репетиции. Они приглашают художественного руководителя, который с ними занимается. Понятное дело, что для современных поколений это довольно экзотично — нам бы наверняка подобное и в голову не пришло.

Действительно, в хоре больше поют пожилые люди — младшие не поют. Но есть несколько молодых, поэтому нельзя утверждать, что их нет совсем. Это прикольно: представьте, у вас восьмичасовой рабочий день, и час уделяете пению. Даже если вы не фанат репертуара, петь — все равно прикольнее, чем работать.

— И много ли таких хоров осталось сейчас в украинских профсоюзах?

 — На премьере в Киеве у нас, например, будет выступать хор Киевского метрополитена. В фильме же появляются также хор водоканала и троллейбусного депо. Они там между собой устраивают различные соревнования — кто кого перепоет.

Как по мне, это очень классная задумка, что творчеством могут заниматься не только профессионалы, не только люди, которые окончили профильные заведения, а любой желающий. Это делает творчество и искусство доступными.

— В фильме есть кадры, когда работники теплокоммунэнерго отвечают на телефонные звонки. Там кричат и ругаются недовольные жители города — жалуются, что в домах холодно. Как думаете, эта работа для людей с крепкими нервами?

Большинство людей [героев фильма] всю жизнь работали или в этом учреждении, или в подобных. Поэтому для них это в порядке вещей, привычное дело. Однако, по большому счету, что-то неправильное. Эти люди понимают проблемное измерение того, что происходит.

Когда наш фильм посмотрел главный герой, Иван Васильевич, мы спросили его, о чем это для него. Он сказал: «Так и есть, но так не должно быть».

Работники теплокоммунэнерго поют во время выступления хора (Фото: Кадр из фильма)
Работники теплокоммунэнерго поют во время выступления хора / Фото: Кадр из фильма

В ходе съемок мы наблюдали за командой предприятия, которое ежедневно так работает. И я могу сказать, что действительно это люди эмоционально стабильные, с очень крепкими нервами. Обладают неким дзеном, который меня частично поражает даже немного в негативном плане. Мне интересно: почему они не восстают? Почему не протестуют? Почему не выходят на страйки, забастовки?

— И почему же?

 — Я задавала этот вопрос, в том числе, и своей маме. Она ответила, что для них тепло — это несколько стратегическое, это базовая потребность всех людей. Если они запротестуют, город замерзнет. Это вопрос жизни и смерти, и работники структуры берут на себя эту ношу, эту ответственность. Так же, как и врачи, учителя, например. Они работают в не всегда достойных условиях, но выполняют свою работу с достоинством.

Есть люди, которые работают за 3 тыс. гривен

Проблема инфраструктуры в том, что она устарела. С тех пор как мой дед был директором, ничего толком не изменилось. Инфраструктура не содержится в надлежащем состоянии. Работники, кстати, также почти не меняются: многие рабочие там — это люди пожилого возраста. Поэтому здесь вопрос еще и в том, чтобы обеспечить им достойные условия труда и достойную пенсию в будущем.

— В украинских коммунальных структурах, как правило, очень низкие зарплаты. Однако герои вашего фильма работают там по несколько десятков лет. Почему? Это энтузиазм?

 — Во-первых, у них нет альтернативы на рынке труда. Для этого существуют серьезные основания — к сожалению, в Украине очень эйджистский [с позицией на возраст] рынок труда. Для людей в возрасте 50 и старше крайне сложно найти себе новую работу. Ивано-Франковск — хоть и областной центр и достаточно прогрессивный город, но это не город-миллионник. Рынок труда не такой насыщенный, как, например, в Киеве.

Коммунальщики заботятся о том, чтобы город был в тепле (Фото: Кадр из фильма)
Коммунальщики заботятся о том, чтобы город был в тепле / Фото: Кадр из фильма

Люди такого возраста, как правило, принадлежат к не уверенным пользователям компьютера, не владеют навыками работы с программным обеспечением — то есть теми умениями, которые придают им бонусы как специалистам. Людям страшно остаться без работы, и для них эти мизерные зарплаты — серьезная штука.

— Какие у них пенсии?

 — Это разные суммы, но обычно пенсия примерно сопоставима с зарплатой (даже меньше). То есть люди, которые работают за 3 тыс. гривен. Или 5 тыс. гривен, например.

— Получил фильм какие-то отзывы со стороны городского или областного руководства?

 — Начнем с того, что городская администрация Ивано-Франковска дала нам разрешение на съемку, хотя, конечно, могла бы этого и не делать. Навстречу пошло и руководство теплокоммунэнерго. Сейчас, кстати, сменился и директор этой структуры.

Главная задача фильма — передать зрителям интересный опыт из жизни коммунальщиков, говорит Надя Парфан (Фото: Кадр из фильма)
Главная задача фильма — передать зрителям интересный опыт из жизни коммунальщиков, говорит Надя Парфан / Фото: Кадр из фильма

Мэр Ивано-Франковска Руслан Марцинкив пришел к нам на премьеру, перед показом вышел на сцену, сказал, что понимает — есть проблемы, над которыми необходимо работать. Мой интерес в том, чтобы при решении проблем этого кризисного участка коммунального хозяйства были учтены также и интересы людей, работающие там в нелегких условиях. Банально — им нужно повысить зарплаты, обеспечить всем необходимым, теми же отвертками и другими инструментами. Надеюсь, люди, компетентные в решении подобных вопросов, обратят внимание на этот фильм.

Однако главная задача фильма — передать зрителям интересный опыт из жизни коммунальщиков. Это специфическое удовольствие, но людям нравится.

И мое особое желание — чтобы люди после просмотра этого фильма были толерантнее в общении с работниками коммунальных служб, проявляли базовое уважение к тем, кто работает «по ту сторону».

Показать ещё новости
Радіо НВ
X