«Кинематограф отражает ментальность». Украинское кино на европейских фестивалях — почему это важно?

17 сентября, 16:16
Кинематограф представляет страну на международном уровне (Фото:FILM.UA)

Кинематограф представляет страну на международном уровне (Фото:FILM.UA)

Украинское кино уже стало конкурентоспособным в Европе. В последние годы на самых известных кинофестивалях присутствует как минимум одна, а зачастую и несколько украинских лент. Почему это важно для Украины, какие имиджевые бонусы приносят фестивали фильму и стране в целом, и есть ли у нашей киноиндустрии фестивальный потенциал? Поговорим об этом на примере драмеди Я работаю на кладбище, которое выходит в прокат.

Андрей Корниенко

украинский кинопродюсер

Кино как часть культурной политики

Кинематограф представляет страну на международном уровне. Он отражает ментальность, культурные традиции, общественно-политические процессы, характер людей, визуализирует локации, архитектуру, природу и т. д. И, в сущности, фестивальная дистрибуция является частью внешней культурной политики государства.

Видео дня

На фестивале фильм увидит множество зрителей и представителей киноиндустрии из разных стран. Они оценят работу режиссеров, операторов, сценаристов, познакомятся с вами лично. И здесь может возникнуть взаимный интерес к совместной работе, копродукции. На знаковых индустриальных площадках могут стартовать разнообразные процессы — от начала работы над чем-то новым до международной дистрибуции вашего фильма. Так устанавливаются новые контакты — и киноиндустрия отдельной страны «встраивается» в глобальную. Укрепляются международные связи и для страны открывается больше возможностей на культурном поле.

Кинофестивали не одинаковы

У каждой страны есть свои знаковые кинофестивали. Есть фестивали класса А — самого высокого, события мирового значения. Это, например, Каннский или Венецианский кинофестивали. Всего же в мире более 2000 разнообразных фестивалей. Какая-то часть из них — это одноразовые или просто фейк-фестивали, за которыми ничего не стоит — ни истории, ни жюри, кто-то просто за участие собирает деньги онлайн и раздает награды, а по сути это фестивали-пустышки, или показы могут происходить в соседнем баре для 20 посетителей.

Первый показ нашей ленты Я работаю на кладбище мы устроили на 50-м юбилейном кинофестивале Молодость в Киеве — одном из старейших украинских фестивалей с мировым именем. Дальше мы пытались подать фильм на те фестивали, где есть программа или секция режиссерских дебютов, ведь для Алексея Тараненко это дебют в полнометражном кино. Мы получили приглашение на участие в Варшавском кинофестивале — одном из топ-15 в классе А. И впоследствии было несколько фестивальных показов в Европе, Северной Америке и Австралии.

Фильмы не создают специально «под фестивали»

Когда мы работаем над фильмом, мы не ставим целью сделать какое-то особое фестивальное кино. Мы стараемся сделать качественную ленту. А фестивальной она становится тогда, когда затрагивает важные социальные темы, которые беспокоят общество, и является неординарной, интересной. Так случилось с Я работаю на кладбище.

Любой кинопродюсер всегда находится в поиске хорошего литературного и драматургического материала. Интересно быть в потоке культурных событий, новых идей, отслеживать рефлексии общества и предпочтения его кластеров. Потому я стараюсь быть в курсе новинок украинских писателей и драматургов, читаю присланные мне сценарии. Книга Павла Белянского вдохновила меня, Алексею Тараненко она тоже понравилась. Мы пригласили Павла стать сценаристом, и он согласился. Так мы стали работать над фильмом.

Когда мы поняли, что может получиться нетривиальное кино, встал вопрос о формате. Мы втроем пришли к консенсусу — снимаем жанровый фильм для зрителей, а если его будут брать на фестивале, то не будем отказываться. Так и вышло.

Кадр фильма Я работаю на кладбище (Фото: FILM.UA)
Кадр фильма Я работаю на кладбище / Фото: FILM.UA

Фестивальная история Я работаю на кладбище

Кроме Молодости и Варшавского международного кинофестиваля, наш фильм был в конкурсных программах British Independent Film Festival, Ferrara International Film Festival, AFIN International Film Festival, Stockholm Independent Film Festival и International Film Festival Prague. Я работаю на кладбище победил в номинации Лучший полнометражный фильм Munich Film Award, исполнитель главной роли в фильме Виталий Салий стал лучшим актером по версии фестиваля Национального союза кинокритиков Киноколо, на Montelupo Fiorentino International Independent Film Festival фильм получил приз за лучшую операторскую работу, а постер был признан лучшим на Red Movie Awards.

На каждом показе Я работаю на кладбище, где я присутствовал, зрители очень тепло воспринимали нашу ленту. Подходили после показа, задавали вопросы, благодарили за эмоции. Интересно, что наш фильм — в жанре драмеди, и в Праге он был в номинации Лучшая комедия, а в Стокгольме — Лучшая драма. То есть, он честно отражает жизнь, где есть место для любых эмоций.

Фестивальные перспективы украинского кино

Качество украинских фильмов за последние 5 лет значительно выросло. Как и присутствие их на большинстве кинофестивалей. Новые имена в режиссуре и драматургии, новые успешные фильмы не только проходят отбор на фестивале, но и побеждают на них. Племя Мирослава Слабошпицкого, Атлантида Валентина Васяновича, Клондайк Марины Эр Горбач… И только за этот неполный год можно вспомнить несколько наград и художественных, и документальных лент — от Санденса и Венеции до небольших региональных европейских кинофестивалей. Все это интересные фильмы мирового уровня, знаковые для нашей индустрии.

Еще есть киноленты, которые пока не дошли до релиза или находятся в «спящем режиме» из-за полномасштабного вторжения россии. По моим ощущениям, около десяти из них будут точно претендовать в ближайшем будущем на фестивальные награды.

Нашей киноиндустрии есть к чему стремиться. Во многих странах Европы более регулярная поддержка от государственных и местных кинофондов, более тесные копродукционные связи между продюсерами разных стран, больше залов и кинотеатров, больше зрителей их регулярно посещают. Однако наша тенденция роста будет сохраняться, и я уверен, что вскоре мы услышим много хороших новостей о фильмах украинской новой волны. К которой, надеюсь, относится и наш Я работаю на кладбище.

https://www.youtube.com/watch?v=RtEuTnm3Doc
Редактор: Кира Гиржева

Присоединяйтесь к нам в соцсетях Facebook, Telegram и Instagram.

Показать ещё новости
Радіо НВ
X