Харьковская школа фотографии и гид по Украине от Louis Vuitton: Как прошла знаменитая фотовыставка Paris Photo 2024
На прошлой неделе в Париже прошла Paris Photo 2024 — одна из самых масштабных выставок фотографии в мире. Украину на выставке представляли работы Харьковской школы фотографии и гид по Украине от Louis Vuitton.
Для своего 27-го издания, фотособытие арендовало зал только что отреставрированного выставочного центра — Большого Дворца искусств (Le Grand Palais), который последний раз использовали в 2019 году. В этом году в обновленном пространстве приняли участие более 230, как международных, так и французских галерей.
Украинское фотонаследие было представлено в подавляющем большинстве через работы Харьковской Школы Фотографии и fashion фото-гида Louis Vuitton об Украине.
На этот раз организаторы Paris Photo решили присоединиться к празднованию столетия Сюрреализма, и пригласили американского кинорежиссера Джима Джармуша организовать эксклюзивную экскурсию по провоцирующим и удивляющим произведениям. Более того, навигация по галерейным будкам была представлена в формате лабиринта. Галереи-участники поддержали этот сюрреалистический дух, демонстрируя нетипичные работы, такие как необычная работа американской художницы Даян Майер, которая в своей серии Berlin соединила вышивку и коллаж непосредственно на поверхности фотографий или большая гобеленовая работа и коллаж Ман Рэя в галерее Douches. Творчество современных фотографов, таких как Каролин Корбассон, и Мигель Анхель Торнеро, также отразило то, насколько наследие Андре Бретона (основатель сюрреализма) продолжает вдохновлять современное искусство, выходя за пределы фотографии и решаясь на смелые технические эксперименты.
Как прошла Paris Photo 2024 рассказывает NV Life журналистка Мария Самоварова.
Харьковская Школа Фотографии
В залах мое внимание привлекли два масштабных триптиха в стиле «ню». Подойдя ближе я узнала лицо «главного героя» — Борис Михайлов, ключевая фигура Харьковской школы фотографии, один из величайших мастеров современной фотографии. Школа была основана в 1971 году на основе Харьковского областного фотоклуба, который действовал по таким же правилам, как и по всему Советскому Союзу: фотографии должны были быть одобрены советскими пропагандистскими органами и создавались в стиле социалистического реализма.
Однако все изменилось, когда Борис Михайлов, Евгений Павлов, Юрий Рупин, Олег Малеваный, Александр Супрун и Геннадий Тубалев встретились на собрании клуба. Они создали независимую группу Время и навсегда изменили правила игры как в советской, так и в современной мировой фотографии.
На представленных триптихах Михайлова в рамках Paris Photo 2024, Борис сам играет одну из главных ролей, создавая юмористические параллели с библейскими сценами и нашей повседневной жизнью. Серия Если бы я был немцем была вдохновлена личными воспоминаниями и общественными изменениями, которые побудили к переосмыслению образа немца после Второй мировой войны, его новой роли в постсоветском мире, а также попыткой через фотографию найти новую национальную идентичность, которая базировалась бы на преодолении старых стереотипов.
Галерея Александры ди Вивейрос также представила серию работ Харьковской школы в рамках Paris Photo 2024. А именно, Евгения Павлова и его серию Любовь, которая изображает молодежное стремление к эмансипации через гротескные сцены. Идея приватности в его творчестве развивалась в серии разрисованных фотографий из его собственного архива, где художник исследовал синергию между фотографией и живописью.
Серия Игры наготы Романа Пятковки изображает интимное и официальное, проецируя образы парадов коммунистического государства на обнаженные тела, что символизирует контроль тоталитарного режима и устойчивость скрытой чувственности за закрытыми дверями.
Нуарные городские пейзажи группы Шило (Сергей Лебединский и Владислав Краснощек) романтизируют застылость харьковского ландшафта на фоне предчувствия растущего социального напряжения в Украине в начале 2010-х годов.
Модный фото-гид Louis Vuitton об Украине
На втором этаже Большого Дворца Искусств разместились двадцать три молодые галереи вместе с крупнейшими международными издательствами фото книг: Taschen, Polycopies, Harper’s, Apers. Среди них, значительное место заняло пространство Louis Vuitton и его модные фото-гиды по городам и странам. Сквозь Париж, Афины, Рим, Нью-Йорк, мне удалось отыскать и один об Украине, созданный Романом Новеном и Таней Щегловой в коллаборации с лакшери брендом.
Их дуэт, Synchrodogs, живет в Ивано-Франковске и увлекается исследованием украинских Карпат. Путешествуя на мотоцикле, они создают работы, которые предлагают новый взгляд на взаимосвязь между человеком и природой. Через пейзажи, танцы и перформансы они критикуют вырубку лесов и привлекают внимание к критическому положению видов, которым грозит исчезновение. Эти художники, которые видят жизнь как Одиссею, путешествуют по всему миру, однако именно в Карпатах они чувствуют себя как дома. Их работы — сочетание документальной фотографии и более концептуального подхода — уже пришлись по душе влиятельным модным журналам и независимым музыкальным лейблам.
Вдохновленная духом путешествий Louis Vuitton, коллекция Fashion Eye представляет города, регионы или страны через взгляд fashin-фотографов — от начинающих до профи. Каждое издание серии включает большую подборку фотографий большого формата, биографическую информацию и интервью с фотографом или критическое эссе. После City Guides и Travel Books от Louis Vuitton, эта третья коллекция увлекается путевой фотографией сквозь призму моды.