Плот Медузы. Какая история стоит за одним из самых известных изображений кораблекрушения в искусстве

8 июля 2021, 10:25
НВ Премиум
Автор: Олег Шама

Из 150 французов на том плоту выжили только 15. Они просто перебили друг друга. «Это полотно должно висеть в морском министерстве», — отметил коллега автора Доминик Энгр, имея в виду прямую вину власти в трагедии. Потому что о ней забыли бы уже на следующий день, если бы не молодой художник.

Журналист НВ Олег Шама продолжает разбирать выдающиеся произведения искусства, темы которых перекликаются с настоящим.

1816. Франция постепенно оправляется от Наполеоновских поражений. Европейские монархи облегченно вздохнули и только утвердились в праве своих народов гнить и дальше. В Париж вернулся Людовик XVIII, и коллеги по цеху поддерживают его чем могут. Англия среди прочего вернула запроливной соседке африканскую колонию Сен-Луи — нынешний Сенегал.

Видео дня

Туда и отправились 17 июня из порта Рошфор четыре довольно крепких парусника: корвет Аргус, флут Луара, бриг Эхо с фрегатом Медуза в качестве флагмана. Они должны были доставить в колонию новоназначенного губернатора полковника Шмальца с женой и администрацией.

Команда Медузы — уменьшенная копия тогдашнего французского общества, остаренного с возвращением Бурбонов. Юг Дюруа де Шомарей, 52-летний капитан, — ярый роялист; и политическое содержание его мозгов — главное преимущество. Отождествляя преданность королю с опытом, морское министерство и поставило Шомарея за штурвал Медузы вместо 40-летнего бонапартиста Франсуа Поне. Так же остаренное парижское правительство словно и не заметило важнейшее обстоятельство: Шомарей на тот момент уже пол своей жизни вообще не выходил в море.

А еще офицеры и большинство матросов Медузы служили Наполеону. Поэтому они сразу люто возненавидели Шомарея, который вдобавок еще и пил как не в себя. Неизвестно, почему после Тенерифе губернатора Шмальца лихой сподобил добраться до Сен-Луи раньше остальных колонистов. Хотя Медузе по техническим возможностям это именно в масть, вот только капитану почему-то вздумалось идти вдоль берега — так казалось ближе. А об известном своими рифами побережье Западной Африки остаренное руководство Медузы просто не знало. Даже бывалые матросы пытались подсказать Шомарею — мол, как-то не так идем. Но кто они такие после Ватерлоо?

Наконец 2 июля Медуза таки нашла свою мель. Фрегат врезался в нее на скорости, борта его треснули, а трюмы мгновенно заполнила вода. Насосы — те, что удалось найти, — оказались неисправными. А небо на горизонте вместо синего становилось серо-зеленым — надвигался шторм. С Медузы срочно надо было убираться.

Для эвакуации на борту фрегата было четыре баркаса и еще два ялика. Ими губернатор вообще собирался обследовать сенегальские реки и озера, и их явно было мало для почти двух сотен пассажиров с командой. «Казалось, они увидели ужасное лицо Горгоны, чье имя носило судно», — написал позже врач Савиньи о плохих предчувствиях людей на борту Медузы.

Показать ещё новости
Радіо НВ
X