Убитым как скот. Почему на картине Атакованные газом художник изобразил игроков в футбол — разбираем полотно Джона Сарджента
«Что погребальный звон для убитых, как скот?» Это строчка из стихотворения 25-летнего британского поэта, лейтенанта Уилфрида Оуэна. Он погиб во время прорыва немецких позиций на канале Самбра-Уаза вблизи французского городка Ор 4 ноября 1918 около полудня. Ровно через неделю всем войскам объявят — войне конец.
Журналист НВ Олег Шама продолжает разбирать выдающиеся произведения искусства, темы которых перекликаются с сегодняшним днем.
«Молодые силы падали снопами, а кровь заливала виски… Безумие, крик, погоня пуль, гул орудий — все льнуло к небесам и добивалось правды. Ее не было». Так описывала ад Первой мировой войны Ольга Кобылянская. Черновцы, где жила писательница, в разгар боев на востоке Австро-Венгрии, дважды захватывали русские войска. А между первым и вторым вторжением, в 1915-м, линия фронта просто бродила где-то у города, и он был как бы ничьим.
Но война была везде одинаковой: что в повести Кобылянской Сошел с ума, что на холсте Сарджента.
Изобразить сцену войны художнику заказало британское министерство информации еще в мае 1918 года для Зала воинской славы. Еще в 1916-м, эта идея возникла у лорда Уильяма Бивербрука, канадско-британского издателя, который на тот момент руководил информационной политикой правительства Великобритании.
Сарджент — один из немногих, кому выпала такая честь. Он — американец, и по условию заказчика художник должен был изобразить общий союзнический героизм подданных короля Георга V и солдат армии США.
