Цивилизационная катастрофа. Октябрьский переворот 1917-го в России как уничтожение ее европейской составляющей — разбираем рисунки Ивана Владимирова
С приходом к власти большевиков Владимиров был уже признанным баталистом, и на такие зарисовки он имел карт-бланш как сотрудник петроградской милиции, где зарабатывал портретами преступников. Заодно под его карандаш попали и расправы красной орды с культурным наследием Российской империи.
Журналист НВ Олег Шама продолжает разбирать выдающиеся произведения искусства, темы которых перекликаются с сегодняшним днем.
Ш ирокой общественности акварели Владимирова стали доступными только в 1967 году. До Советского Союза они, правда, не дошли, да и в России стали известны не так давно. А к 50-летию переворота они были опубликованы в альбоме Russia in Revolution в Соединенных Штатах. К тому моменту уже 20 лет, как их автор ушел из жизни еще в 1947-м, но живы были еще некоторые владельцы этих работ. Например, американцы Итан Теодор Колтон и Сперджен Милтон Кини.
В начале 1920-х они работали в Петрограде в Американской администрации помощи — знаменитой миссии Герберта Гувера. Тогда президент США Вильсон пытался вытащить русский народ из гуманитарной пропасти, разверзшейся с приходом большевиков. И прежде всего помочь голодающим. Колтон и Кини подружились с Владимировым. Мать художника была британкой, и английский был его вторым родным языком. Это помогало баталисту работать с лондонским журналом The Graphic, куда он в качестве корреспондента присылал свои зарисовки фронтовых будней Первой мировой войны.

Американцев поразили акварели Владимирова. Рассказы или книги о красной напасти явно уступали изображениям. Они и сами видели, что беда в России значительно глубже чем нехватка хлеба. В мире лицом этого безграничного пространства была изысканная музыка Чайковского и Рахманинова, знаменитые сезоны Дягелева в Париже. А большевики разбудили азиатское начало титульного народа этой империи, двигавшее им еще со времен Золотой орды.