Пять лучших книг апреля. Литературный гид писателя

6 апреля 2018, 18:07

Главное в книгах апреля - свежесть сюжетов, жанровая точность и психологическое напряжение, не отпускающее до самого конца.

И неважно, это любовная история, ретро-детектив или подростковая повесть - все книги стоят того, чтобы им уделить должное внимание. Удовольствие от текста гарантировано!

Видео дня

Кларісе Ліспектор. Сімейні узи. – Л.: Видавництво Анетти Антоненко, 2018

Книга новелл известной латиноамериканской писательницы, которая, по словам современников выглядела, как Марлен Дитрих, а писала, как Вирджиния Вулф - это чувственная проза, что читается на одном дыхании и не оставляет равнодушным. Или это капризы лишенной любви страстной дуэньи («Когда она была в ресторане, заместитель ее мужа коснулся под столом ее ноги, а над столом было его лицо. Случайность или он сделал это нарочно? Чертяка»), или кризис домохозяйки («признаком было напряженное удовольствие, с которым она смотрела на вещи, пораженная страхом »), или чувство девушки, которая встретила на улице двух мужчин, которые коснулись ее, такую «нежную и удивительную» («то, что произошло дальше, было четверкой тяжелых рук; четыре руки, которые не знали, чего хотели, четыре неправильные руки без назначения»).

Женские имена словно взяты из экзотической прозы Маркеса - Анна, Лаура, Мария - и все в этих рассказах дышит «жаркой роскошью» латиноамериканской классики. Мужчины - Хосе, Арманду, Карлиноса - громко смеются и обнимают своих жен («он взял жену за руку и повел ее за собой, не оглядываясь, подальше от опасностей, которые подстерегают человека на протяжении жизни»), но «настоящая жизнь» - она не такая, и женщинам нравится совсем другое. Например, слепой на остановке, жующий жвачку. Впрочем, мужчины тоже не отстают, они пожирают встречных девушек похотливыми взглядами, проигрывают родительские деньги, а также их рассказ о женщине-пигмея величиной сорок пять сантиметров - это не предел фантазии автора, который пишет о разновидности неземной любви на этом грешном мире. «Жила она на верхушке дерева со своей маленькой наложницей, в теплых диких зарослях, что окутывали плоды, почти невыносимо сладкие на вкус. Еще была беременна».

Алі Сміт. Як бути двома. – Х.: Фабула, 2018

Этот захватывающий роман о любви и несправедливость - пожалуй, лучшая из книг одной из самых ярких писательниц современной Британии. С одной стороны, это игривая, авантюрная проза - история о британском подростке, девушке Джорджии, которую все зовут просто Джордж, и в этом, несомненно, проявляется гендерный момент повествования. Недаром роман - о «двух в одном», о «слиянии двух начал», о «двух сущностях в одном теле». Мать девочки умерла, она живет с отцом в доме с прогнившей крышей и мечтает о том, чтобы тот рухнул. Играет в слова и раздражает психотерапевта. Кроме мечтаний, языковых игр и каламбуров - воспоминания об умершей матери, с которой дочке было нелегко, и поездка в Феррару для осмотра фрески художника эпохи Возрождения - одно из испытаний, которое осталось в памяти на всю жизнь. Мать считает, что художник был женщиной.

poster
Дайджест главных новостей
Бесплатная email-рассылка только лучших материалов от редакторов НВ
Рассылка отправляется с понедельника по пятницу

Именно в нем - ключ к «гендерной» разгадке романа, любви и нелюбви старших к младшим, мужского и женского, земного и небесного, искусства и прозы жизни. Вторая часть романа - о путешествии того же художника, попавшего в наше время. Он изучает быт героини, ходит за ней по пятам, рассматривает ее комнату, и заодно рассказывает нам о своей службе у скупого герцога, который заказал фреску. Художник тоже принимает девочку за мальчика, и это не удивительно, ведь гипотеза матери о его собственном собственной пола оказывается верной.


