Замеры температуры на рынке кино. Что будет с кинотеатрами и новыми фильмами «после коронавируса» — обзор голливудской прессы

5 апреля 2020, 15:22

Одна из самых глобальных и крупнейших индустрий мира — индустрия кино — одной из первых пострадала от пандемии. Пока мнения общественности сосредотачиваются на том, что Том Хэнкс или Ольга Куриленко выздоровели от вируса, пресса, которая пишет об индустрии кино, делает «замеры температуры» у игроков рынка.

Наши коллеги из Вольга Украина, как и любой кинодистрибьютор, ежедневно обновляют информационные ленты Variety, Hollywood Reporter, Deadline. Поэтому они подготовили для читателей НВ «сводку с полей» Голливуда во времена пандемии.

Видео дня

Кинотеатры закрыты, даты релизов меняются почти каждый день, новые проекты замораживаются и уже запущенные съемки прекращаются. Только среди блокбастеров приостановлена работа на съемочных площадках Матрицы 4, Миссия: невыполнима, Бэтмена, Русалочки и т. д. Ни одна студия не приступит в этих условиях к съемкам десятков запланированных проектов, под угрозой срыва оказался традиционный новый сезон телесериалов.

Огромное количество работников индустрии или уже остались без работы, или готовятся к этому. Менеджмент во всех звеньях экосистемы кинопроката пытается сохранить компании, минимизировать потери, выбрать стратегию для выхода из кризиса. Все задаются вопросами: изменится индустрия навсегда, или меры, к которым прибегли сейчас — лишь антикризисный менеджмент во всей своей красе?

Фото со съемок Матрицы 4 (Фото: imdb.com)
Фото со съемок Матрицы 4 / Фото: imdb.com

Кинотеатры пытаются понять, когда они смогут вновь открыть свои двери и из каких лент будут формировать свое расписание? Недавняя попытка открыть кинотеатры в Китае стала неудачной — людей в залах не было, кинотеатры снова закрыты без четкого объяснения причин от КНР. В это же время Variety и другие профильные издания пугают публикацией ранних социологических исследований, которые настаивают, что тот же американский зритель не будет спешить в кинотеатры из-за риска заражения.

CEO крупнейшей сети кинотеатров в Штатах AMC Адам Арон в эфире телеканала CNBC мягко прогнозирует открытие кинотеатров в середине июня и на Западе такое мнение сейчас считается позитивным взглядом на происходящее.

Даже онлайн-платформы и телевидение не могут позволить себе такую роскошь, как покой. Да, конечно, Nielsen фиксирует увеличение рейтингов и времени просмотра стриминг-контента. Но и в этой борьбе «выживет сильнейший»: потоковые платформы требуют постоянного наполнения своих библиотек и увеличения базы своих пользователей. И для этого условия непростые — с одной стороны, все новые съемки приостановились, с другой — в условиях экономического кризиса люди не смогут, даже в богатых странах, поддерживать подписки на несколько сервисов.

Поэтому крупные студии пытаются понять, какая бизнес-модель сможет работать: будут ли это VOD-форматы (Video on demand), когда ленту можно арендовать онлайн на какой-то промежуток времени по фиксированной цене? Но за каждый ли фильм люди готовы массово платить определенные средства, или будут ждать попадания этих релизов в библиотеку потоковых сервисов? Потому заветной картины, когда люди начнут массово покупать по цене билета в кино фильм для домашнего просмотра по всему миру — не будет. И дело не только в языковом и экономическом барьерах. А и в том, что кинотеатр — это все же определенный социальный ритуал. И именно за это очень часто люди платят деньги. Не говоря уже о том, что в считанных домах параметры звука и экрана могут хоть как-то приблизиться к кинотеатру. И даже больше — не каждая, даже очень дорогая лента, может быть настолько важной, чтобы люди платили серьезную сумму за разовый просмотр ее дома. Подождут, когда станет дешевле через несколько месяцев. Как социальный ритуал — они бы «выбрались», а дома — будут смотреть Друзей. Поэтому спор о кинотеатральной модели vs VOD будет продолжаться.

poster
Дайджест главных новостей
Бесплатная email-рассылка только лучших материалов от редакторов НВ
Рассылка отправляется с понедельника по пятницу
REUTERS / Adnan Abidi
Фото: REUTERS / Adnan Abidi

В США стандартное окно между кинотеатральным релизом и выходом на VOD (Video on demand)/Blu Ray/DVD составляло 3 месяца, а для появления в библиотеке потокового сервиса (месячная подписка) — не менее 6 месяцев. Конечно, исключения были, и для большинства кинотеатральных релизов это было правилом. Во Франции такие окна еще больше, потому что страна традиционно оберегала кинотеатральный прокат. Но в условиях закрытых кинотеатров правила игры начали меняться и пока никто на самом деле не может сказать — как надолго и как серьезно?

