Очеловечить антигероя. Рецензия на фильм Отряд самоубийц: Миссия навылет

8 августа 2021, 11:10

В украинский прокат вышел фильм Отряд самоубийц: Миссия навылет режиссера Джеймса Ганна.

Это продолжение, а на самом деле абсолютно самостоятельная перезагрузка второй по значимости истории в рамках киновселенной DC о собранной на коленке группе уголовников, участники которой под угрозой смерти и в уплату долга перед страной должны спасти мир.

Видео дня

Валерий Мирный

кинообозреватель НВ

Режиссером и единоличным автором сценария картины стал известный по обеим частям Стражей Галактики (и по много чему еще) американец Джеймс Ганн — постановщик с особым почерком, который успешно для себя считали Marvel и теперь точно так же успешно для себя апроприировали DC.

1. Сюжет

В суровой американской тюрьме Белль-Рив сидят, в основном, металюди — то есть те, антропоморфные существа, которых язык не повернется назвать супергероями, но которые тем не менее обладают суперспособностями. И если с героями правительство США церемонится, то с этими отщепенцами — абсолютно нет.

Поняв, какую выгоду можно извлечь из загнанных в угол суперзлодеев, агент спецслужб по имени Аманда Уоллер использует тюрьму Белль-Рив как лагерь наемников без права выбора: заключенные либо соглашаются на ее условия, либо погибают. Свои спорные с точки зрения морали действия женщина оправдывает спасением родины.

Для нового задания (отправиться в островное государство Корто-Мальтезе, чтобы уничтожить тюрьму нацистской эпохи) Уоллер набирает команду из Харли Квинн, Бладспорта, Миротворца, Крысолова 2, Короля Акул и иже с ними. К жизням ребят, как и к жизням корто-мальтезианцев она относится с привычным для себя цинизмом: они меркнут перед значением цели.

В ходе операции отщепенцы неприятно удивят зазнавшуюся агентессу.

@kinomania
Фото: @kinomania

2. Сценарий, драматургия

Видимо, нам стоит забыть о мрачном DC образца Бэтмена против Супермена Зака Снайдера. Сделав ставку на соответствие духу комиксов и на склонных к мачизму режиссеров, студия Warner Brothers так и не смогла найти баланс между свободой их действий и удовлетворяющим всех сторителлингом. Управлять авторами надо все-таки уметь, и умение это, как показывает практика (лучший и чуть ли не единственный продюсер здесь это «марвеловский» Кевин Файги), штука редчайшая.

А может ребята попросту выбирали не тех постановщиков. Яркий пример в данном случае не Снайдер даже, а Дэвид Эйер, чей Отряд самоубийц 2016 года — образец чудовищной несостыковки между видением режиссера и видением студии. Агрессивная маркетинговая кампания тогда спасла фильм от коммерческого провала (по подсчетам профильных изданий картина принесла ее создателям $158 млн чистой прибыли), но факт оставался фактом: с историей про антигероев надо что-то делать.

Пример старших «братьев» и «сестер» из Marvel подсказывал простой ответ: стоит добавить юмора и света, и на сюжетные дыры все закроют глаза. Так на свет появился фильм с идиотской улыбкой на лице —Чудо-женщина 2. Приятно, что с Отрядом самоубийц получилось иначе. Идиотская улыбка здесь все же есть, но она смешит, а не заставляет отвернуться. И вообще Джеймсу Ганну удалось создать работающий сплав из чернейшего юмора, грустных личных историй, кровищи и душевности.

poster
Дайджест главных новостей
Бесплатная email-рассылка только лучших материалов от редакторов НВ
Рассылка отправляется с понедельника по пятницу

@kinomania
Фото: @kinomania

По сути, сюжет нового Отряда самоубийц прост. Есть остров, есть задание, есть отряд горе наемников. Поэтому авторы и играются всю дорогу в эти «на три часа раньше», «за 8 минут до этого», монтажно усложняя действие. Учитывая место (Латинская Америка) и наглость американцев, формально все это напоминает кинорефлексии о провале Госдепа в странах Южной Америки во второй половине прошлого века, когда из-за действий США к власти во многих из них пришли военные хунты. Здесь можно вспомнить хоть Пропавший без вести Коста-Гавраса, хоть Сальвадор Оливера Стоуна с их исследованием чернейших последствий американской дипломатии.

