Запрос на своё. Дарья Бадьёр — о новом украинском кино и вкусах зрителя

16 октября 2021, 09:01

Соучредительница Союза кинокритиков Украины Дарья Бадьёр рассуждает о том, почему Революция Достоинства дала толчок для развития нового украинского кино, рассказывает, как повлиял на кинотеатральную сферу коронавирус, и объясняет, почему не удалось сохранить кинотеатры Киев, Украина и Кинопанорама.

21 октября в Киеве открывается 5-я Киевская неделя критики. В этом году кинофестиваль презентует зрителям программу под названием Фокус: Украина — Канада. Эта страна представлена ​​тремя членами Ассоциации кинокритиков Торонто: писателем, радио- и телеведущим Томом Эрнстом, журналистом Джейсоном Горбером и вице-президентом Ассоциации, издателем Патом Мулленом. Для программы они выбрали такие украинские ленты: Стоп-Земля Екатерины Горностай, Носорог Олега Сенцова и Короли рэпа Мирослава Латика.

Видео дня

В международную программу фестиваля вошли четыре хита из программ Берлинале, Каннского кинофестиваля, Международных кинофестивалей в Торонто и Сан-Себастьяне: фильмы Маленькая мама, Красная ракета, Сядь за руль моей машины, Уховертка Люсиль Хадзихалилович.

В программе ретроспективы Ноль за поведение — подборка киноклассики разных годов: Бунтарь без причины (1955), Яркий летний день (1991), Если… (1968), Пикник у висячей скалы (1975), Без крыши, вне закона (1985).

Среди кураторов Киевской недели критики — кинокритик, соучредительница Союза кинокритиков Украины Дарья Бадьёр. Репортер НВ Саша Горчинская поговорила с Бадьёр о современном украинском кино, харрасменте в кинотеатральной сфере, государственном финансировании, будущем стриминговых платформ и украинизации Netflix.

21 октября открывается Киевская неделя критики, соорганизатором которой является Дарья Бадьер (Фото: НВ)
21 октября открывается Киевская неделя критики, соорганизатором которой является Дарья Бадьер / Фото: НВ

— Что за профессия — кинокритик? Где этому учат?

— В Украине этому обучают на такой специальности как Киноведение в Киевском национальном университете театра, кино и телевидения имени Карпенко-Карого. Но кроме этого существует много курсов, интенсивов, школы. Например, такая школа была при Одесском кинофестивале.

Сегодня это — человек, который помогает зрителю более подробно раскрыть для себя о фильме, объясняет, почему режиссеры снимают так, а не иначе, почему именно эти темы, как они меняются, почему этот фильм вышел сейчас, а не 20 лет назад. Кинокритик — это человек, который постоянно смотрит кино, поэтому может поддерживать разговоры о нем более детально. Для меня это — метод коммуникации.

— Много ли в Украине качественной кинокритики? А площадок, где эту критику можно увидеть?

— Есть несколько общественно-политических СМИ, которые регулярно публикуют рецензии на кино. Но это все еще не уровень западных СМИ, где такие рецензии публикуются регулярно, а штатные критики распределяют между собой премьеры.

В Украине нет больших изданий со штатными критиками, все работают на фрилансе и предлагают свои тексты разным изданиям. Есть несколько изданий профильных, которые специализируются на том или ином кино, пробуя его анализировать. Но их не очень много, хотелось бы больше.

— Война, отказ от российского продукта и введение квот дали толчок развитию украинского кино, снятого без участия РФ. Сложно ли давались нам эти перемены?

