Красивые двадцатилетние. Четыре украинских режиссера новой волны отвечают на вопросы НВ - фото
Спецпроект

Красивые двадцатилетние. Четыре украинских режиссера новой волны отвечают на вопросы НВ

3 апреля 2019, 13:09

Довженко-Центр запускает в кинопрокат новый альманах украинских короткометражных фильмов Украинская новая волна

 
Шестой альманах короткометражных фильмов под названием Украинская новая волна: Красивые двадцатилетние выйдет на экраны в Киеве 11 апреля, а с 25 апреля фильмы можно будет посмотреть во Львове, Черновцах, Харькове и Одессе.

Видео дня

В альманах вошли лучшие фильмы ключевых жанров - комедии, трагикомедии, драмы, анимации, документального кино, которые объединил мотив персональных проблем «маленького человека». Красивые двадцатилетние Украинской новой волны оказываются в вихре бурных времен, которые становятся фоном для принятия сложных решений и ответственности в неотвратимом процессе взросления. 

 

 НВ STYLE представляет четырех украинских режиссеров, фильмы которых будут представлены в этом году.

Зоя Лактионова
 

Зачем вы снимаете кино? 

Когда началась война, я не понимала почему сейчас, почему Мариуполь, почему мои родители, которые попали под обстрел Градами. У нас окна выходят на поля с моими любимыми степными травами, за которыми полоска моря и линия фронта. Я ездила через эти поля на море на велосипеде, это был мой способ медитации и общения с собой и миром. Когда заминировали поля, а затем и море, я почувствовала, что у меня забрали какую-то часть меня. По предварительным данным, после окончания войны понадобится не меньше 20 лет, чтобы разминировать эти территории. Война продолжается. Я сняла кино о Мариуполе, и все еще не понимаю, почему это все происходит здесь, сейчас и с нами, но на какой-то период стало легче.

 

 
Вам интересно, чего хочет зритель? 

Скорее, мне чего-то хочется от зрителя, хочется, чтобы зритель прилагал усилие. Потому что интересно, поймет ли зритель идею, а точнее – какую свою идею вложит в фильм. Смотреть – это такая же работа, такой же процесс, как и его создание, и во время просмотра появляются новые смыслы. Это самый интересный момент. Мне хочется создавать пространство, наполненное обстоятельствами и смыслами, заметив и связав которые, зритель увидит свою историю в моей, используя свой личный опыт. Если зритель приложит усилие – все случится.

В Украине можно зарабатывать на жизнь, занимаясь только режиссерской работой? 

Я недавно по эту сторону камеры, и еще в поиске ответа на вопрос. Пока вижу, как легко можно потратить все свои деньги, занимаясь режиссерской работой. При этом, жаловаться я не имею права, пока сама наизусть знаю рекламу с пиратских сайтов, которую включают перед просмотром фильмов. Нам нужно развивать культуру просмотра кино, начинать, конечно, с себя, но в этом должны быть заинтересованы не только режиссеры, это должно регулироваться на государственном уровне. Пока у нас закрываются кинотеатры, в которых можно было смотреть авторское кино (Кинопанорама, Украина, ситуация вокруг Киева), я понимаю, что мы в самом начале этого пути.

poster
Дайджест главных новостей
Бесплатная email-рассылка только лучших материалов от редакторов НВ
Рассылка отправляется с понедельника по пятницу

Что, на ваш взгляд, происходит в украинском кино сейчас?

 Отвечу словами отборщика одного из самых значимых европейских фестивалей документального кино DOK Leipzig, с которым мы общались перед показом моего фильма там. Он сказал, что каждый год к ним приходит много фильмов из Украины, и в 2018 году качество фильмов стало лучше, истории стали более личными и появилось больше девушек, задействованных в создании фильмов – режиссеры, операторы, продюсеры, режиссеры монтажа, звукорежиссеры. В 2018 году сразу пять фильмов из Украины, в том числе и мой, отобрали на этот фестиваль. И это рекорд. Режиссеры трех из этих фильмов – девушки, а фильм Алины Горловой Явных признаков нет завоевал там награду. Я, кстати, сидела рядом и видела выражение лица Алины, когда назвали ее имя. Это непередаваемые прекрасные чувства, повод для гордости за Украину, за Алину, в которой я вижу будущее украинской документалистики, и мотивация продолжать работать дальше.

Самая большая победа на сегодняшний день? 

Это понимать, что сложный выбор, который приходилось принимать с Машей Стояновой, режиссером фильма Ма, оказался правильным. Маша сделала трогательный и честный фильм о наших отношениях с мамой. Он состоит из видеодневников, снятых моей мамой, машинисткой башенного крана на пенсии. Было сложно решиться поделиться этим, мы долго общались с Машей, но, кажется, всем нам это пошло на пользу, а кое-кому принесло известность. Да, мам? :)

Фото предоставлено автором

Фото: Фото предоставлено автором

Есть фильм, о котором вы думаете: жаль, что не я это сняла?