Сергей Пономаренко. Зеркало из прошлого. - М.: Клуб Семейного Досуга, 2018

В самом начале этой истории ничего не предвещало беды, и читатель может насладиться пасторальными картинами быта в барском имении известного мецената с Черниговщины, в котором бывали Гоголь и Шевченко, Кулиш и Марко Вовчок. Впрочем, по роману, который начался между главными героями, стоит что-то ужасное, таинственное, инфернальное, в духе Достоевского и Метерлинка, и лирический водевиль медленно трансформируется в настоящий исторический триллер. Смерть юной героини неожиданным образом отзывается уже в современных разделах, в которых происходят аналогичные трагедии, а герой узнает о существовании зловещего «гена смерти», который, кажется, надежно коренится в его роду.

Молодой фотограф-репортер из Житомира, общаясь с маньяками и убийцами, а также изучая их дела, неожиданно оказывается впутанным в криминальную историю. И конечно, когда происходит очередное преступление, ничего и никого не помнит, замечая в старинном зеркале только какие-то таинственные тени. Неужели дело в родовом проклятии, а зеркало способно таить в своих глубинах тайны кровавых преступлений? «И это роковое зеркало начало свой Смертоносный путь. Список его жертв, приведенный в интернете, был впечатляющим, как и разнообразие причин смерти - от болезни до убийства. Единственное, что их объединяло, - смертельный исход для человека, владеющего этим зеркалом ».

Таня Малярчук. Mox Nox. – Л.: Видавництво Старого Лева, 2018

Кажется, в своей новой книге известный автор, до недавнего времени писавшая в стиле магического реализма, затем - урбанистической мистики и уже в конце - народного сюрреализма - нашла идеальное воплощение своего таланта. Во-первых, это подростковое фэнтези, то есть тот самый фольклор Прикарпатья - сказки, легенды, предания - на каком специализировалась Таня Малярчук, но в сочетании с популярной антропологией и не менее модной постапокалиптикой. Так же, как когда-то у Пелевина в «Еmpire V», у Малярчук миром правят летучие мыши - хоть и не вампиры, но к конкурентам в виде насекомоядных животных относятся «по-взрослому», напоминающий конечно, гонения на христиан в древние времена.

Так же присутствует в повести тема Рая, который, оказывается - как по экзистенциализму Сартра и Камю - можно получить на земле, поскольку человек (или там, летучие мыши, потому что люди все сами, а не в результате техногенных катастроф, вымерли) сам управляет своей судьбой. Главная героиня ищет, и, возможно, найдет, а детям остается ознакомиться с очередной экзотической моделью мироздания, украшенной старинными, но не старомодными мифами. В принципе, весь цвет Станиславского феномена в литературе, младшей ветвью которого считается творчество Малярчук, переболел в свое время на такие антропологические изыскания, когда то ели, то муравьи могли править миром, но на этот раз, судя по названию книги, для этой тематики наступают еще более темные, «нечеловеческие» времена безбожного существования.

Євген Лір. Підземні ріки течуть. – К.: Видавництво Жупанського, 2018

Автор послесловий к классикам «темной» литературы Чемберса, Меррита, Мекена, а также переводчик «Короля в желтом» Чемберса и «Лунного дитя» Кроули решил попробовать сои собственные творческие силы в жанре «экзистенциального хоррора», и это, следует признать ему удалось. Несмотря на то, что предисловие к сборнику его рассказов предупреждает, что читателю нелегко будет пробираться по лабиринту сюжетов, свеча, которую зажигают в самом начале в таинственном подвале, светит сквозь весь «темный» рассказ автора-дебютанта.

Символы и знаки, намеки и догадки сопровождают нас на протяжении всего действа, которое разворачивается во всех новеллах сборника. В каждом из них - своя загадка и тайна. Молодые супруги отправляются в путешествие в самое сердце Тьмы, художница-криминалистка вместо объектов видит символы, продолжается игра в Кита, Остров и Тьму. И все это в обрамлении инфернального ужаса, метафизического страха и множества острых эмоций, которые возникают при чтении этого сборника. Но ее основная ценность - кроме восхищения, которое она вызовет у настоящих ценителей жанра - это чистота эксперимента по высадке побегов мировой «литературы ужасов» в украинскую почву.

Читайте такжож: Пять книг, с которыми легко понять науку

Показать ещё новости
Радіо НВ
X