В Украине всего 623 экрана. При таком количестве экранов ты не окупишься никогда, окупиться можно, только если фильм стоит «три копейки»

Несмотря на то, что толчок к развитию произошел после 2014-го, фундамент для этого был заложен намного раньше. Я имею ввиду такую фигуру как Катерина Копылова. Это человек, который внедрил систему питчинга. Так некоторые фильмы смогли получить финансирование, например, фильм Племя Мирослава Слабошпицкого.

poster
Дайджест главных новостей
Бесплатная email-рассылка только лучших материалов от редакторов NV
Рассылка отправляется с понедельника по пятницу

После Майдана, как мне кажется, появился запрос на то, чтобы у нас стали делать что-то свое. Чтобы наши авторы рассказывали нам о нас самих. Чтобы был разговор о том, что происходит с нами, почему все именно так, разговор о том, что такое Украина, кто такие украинцы. Потому что никакой режиссер иностранный не сможет этого сделать так, как местные — те, кто варится с нами в одном соку. Кино стало таким себе подспорьем, чтобы как-то очертить нашу собственную идентичность. Все началось с документального кино, которое начали снимать прямо на Майдане, еще во время Революции Достоинства. И переросло в волну дебютов — волна эта наблюдается еще сейчас.

Но я не уверена в том, что это была точка невозврата. Я думаю, что все может откатиться назад, если этим людям, которые творят украинское кино, «перекрыть кислород». Если им перекроют доступ к финансированию, если они лишатся государственной поддержки, они могут просто уехать отсюда. И это — плохо, потому что авторское кино — то, на чем строится фундамент мейнстрима и любого другого кино. И важно этих авторов поддерживать, ведь при плохом развитии событий их тут может не стать.

— А что насчет появления новых актеров? Во многих украинских фильмах вроде той же Атлантиды Валентина Васяновича или Носорога Олега Сенцова, например, мы видим не профессиональных актеров, а бывших атошников, спортсменов и т. д.

— Ранее для Украины были характерны две крайности. С одной стороны — это такая телевизионная манера игры, когда актеры играют «с надрывом», при этом, проговаривая очевидное, иначе зрительно якобы не поймет ничего. Что, конечно, не является правдой. С другой стороны — это театральная манера игры, когда нужно отыгрывать все до малейших деталей, с драматизмом, так громко, чтобы даже галерка услышала. Это такая мелодраматичная игра.

Сейчас же мы видим, что появились другие актеры и другой диапазон игры. Мне нравится, что берут непрофессиональных актеров, взращивают новые поколения. А разнообразие всегда порождает разнообразие.

— Не так давно мы наблюдали за публичным скандалом, связанным с актером Владимиром Талашко — его обвиняли в сексуальных домогательствах. Что думаете об этой ситуации?

— Это хорошее начало разговора. Я ждала, что начнется что-то вроде украинского #MeToo. В театральной сфере это выстрелило в прошлом году — тогда Оксана Черкашина инициировала дискуссию о насилии в театре. И театр — это действительно феодальная структура в этом смысле. И с кино тут может быть похожая ситуация.

Чем больше будет выноситься на публику таких историй — а их много в разных сферах — тем понятнее будет людям, что на самом деле это системное явление. И что все не так просто, как многим, возможно, казалось.

— Что сейчас происходит с госфинансированием кино в Украине?

— Сейчас сформирован определенный состав Совета по вопросам кинематографии, и сделано это в некий тенденциозный способ. Сама процедура, по которой это делалось, немного странная. В комиссию, которая выбирает членов Совета, отбирала людей, в частности, глава Госкино. Соответственно, уже на этом этапе могли отсеиваться люди, которые главе Госкино не нравились. Во что это выльется — еще увидим.

Покажут ли когда-нибудь в прайм-тайм на ТВ Атлантиду Васяновича?

Возможно, финансирование будет получать больше фильмов, которые направлены, в первую очередь, на хайп и на то, чтобы собрать в прокате побольше денег. Но даже супер успешные фильмы не всегда окупаются в прокате, если мы говорим об Украине. Предположим, даже фильм Я, ты, он, она, который был очень успешным, не окупился в прокате. Почему? Да потому, что он очень дорогой, а в Украине всего 623 экрана. При таком количестве экранов ты не окупишься никогда, окупиться можно, только если фильм стоит «три копейки».

В общем, то, что происходит, это снова не системные реформы. Это некая подмена понятий: мол, а давайте не будем снимать пока что фестивальное кино, а будем снимать то, что рассчитано на массового зрителя. Но о том, что можно делать и то, и другое, пока что почему-то не думают.