Но умница Ганн приберегает критику США задним числом на самый конец и усложняет простой сюжет подробным исследованием своих персонажей. Режиссер и сценарист как никто в популярном кино умеет влюблять зрителя в разного рода маргиналов. Очеловечивать их. Возможно потому, что выходец из специализирующейся на съемках трэша студии Troma и чуть не «отмененный» из-за глупых шуток многолетней давности, Ганн и сам чуть-чуть маргинал.

@kinomania
Фото: @kinomania

В любом случае режиссер дает каждому члену отряда, во-первых, особый Момент: время для рассказа своей истории, а, во-вторых, возможность наладить личные контакты, сформировать внутригрупповую связь. Сделано это в фильме Отряд самоубийц: Миссия навылет уместно, не в лоб.

И что очень важно у этого сценарного решения есть двойное дно. Мы не только эмоционально привязываемся ко многим антигероям, но и видим обретение суперспособностей как результат детской травмы, как крест, который не делает тебя любимцем публики (Бэтменом или Суперменом, или Акваменом), а приводит к публичному остракизму, а потом в тюрьму в сети агента Аманды Уоллер.

@kinomania
Фото: @kinomania

3. Картинка и актеры

Карт-бланш, которым наделили Ганна DC и Warner Bros. дал ему возможность надеть костюм малобюджетного трэша 70-х на 200-миллионный современный голливудский блокбастер. Как будто Роберту Родригесу дали на его Планету страха в десять раз больше денег. Это сообщило картине Ганна с одной стороны ретрофлер и с другой — наделило ее визуальной свободой. Иногда это выглядит красиво (цветочки во время побега Харли Квинн), иногда кроваво (сцены с Королем Акул, да и вообще 60 процентов сцен), иногда очень смешно (персонаж под названием Человек-в-Горошек, чтобы поднять свой боевой дух представляет на месте врагов свою маму — испортившую ему жизнь ученую-садистку).

@kinomania
Фото: @kinomania

Все это проходит по разряду не изобретательного зрелища, а, скорее, приятного глазу анархического безобразия. В котором Джеймс Ганн опять-таки мастер.

Что касается персонажей, полюбить здесь легко почти всех (особенно Бладспорта, Крысолова 2, Человека-в-Горошек, даже Короля Акул), возненавидеть тоже есть кого (обойдемся без спойлеров). Все играют приятно, но говорить о каких-то актерских прорывах из-за специфики фильма не приходится.

У Марго Робби и ее Харли Квинн, естественно, своя чуть отдельная королевская линия. Она как бы и часто пересекается со всеми остальными, и живет своей независимой, как и полагается этому персонажу, жизнью.

@kinomania
Фото: @kinomania

Отряд самоубийц: Миссия навылет — вердикт НВ

9/10

Говорить, конечно, рановато, но на данный момент Отряд самоубийц: Миссия навылет видится фильмом гораздо более задорным и веселым чем Стражи Галактики. И более душевным.

Обаятельный, высокобюджетный трэш — жанр, вообще, недооцененный и после многих лет пусть качественных, но созданных по одним и тем же лекалам супергеройских блокбастеров — в высшей степени освежающий.

Отряд самоубийц: Миссия навылет

The Suicide Squad

2021 год

США

Режиссер — Джеймс Ганн

В главных ролях: Марго Робби, Идрис Эльба, Джон Сина, Джоэл Киннаман, Питер Капальди, Виола Дэвис, Сильвестр Сталлоне и другие.

Показать ещё новости
Радіо НВ
X