Повести с Донбасса. Наталья Ворожбит — о своем фильме Плохие дороги, новых проектах и подборе актеров как любви

23 мая 2021, 09:44
Автор: Алла Кошляк

20 мая 2021 года в украинский прокат выходит дебютный фильм украинского драматурга Натальи Ворожбит — Плохие дороги. Лента является экранизацией ее одноименной пьесы, созданной после поездок на восток Украины, и состоит из пяти новелл о жителях Донбасса по обе линии фронта.

До выхода ленты журналистка Радио НВ Алла Кошляк поговорила с Ворожбит о ее картине, ходе съемок и будущих проектах. Публикуем сокращенную версию этого интервью.

Видео дня

— Вы сняли Плохие дороги год назад — уже работаете над каким-то новым фильмом?

— Да, мы начали кастинг, поиск локаций для фильма с рабочим названием Демоны по моей пьесе, которую я написала довольно давно, лет 15 назад. Планируем начать съемки в конце лета.

— Это значит, что теперь вы больше сосредоточитесь на кино? Или будете продолжать дальше писать пьесы?

— Сейчас я достаточно интенсивно пишу много сценариев и параллельно готовлюсь к съемкам. Поэтому не могу сказать, что я все бросила и посвятила себя режиссуре. Но, конечно, сейчас это будет отнимать большую часть моей жизни.

— Есть ли какая-то большая разница для вас как художника между театром и кино? От чего приходится отказываться, какие другие приемы применять?

— В драматическом театре все ставки делаются на игру актеров, на разговоры. В театре очень много разговоров. Желательно, чтобы все происходило в одном месте. Это намного облегчает процесс взаимодействия со зрителем и процесс постановки. А кино — это более визуальное искусство, там должно быть больше движения воздуха. Да, театр и кино действительно отличаются, но очень много фильмов снимаются по мотивам театральных пьес. Это отдельный жанр кино, я его всегда очень любила. В принципе, можно ходить по лезвию между кино и театром.

— А сложно было учитывать эти нюансы? Или с кино, наоборот, проще?

— Поскольку это была пьеса с самого начала, я не очень меняла ее под киноадаптацию. Она родилась такой, какой родилась. Если бы я знала, что это станет сценарием, по которому я буду снимать фильм, то, наверное, совсем по-другому писала бы эту историю. А так я работала с тем, что уже было, и принимала условия того, что это прежде всего все-таки театральная история.

Официальный трейлер фильма Плохие дороги

— На какую реакцию зрителя вы рассчитываете? С какой мыслью человек должен выйти из кинозала после просмотра Плохих дорог?

— Это всегда очень сложно предсказать. Но исходя из того, какую реакцию я уже наблюдала и какая мне нравилась, то это размышления о том, что происходит у нас сейчас в стране; все, что связано с войной. Что где-то есть регион — для кого-то далекий и абстрактный, — но он очень конкретный и имеющий большое влияние на всех нас, даже когда мы этого не чувствуем и не замечаем.

Существует этот регион, где каждый день происходит драма, трагедия, и мы не можем делать вид, что нас это не касается. И еще я бы хотела, чтобы зритель поставил себя на место людей, которые там оказались, и прокрутил в голове те ситуации, — возможно, иногда ужасные, — и подумал о том, как это предотвратить и что вообще можно сделать.

poster
Дайджест главных новостей
Бесплатная email-рассылка только лучших материалов от редакторов НВ
Рассылка отправляется с понедельника по пятницу

— Расскажите о самой работе над фильмом. Вы снимали непосредственно на Донбассе?

— Нет. К сожалению, у нас был очень маленький бюджет, и мы снимали все под Киевом или в самом Киеве. Только один день снимали на Донбассе, ведь нам были очень нужны снег, мороз и настоящий террикон.

Мы снимали все блоками, каждая новелла отдельно — получилось пять коротких метров, к каждому была необходима отдельная подготовка. Но снимали одной командой.

