Оружие мечты. Рецензия на фантастический боевик Роберта Родригеса и Джеймса Кэмерона Алита: Боевой ангел

14 февраля 2019, 19:02

В украинский прокат выходит фильм Алита: Боевой ангел – плод сотрудничества двух человек: талантливого ремесленника с готовностью берущегося за самые безумные идеи – Роберта Родригеса и особо не нуждающегося в каких-либо представлениях Джеймса Кэмерона. 

НВ
Фото: НВ

Для последнего Алита еще и проект мечты, который он хотел снять с 2000 года, но потом к добру или худу отвлекся на Аватар и после его грандиозного успеха уже особо ни на что отвлекаться не мог. Чтобы все-таки закрыть гештальт, Кэмерон сделал ход конем и пригласил в режиссерское кресло Алиты Родригеса, отдал ему свой сценарий, а за собой закрепил продюсерские функции.   

Видео дня

Результат их работы можно назвать удачным, но с определенными оговорками.

Сюжет

2563 год. Прошедшая триста лет назад война, красноречиво названная Падение, сильно проредила ряды человечества. А еще после нее остались груды высоко-технологического мусора, в котором любит копаться ученый по имени Дайсон Идо. Он живет в Железном городе и специализируется на починке киборгов.

Однажды Дайсон находит на свалке бюстик киборга женского пола, приносит к себе и превращает его во вполне себе симпатичную, большеглазую девушку по имени Алита. Скоро выяснится, что кроме природного обаяния, Алита обладает смертоносными навыками киборга-берсеркера. Плюс – ей триста лет и она активно участвовала в той самой войне.

Кадр из фильма Алита: Боевой ангел (Фото: @Ukrainian Film Distribution)
Кадр из фильма Алита: Боевой ангел / Фото: @Ukrainian Film Distribution

Появление настолько сильного существа нарушает хрупкий баланс Железного города и приводит к череде романтических (Алита встречает парня по имени Хьюго) и катастрофических (Алита вспоминает, что некогда она была машиной для убийств) событий.

Сценарий и драматургия

В США фильм Алита: Боевой ангел уже поспешили страшно раскритиковать. Для американских кинокритиков все то, что не имеет четкой привязки к проблемам сегодняшнего дня и написанной под копирку структуры сразу записывается в неудачи. Но кино – это не только про сегодня.

Джеймс Кэмерон – гениальный технарь и не менее великий рассказчик. В первую очередь его интересует сама история, во вторую – как придумать кучу приспособлений для наиболее выразительного, иллюстративного повествования. Поэтому он редко черпает вдохновение в новостной сводке. Скорее уж в своем воображении или в воображении других.

Роберту Родригесу же не впервой экранизировать не свои сценарии (От заката до рассвета, Факультет), но чувствуется, что Кэмерон доверился ему по иной причине: у режиссера в портфолио несколько схожих с Алитой работ, а именно серия фильмов про Детей шпионов.

То были сказки про борьбу школьников со взрослыми. Алита не совсем об этом, но история познания мира заново боевым киборгом с детским лицом тоже сказка. Как собственно и все остальные фильмы Кэмерона.

Перед нами тот случай, когда один сказочник встретил другого.

Кадр из фильма Алита: Боевой ангел (Фото: @Ukrainian Film Distribution)
Кадр из фильма Алита: Боевой ангел / Фото: @Ukrainian Film Distribution

Здесь и скрывается дьявол. Если в эстетику Кэмерона режиссер-хамелеон Родригес вписался отлично, то вот в этику не очень. То ли причина в разнице масштабов, то ли в том, что Алита все-таки не родной Родригесу проект, то ли в соавторе сценария Лаэте Калогридис, у которой наряду с хорошими проектами в прошлом было и много провалов, но фильм местами выглядит наивным, а некоторые чисто режиссерские моменты явно провалены.

poster
Дайджест главных новостей
Бесплатная email-рассылка только лучших материалов от редакторов НВ
Рассылка отправляется с понедельника по пятницу

Фокус тем не менее в том, что недостатки Алиты хочется обсуждать меньше всего. Это попросту скучно. Нескучно же наблюдать, как на наших глазах выстраивается огромный новый мир, еще невиданный и оттого полный неожиданностей. Солнце здесь греет, пыль забивается в складки одежды, ветер освежает.

