Пиршество благоразумия. Рецензия на фильм о Голодоморе Цена правды

30 ноября 2019, 15:07

В украинский прокат вышел фильм Цена правды — историческая драма про события, имевшие место в Украине в 32−33 годах прошлого столетия и про журналиста, который на свой страх и риск засвидетельствовал эти события и рассказал о них всему миру.

НВ
Фото: НВ

Речь идет о Голодоморе и здесь лучше всего упомянуть оригинальное название ленты — Мистер Джонс, с вынесенной в заголовок фамилией журналиста. Звали его Гарет. Режиссера фильма зовут Агнешка Холланд. И здесь стоит сказать, что в сложный и максимально трагичный материал она погрузилась в гораздо меньшей степени, чем мистер Джонс.

Видео дня

1. Сюжет

1933 год. Лондон. Молодой человек в очках и с дружелюбным, намекающим на мягкий характер лицом зачитывает доклад о событиях в Европе. Он предупреждает сидящих перед ним высокомерных старцев о Гитлере и о скорой войне. Те смеются и не верят. Через несколько часов Гарета Джонса, так зовут молодого человека, увольняют. Его прогнозы никому не нужны: в Англии экономический кризис и на войну нет денег, а значит, и факты взвешивать не следует.

Джонс же хоть и мягок и воспитан, но уперт и обладает важной для журналиста чертой — интуицией. Именно она приводит его в Москву, где Гарет хочет узнать ответ на вопрос: «Откуда у нищих Советов деньги на индустриализацию?». Большая часть западной интеллигенции в восторге от коммунистической модели и Джонс вроде бы тоже. Но этот вопрос все-равно не дает ему покоя.

В столице СССР он знакомится с Уолтером Дюранти — руководителем московского бюро The New York Times и главным воспевателем советов на Западе, а еще с журналисткой по имени Ада, с которой у него так и не получится завести служебный роман. А еще, впервые в своей биографии Джонс столкнется со страхом за свою жизнь и с кромешным ужасом от увиденного своими глазами.

Кадр из фильма
Фото: Кадр из фильма

2. Сценарий и драматургия

Агнешку Холланд трудно назвать классиком мирового кино. Она училась у Занусси и Вайды, но их высот так и не достигла. С другой стороны — пара номинаций на Оскар, несколько срежиссированных серий Прослушки и недавняя политически заряженная экодрама След зверя сообщили ее статусу известную долю уважения.

Проблема в том, что всего этого не видно в фильме с громким названием Цена правды. Если попытаться упростить его анализ до одного предложения, то можно представить сюжет ленты Запрещенный (про Стуса), экранизированный профессионалами и с чуть большим бюджетом. То есть отношение к материалу будет настолько же равнодушное и поверхностное, зато картинка европейского уровня.

Если же задаться целью проникнуть в фильм Холланд чуть глубже, то, возможно, получится увидеть попытку сделать по-старомодному масштабное кино: размашистую драму с несколькими сильно удаленными друг от друга локациями; экранизацию процесса деконструкции Идеи с помощью ни для кого неудобной правды.

Чтобы вывести свою историю на уровень не только страшных фактов и отдельно взятого героизма, но и кое-какой культурной важности, Холланд начинает ленту с писателя Оруэлла, сидящего где-то в глуши, в окружении зверей и пишущего знаменитую повесть-антиутопию Скотный двор. Британец вдохновился статьями Гарета Джонса.

poster
Дайджест главных новостей
Бесплатная email-рассылка только лучших материалов от редакторов NV
Рассылка отправляется с понедельника по пятницу

Несчастный Оруэлл еще несколько раз появится в таких вот нелепейших интерлюдиях.

Кадр из фильма
Фото: Кадр из фильма

Однако, никакой подлинной деконструкции идеи у режиссера не получилось. По причине опять-таки поверхностного подхода к материалу. Создается впечатление, что забыв о той находчивости, с которой она снимала След зверя, Холланд просто открыла статью в Википедии и экранизировала сухие факты: вот наивный Джонс приезжает в Москву, вот он попадает в Харьковскую область (тут программные: кожух за корку хлеба, апельсиновая кожура с пола, трупы на обочинах и каннибализм), вот он возвращается и сталкивается с бессилием западного истеблишмента, вот он страдает у хмурого моря.

Более того, даже эти сцены Холланд умудрилась снять серо: без веры, без авторского взгляда, без какой-либо заинтересованности.

Мы получили еще один бездушный фильм на важную (и жуткую) главу в истории нашей страны. Теперь от наших польских коллег.

Кадр из фильма
Фото: Кадр из фильма

3. Актеры и картинка

С формой у Холланд тоже не сложилось. Причем, что на уровне городов, что на уровне мизансцен. Дежурную попытку выставить коммунистов и им сочувствующих демонами из ада, то есть самую простую задачу, она провалила.

Здесь есть абсолютно неработающая сцена вечеринки у Дюранти дома, которую явно хотели снять в духе оргий в отеле Оверлук пополам с шабашем в булгаковском стиле: но пары голых ягодиц и инъекции морфия за кадром никогда не было достаточно для произведения серьезного эффекта.

Попытка подачи сюжета с точки зрения самого Джонса тоже провалилась. Взгляд наивного правдолюба мог бы подсветить своим пусть неловким, зато искренним светом банальность сценария. Причем играющий журналиста актер Джеймс Нортон, несмотря на плохо скрываемую радость от получения главной роли в большом проекте, находится на своем месте и большее внимание от режиссера он бы потянул. Сил Холланд не хватило и на это.

Кадр из фильма
Фото: Кадр из фильма

Что уж говорить о Ванессе Кирби, играющей Аду Брукс — журналистку, разрывающуюся между верой в коммунизм, фактами его обличающими и давлением со стороны Дюранти. Потенциально интересный персонаж канул в лету, лишенный опять-таки должного внимания со стороны режиссера и сценариста.

Единственным радующим глаз человеком во всей этой затее стал Питер Сарсгаард. Привыкший полагаться только на себя актер, создал крайне неприятный, но тем не менее харизматичный образ руководителя московского бюро The New York Times. Если в головах Джонса и через некоторое время Ады Брукс любовь к идее пала под давлением фактов, то убеждения Уолтера Дюранти оказались сильнее правды, что дает повод для размышлений, но уже за границами картины, лишенной и намека на них.

Кадр из фильма
Фото: Кадр из фильма

Цена правды — вердикт НВ

5/10

Фильм Цена правды похож на продукт бюрократической мысли, когда желание снимать продиктовано не стремлением по-своему рассказать историю, а необходимостью отметиться на поле актуального. Все внезапно обратили внимание на важность журналистских расследований? Значит надо снять что-то подобное и в идеале, чтобы фон был потрагичнее.

Место такой картине, соответственно, не в кинотеатре, а в конференц-зале дорогого отеля.

Цена правды

Mr. Jones

2019 год

Польша, Украина, Великобритания

Режиссер — Агнешка Холланд

В главных ролях: Джеймс Нортон, Ванесса Кирби, Питер Сарсгаард, Кеннет Крэнхэм, Джозеф Моул и другие.

Показать ещё новости
Радіо NV
X