Были отдельные кастинги; актеры, которые потом не пересекались; и разное время года: мы снимали летом, осенью, зимой. Одна новелла за другой — это как пять маленьких фильмов. Для меня это было действительно и сложно, и интересно, и были определенные разочарования. Меня действительно поразило, как много времени в процессе съемки кино занимает ожидание. Ты постоянно чего-то ожидаешь: пока загримируют, пока подготовят, пока переставляют свет. Я никогда не работала так, и меня это немного выбешивало.

Конечно, постоянно прокачивала новые навыки, ведь нужно перед всеми делать вид, что ты все знаешь и понимаешь, быть уверенной на площадке. Ты ведешь за собой людей. Это было интересно, особенно для сценаристки, которая привыкла сидеть за компьютером и выдумывать в голове воображаемых персонажей. А здесь реальные люди — контраст очень сильный.

Кадр из фильма Плохие дороги / Кристи Фильм
Фото: Кадр из фильма Плохие дороги / Кристи Фильм

— Вы работали с телеформатом. Всегда очень интересно узнать о внутренней кухне: работа в кино вам нравится больше, чем на телевидении?

— Конечно, в кино все-таки тебя жалеют, у режиссера больше возможностей, больше времени. Телевизионный процесс более форматированный, и нужно снимать гораздо быстрее. Когда ты на телевидении, ты должен в день снять плюс-минус 15 минут, кто-то снимает даже по 20. А в кино во время моего первого съемочного дня мы сняли пять минут, и считалось, что это много. Почувствуйте разницу. В кино больше творчества; больше «волшебников», которые делают что-то не потому, что им нужно за квартиру заплатить, а потому что для них это очень важно и им это нравится.

— Означает ли это, что вы не вернетесь к работе над телевизионными проектами?

— Нет, не означает. На самом деле я сейчас работаю над несколькими сериалами, и в некоторых из них я планирую быть шоураннеркой. Один я бы хотела снимать сама как режиссер, восемь серий. И я опять же боюсь, потому что это другая выработка, другие условия, стресс. Но я не хочу отдавать свой материал, который мне дорог, — когда-то я уже пробовала. А сейчас я только такие и пишу. Жаль тратить время просто на заработок денег.

— А о чем будет этот сериал?

— О 1990-х, проект называется Наша Галя. Я хорошо помню эти времена, моя мама была директором книжного магазина в центре Киева. Я помню, когда началась независимость, когда возникли бандиты, когда у моей мамы пытались «отжать» помещение, уничтожить, выселить, отобрать, и как она выживала в эти времена, будучи в расцвете своих сил.

В общем все фильмы о 90-х всегда о мужчинах и сделаны мужчинами. Мне хочется именно женский взгляд, и чтобы это был именно Киев, чтобы все было узнаваемо. Коротко говоря — о нас. Чтобы мы переосмыслили то опыт. Сейчас, мне кажется, пришло время. Планируем снимать в следующем году. Возможно, сериал выйдет даже в начале 2023-го.

Кадр из фильма Плохие дороги / Кристи Фильм
Фото: Кадр из фильма Плохие дороги / Кристи Фильм

— А как вы отбираете актеров, как понимаете, что именно этот человек может сыграть определенную роль? Вы смотрите больше на профессионализм, или же это что-то вроде интуиции?

— Это абсолютно как любовь, когда ты после кастинга лезешь на страничку в Facebook к этому человеку и начинаешь листать фотки, когда у тебя ускоряется сердцебиение, и ты начинаешь в голове их склеивать с другими актерами — значит, процесс запущен, актер зацепил в тебе какую-то струнку, и это навсегда.

Профессионализм, конечно, это круто и важно, но иногда достаточно просто правильной интонации и органики. Бывает так, что ты представлял о каком-либо персонаже что-то свое, а этот человек приносит с собой нечто такое, из-за чего происходит магия.

Плохие дороги - напоминание, что у нас до сих пор идет война. Интервью с режиссером Натальей Ворожбит

Показать ещё новости
Радіо НВ
X