— Еще один пласт — это комедии вроде Скаженого весілля, в том числе, фильмы с участием известных артистов — таких как звезды 95 квартала, Сергей Притула, Олег Винник и так далее. Кто аудитория таких фильмов?

— Такие фильмы как Cкажене весілля тоже нужны, потому что они формируют у людей привычку смотреть украинское кино. Но чтобы понять, кто аудитория таких фильмов и как она отличается от аудитории, например, фестивального кино, нужно проводить какие-то исследования. А их никто не делал. Я хотела бы увидеть от Госкино вот эту аналитику — ведь они обладают всем набором данных. Однако насколько я поняла из разговоров с представителями того же Украинского культурного фонда, никакая аналитика на данный момент никому не нужна.

Тут такая история. Если люди смотрят такое кино, ходят на него в кинотеатры и оно им нравится, то они для себя фиксируют, что есть украинское кино и оно — хорошее. А это значит, что в следующий раз они могут прийти в кино уже, скажем, на Катю Горностай.

— Отдельная история — это телевидение. Раньше у нас на ТВ было засилье российских сериалов — про «ментов» или комедийные вроде Интернов. Сейчас все это также заменил контент украинского производства. Что думаете об этом всплеске?

— Я не эксперт по такому контенту — например, я до сих пор так и не посмотрела телесериал Cпіймати Кайдаша.

Но мне нравится, что у нас появился свой телепродукт, и что украинские авторы из кино пробуют себя там. Что это миры, которые между собой каким-то образом пересекаются, и это интересно как для режиссеров, так и для телеканалов.

Что мне еще интересно, так это будущее украинских стримингов. Как они будут развиваться, что они будут снимать, что будут демонстрировать зрителю. Особенность украинских стримингов в том, что это система, которая делается и программируется по образу и подобию телевидения. Украинская аудитория все еще хочет смотреть фильмы и сериалы по принципу работы телевидения — чтобы, к примеру, в семь вечера каждый день включать экран и видеть там то, что было заявлено в программе. Такие потребители до сих пор теряются в библиотеках с многочисленным вариантом фильмов — они не могут выбрать самостоятельно.

Тут важно, как стриминги будут работать с этим моментом, с рекомендациями. И будет ли в это программирование «заталкиваться» какой-то нетипичный на первый взгляд контент. Например, покажут ли когда-нибудь в прайм-тайм на ТВ Атлантиду Васяновича? Выведут ли ее каким-то образом на первый экран на стриминг-платформе, чтобы люди захотели кликнуть и посмотреть?

— Еще один момент тут — это недавняя украинизация Netflix.

— Да, на Netflix стали появляться украинские дорожки, субтитры, украинское меню. Все это означает, что компания, очевидно, видит для себя перспективу в украинском рынке. Для аудитории же это хорошо тем, что люди, которые сегодня смотрят Netflix, возможно, потом перейдут и на другие стриминговые платформы. В том числе, и на украинские. И потом, в будущем, нас возможно наконец-то перестанут считать «пиратской страной».

— Как повлияли на сферу кино в Украине коронавирусные ограничения и локдауны?

— Кинотеатральный рынок просел в три раза. Показатели упали очень сильно: за 2020-й год кинотеатры продали в три раза меньше билетов, чем за 2019-й; собрав в три раза меньший бокс-офис. Кинотеатры пострадали — они просили снижения арендных ставок и налогов, чтобы выжить. С другой стороны, у нас нет такого, чтобы из-за пандемии совсем позакрывались целые кинотеатры. Они выжили. Но интересно, сможет ли государство теперь предложить этим кинотеатрам какие-то дотации, льготы или еще что-то, чтобы их поддержать на данном этапе.