В центре истории – привычная для Кэмерона героиня, которая должна пройти через некоторые испытания и осознать свою силу. Так было в Терминаторе, в Чужих, в фильме Правдивая ложь. Плюс – стандартный для него же дуализм: высокоинтеллектуальная технология с одной стороны и живой человек – с другой. Эта двойственность прочитывается и в самой Алите, которая одновременно и эффективная машина для убийств, и ищущее любви существо с большим сердцем.  

Из столкновения киборга и человека Кэмерон и Родригес высекают романтику, смерть, изменения, перерождение, душу. И фильм Алита: Боевой ангел, несмотря на некоторые свои недостатки, дышит, живет, искрится личными трагедиями.    

Здесь ощущается не столько масштаб картины (хотя и это тоже), а масштаб целого мира, в который ребята для нас приоткрыли оконце. Собственно от двух сказочников другого ждать несправедливо.   

Кадр из фильма Алита: Боевой ангел (Фото: @Ukrainian Film Distribution)
Кадр из фильма Алита: Боевой ангел / Фото: @Ukrainian Film Distribution

Актеры и картинка

Фильм Алита: Боевой ангел существует между двух времен. С одной стороны, это старомодная лента. Просто потому, что Кэмерон и Родригес люди из прошлого. Они снимали замечательные жанровые картины и продолжают снимать, но в сегодняшнюю повестку, когда блокбастер должен быть смешным, реалистичным и про Трампа, ребята точно не вписываются.

С другой Алита – это кино из будущего. Оно как будто перешагнуло через десять фильмов Marvel и пятнадцать фильмов DC. Здесь совершенно нет места для современных вопросов: ксенофобия, беженцы, крах патриархального мира остались позади. В фильме Алита появляются новые, отвечающие его внутренней истории проблемы и рождаются базовые: любовь, боль утраты, адаптация, жертва.   

Поэтому, несмотря на то, что события Алиты развиваются слишком быстро, да и весь фильм носит на себе груз первого в серии, к его героям проникаешься симпатией и сопереживанием.

Кадр из фильма Алита: Боевой ангел (Фото: @Ukrainian Film Distribution)
Кадр из фильма Алита: Боевой ангел / Фото: @Ukrainian Film Distribution

Сыгранная американкой с перуанскими корнями, Розой Салазар, Алита принимает основной огонь пристальных взглядов на себя. Ее измененная до почти неузнаваемости внешность непривычна (большие, «анимешные» глаза), но не выходит за рамки того, что можно назвать необычной красотой.

Очередное чудо технологии захвата движения (в данном случае мимики) впечатляет. Точно так же впечатляет стимпанковская пополам с сай-фаем образца Бегущего по лезвию эстетика фильма. Парящий город, Железный город, бар охотников за головами в духе От заката до рассвета, киборги самых различных конфигураций: все это работает, все это было нарисовано не зря.

Что касается ролей второго плана, то Дженнифер Коннелли здесь играет роль, которую раньше Кэмерон отдал бы Сигурни Уивер, Кристоф Вальц старательно изображает заботливого отца, хоть полковник Ланда нет-нет да и промелькнет в хитрых глазах актера, Махершале Али же играть особо нечего. Из курьезов – почти неузнаваемый Эдвард Нортон, мелькающий в роли главного злодея в паре кадров.

Интереснее всего здесь наблюдать не за живыми, а за киборгами, которые в Алите представляют из себя что-то вроде отдельной новой расы. От человеческого у них только лица, все остальное легко заменяемо. Но лица эти принадлежат, например, Касперу Ван Дину, Мишель Родригез, Эду Скрейну, Джеффу Фэйи. Они фактурны и искрятся неподдельными, злыми эмоциями.

Алита: Боевой ангел – вердикт НВ

8/10

Перед нами первый фильм серии. Пока не совсем ясно, появится ли второй: за это отвечают зрители и бокс-офис, но чувствуется, что все будет хорошо. Если картина плохо пройдет в США, то в Азии, откуда родом Алита (фильм основан на манге Юкито Кисиро), все точно должно сложиться куда более удачно. 

Собственно, тот факт, что перед нами первый фильм серии – его, фильма, единственный недостаток: нам показали слишком мало. На этот мир хочется смотреть не в оконце, а в большое витражное окно.  

Алита: Боевой ангел

Alita: Battle Angel  

Фантастика, мелодрама  

2019 год

США

Режиссер – Роберт Родригес

В главных ролях: Роза Салазар, Кристоф Вальц, Дженнифер Коннелли, Махершала Али, Эдвард Нортон, Эд Скрейн, Мишель Родригес и другие. 

Редактор: Юлия Найденко
Показать ещё новости
Радіо НВ
X