Кроме этого, далеко не каждый американский онлайн-сервис работает во всем мире, а для таких рынков, как Украина, именно кинотеатральный прокат — основа прибыли для релиза нового кинопродукта. Ранний выход на VOD — расцвет пиратства.

Но когда всем ждать новый кинопродукт?

Студия Sony сделала ход первой: сначала они совместно с MGM (студии делят права на дистрибуцию Агента 007) перенесли новую серию Бондианы Не время умирать с весны на осень. Затем, уже самостоятельно, сиквел Кролика Питера отправили на август. А на днях вообще сделали массовую перестановку фигур на доске. IndieWire сообщил экшн-комикс Морбиус, Охотники за привидениями: с того света и Кролик Питер получили новые даты в 2021, Грейхаунд перенесен с июня без даты, а драма Fatherhood наоборот с 2021-го перешла на осень 2020-го (на ее предыдущий слот попал Кролик Питер). Кроме того, перенесенная в 2021-м адаптация игры Uncharted и пока неназванный Untitled Sony Marvel-фильм.

Warner Bros. убрала из майского графика релиз анимации Scoob! и после опровержений материала в TheWrap, что Чудо-женщина 1984 может вообще обойти кинотеатры и сразу пойти на VOD, анонсировали новую дату для приключений Дианы Принс — 14 августа, заняв слот заявленного там раньше хоррора Джеймса Вана. А июльскую адаптацию мюзикла На высотах Нью-Йорка убрали из расписания, пока без новой даты.

Люди смотрят мультфильм в автокинотеатре в Ирландии (Фото: REUTERS / Jason Cairnduff)
Люди смотрят мультфильм в автокинотеатре в Ирландии / Фото: REUTERS / Jason Cairnduff

Согласно общему перечню «снесенных» релизов на Hollywood Reporter, Disney на сегодняшний день перенес блокбастеры Мулан и Черную вдову, а также релизы 20th Century и Searchlight (бывшие компании Fox) — Новые мутанты, Ненасытный, Женщина в окне, История Дэвида Копперфилда. Все фильмы перенесены без новых дат.

В свою очередь Paramount, также без новой даты, перенесли сиквел Тихого места. Из карантинного периода, по понятным причинам, ушли релизы студии Lionsgate.

Universal также сделал серьезную ставку: первыми перенесли новый релиз аж на следующий год и теперь девятый Форсаж выйдет только в 2021-м. Они же первыми анонсировали короткое окно между кинотеатральным релизом и VOD, и даже больше — выпустили сообщение об одновременном релизе в кинотеатрах и VOD для анимации Тролли. Мировой тур в апреле. Кинотеатры пока закрыты и VOD-релиз мультфильма остался. Также в расписании Universal нет долгожданных новых Миньонов, перенесенных на июль следующего года, потому что из-за пандемии его пост-продакшн остался незаконченным.

Какие студийные ленты пока остаются на летний период? Disney держит места за Артемис Фаул, Круизом в джунглях, пиксаровской Душой и Персонажем от 20th Century. Кроме того, против Чудо-женщины у Disney запланирован на август Айван, единственный и неповторимый, маркетинговая кампания которого еще не начиналась. А24 пока держит в июне Легенду о Зеленом рыцаре, Paramount — Губку Боба, а Warner не меняет дату нового фильма Кристофера Нолана Довод в июле и держит на конец лета Чудо-женщину.

Warner пока не меняет дату нового фильма Кристофера Нолана Довод (Фото: Кадр из видео)
Warner пока не меняет дату нового фильма Кристофера Нолана Довод / Фото: Кадр из видео

Скотт Мендельсон из Forbes объясняет логику студий, что, на самом деле, несмотря на предостережения, возможно стать одним из первых крупных студийных релизов, когда кинотеатры откроются — не так и плохо, потому что некоторые ленты могут выиграть от того, что именно они станут стартом сезона блокбастеров.

В свою очередь, независимые проекты в большинстве случаев ориентируются на даты выхода студийных тентполов (крупных проектов). Течение жизни небольших студий и продакшн-компаний вообще меняется: график фестивалей и кинорынков неизвестен, экономическая подушка безопасности — еще меньше, чем у мейджоров.

Закрытый кинотеатр в Бангкоке (Фото: REUTERS / Jorge Silva)
Закрытый кинотеатр в Бангкоке / Фото: REUTERS / Jorge Silva

Понять когда именно откроются кинотеатры и где найдут свое место перенесенные релизы — пока невозможно. В этой ситуации для индустрии нужно главное: объединение усилий, понимание реалий и поддержка друг друга. Потому что за гламурным фасадом кинолент стоят совершенно реальные жизни рядовых сотрудников, которые годами были винтиками в большой машине. А тотальный надлом существующей экосистемы будет еще больнее в таких местах, как Украина. Никогда еще объединение индустрии и реальное партнерство не было более важным, чем сейчас.

Редактор: Мария Кабаций
Показать ещё новости
Радіо НВ
X