Киеву не хватает системной культурной политики,считает Дарья Бадьёр, и этим должны заниматься в Департаменте культуры КГГА (Фото: НВ)
Киеву не хватает системной культурной политики,считает Дарья Бадьёр, и этим должны заниматься в Департаменте культуры КГГА / Фото: НВ

По состоянию на август 2021 года в Украине — 623 зала, что намного больше, чем это было, скажем, три года назад. Залы открываются «пачками» — это целые мультиплексы в торговых центрах, и в одном таком кинотеатре по 7−8 экранов. Это неплохой показатель. Я думаю, это все потому что мы — маленькая индустрия. И маленькой индустрии проще подняться снова после этого падения.

— В торговых центрах открываются целые мультиплексы, в то же время, старинные кинотеатры Киева, например, массово закрываются со скандалами. Я имею ввиду такие кинотеатры как Киев, Украина, Кинопанорама.

— Это другая немного история, и она о том, как город провтыкал свои кинотеатры. Частично это произошло еще в начале нулевых. Эти кинотеатры просто отдали в приватные руки, не позаботившись об условиях для их дальнейшего развития.

Кинотеатр Украина — действительно культовый. Но он стоит, с ним ничего не происходит. Потому что оказалось, что открыть его снова — дорого, закрыть его — тоже дорого. Они ничего не могут с ним сделать. И тут вопрос, а нафига нужно было его покупать вообще, если вы не знаете, что с ним делать?

С кинотеатром Киев это история о том, как люди решили «стричь бабло» на муниципальных кинотеатрах. Но не исследовали вопрос, как это вообще работает. Не смогли провести никаких исследований, чтобы отличить культуру от точки с хот-догами. Поэтому они просто сломали кинотеатр. И я считаю, что это ответственность городской власти — Департамента коммунальной собственности и Департамента культуры КГГА.

— Что они должны были сделать? Или — что должны сделать сейчас?

— Главный вопрос тут — это необходимость сформировать некую городскую культурную политику. Это сейчас вопрос к Яне Бариновой, главе Департамента культуры КГГА. И мне кажется, она сейчас пытается что-то делать, но ее просто привалило большими массивами работы. Потому что порядка 60% бюджета Департамента культуры — это коммуналка и зарплаты для сотрудников подчиненных ему учреждений. Яна, судя по всему, просто увязла в аудите и инвентаризации всего этого хозяйства, которое работает по старым советским алгоритмам. То есть, нужно менять всю экосистему культуры.

Сможет ли она [Яна Баринова] из этого вылезти, отойти на два шага и посмотреть со стороны, как все должно выглядеть? Хватит ли у нее на это времени, ресурсов, поддержки со стороны команды, политической воли? Не знаю. Как пишут практиканты-журналисты, «що буде далі — покаже час».

Украина появились на карте фестивалей, нас заметила мировая киноиндустрия

Все эти кейсы со старыми муниципальными кинотеатрами — это такая многослойная проблема. Ты его начинаешь разбирать, а там слоями «нарезаны» разные сложности. И так — в любом подобном кейсе.

Нужно сделать так, чтобы в будущем к нам не приходил какой-нибудь чиновник из КГГА с формулировками вроде: «Нам не нужны никакие фестивали и культурное развитие, нам — городу — нужны только деньги».

— Мы уже видим определенные успехи на международной арене, например, позитивные отзывы и фестивальные награды для фильма Атлантида. Действительно ли Украине удалось заявить о себе на международном уровне?

— Фокус — есть. Мы действительно засветились. Появились на карте фестивалей, нас заметила мировая киноиндустрия. Это большая работа продюсеров, которые пробивали эти стены, фактически, головой. Например, Венеция вообще считалась какой-то непробиваемой. Но туда попали Атлантида и Плохие дороги, а в этом году — Носорог и Відблиск.

Можно ли это считать новой украинской волной? Не знаю. Но я думаю, что это еще явно не конец. И что теперь, после коронавирусных ограничений, когда фестивали будут возвращаться к своему обычному режиму работы, они будут обращать внимание еще и на Украину. Особенно если это не очень крупные фестивали типа Каннского кинофестиваля, а мероприятия поменьше.

Показать ещё новости
Радіо NV
X