В Лейпциге все говорили про какой-то новый фильм, на который обязательно нужно пойти, а я все никак не могла запомнить название. Уже по дороге на этот фильм на улице нас со знакомой девушкой-режиссером окликнул мужчина. Он искал дорогу в тот же кинотеатр, и мы предложили его провести. Лицо показалось мне знакомым, и я спросила не автор ли он фильма, на который мы идем. «Смотря на какой фильм вы идете», «На Акварелу Виктора Коссаковского», «-Да». И мы пошли на премьеру лучшего фильма, который я видела на сегодняшний день. Это фильм, главный герой которого – вода. Коссаковский рассказывал, что из-за этого были сложности с продюсерами. После показа я рассказала ему, что у меня были похожие проблемы, когда режиссеры монтажа не хотели браться за мою Диораму, где главный герой – море. Кстати, пользуясь случаем, хочу еще раз сказать спасибо режиссеру монтажа Коле Базаркину, который увидел в этом красоту и создал историю. Когда-нибудь я мечтаю попасть в команду к Коссаковскому, и увидеть, как он это делает.

От чего приходилось отказываться ради работы в кино? 

Когда мне было 20, приходилось отказываться даже от попыток работы с кино из-за страха, что я не умею. Сейчас мне 34, и оказалось, что это отличное время, чтобы начать. Потому что есть, о чем говорить.

С кем хочется поработать на съемочной площадке? 

Если отодвинуть в сторону мечты о работе в команде Коссаковского и подумать о реальном, мне комфортно работать с людьми, которые видят красоту в том же, в чем и я и так же чувствуют этот мир, потому что им не нужно многое объяснять, а у меня с этим большие трудности. Именно такая команда работала над Диорамой, и я была бы рада продолжить работу с ними.

Что вы хотели сказать своим фильмом?

Я хотела показать диораму, она проходит через весь фильм и именно об этом нужно помнить с первого кадра. Больше никаких подсказок мне не хочется давать. 

  

Мария Рощина
 

Зачем вы снимаете кино? 

Для меня это способ общения с миром. Кино дает возможность говорить о каких-то едва уловимых вещах, которые я не могу выражать другим способом. Люди склонны воспринимать увиденное кино через свой собственный опыт, этот опыт личный, у всех нас разный. Кино дает поле для различных интерпретаций и вызывает разные ассоциации. 

Что приносит большее удовольствие: процесс съемки или результат? 

Сложно говорить об удовольствии от съемок фильма. Надеюсь, что когда-то научусь получать удовольствие от всех этапов производства. Процесс съемки – наиболее интенсивный и стрессовый этап, но вместе с тем и интересный. Когда получаешь готовый фильм, то неизбежно видишь ошибки, а изменить что-то уже невозможно. Крайне неприятное ощущение. 

Вам интересно, чего хочет зритель? 

Пока делаю фильм, стараюсь не сильно думать о том, чего хочет зритель. Я делюсь своим опытом, который для меня действительно важен, а значит откликнется еще в ком-то.  

Вы прислушиваетесь к актерам во время съемок или это полная режиссерская диктатура? 

Я уделяю много времени кастингу, и выбираю актеров, с которыми легко могу обо всем договориться без диктатуры. На площадке стараюсь создать атмосферу доверия, чтобы актеры чувствовали себя спокойно. 

Фото предоставлено автором

Фото: Фото предоставлено автором

В Украине можно зарабатывать на жизнь, занимаясь только режиссерской работой? 

Если речь только о кино, то, конечно, трудно. Можно зарабатывать, снимая клипы и рекламу. 

Есть фильм, о котором думаете: жаль, что не я это сняла? 

Никогда не задавала себе этот вопрос. Фильмы Джона Кассаветиса и Майка Ли сильно на меня повлияли, но в любом случае, каждый режиссер делает свое кино и рассказывает свою историю. 

Самая большая победа на сегодняшний день? 

Я все еще хочу снимать кино.

От чего приходилось отказываться ради работы в кино? 

От сна и спокойной размеренной жизни. 

С кем хочется поработать на съемочной площадке? 

Хочется работать с людьми, которые близки по духу. Когда снимали В радости, мне очень повезло с командой, было ощущение единства и надежного тыла. 

 

Дана Кавелина
 

Зачем вы снимаете кино?

Чтобы заглушить боль и невозможность что-либо изменить в отношении социально-политических процессов в Украине. Чтобы обнаружить и воссоздать голос и речь тех невидимых групп населения, которым не дают слово (в моем случае это, например, жертвы военных конфликтов), и чтобы нащупать то, о чем запрещено говорить.

Что приносит большее удовольствие: процесс съемки или результат? 

Я мало думаю об удовольствии, снимая кино. Скорее, самое большое удовольствие рождается до процесса – когда сюжет задуман, и в воображении присутствует та далекая и идеальная картина, которой никогда никому не достичь.

Вам интересно, чего хочет зритель? 

Самое интересное – это нащупывать то, чего зритель не хочет.

Вы прислушиваетесь к актерам во время съемок или это полная режиссерская диктатура? 

В моем случае могла бы состояться идеальная режиссерская диктатура, учитывая, что мои актеры – куклы. И тем не менее, иногда я обнаруживаю их собственную волю и логику, и мне приходится с этим считаться. 

В Украине можно зарабатывать на жизнь, занимаясь только режиссерской работой? 

Думаю, это в большой степени зависит от принципов художника, его политических убеждений, а также привилегий, случая и удачи. Например, я не готова принимать участие в исключительно коммерческих проектах, а также тех, которые мне идеологически чужды. Кроме того, мне сложно об этом говорить, потому что я нахожусь вне профессионального поля кино – прежде всего, я художница.

Что, на ваш взгляд, происходит в украинском кино сейчас?

Мне кажется, коммерческое украинское кино иногда отмечает все новые и новые пределы плохого и ксенофобного, местами античеловеческого, однако есть надежда на документалистику и (воз?)рождение независимой авторской анимации. 

Над чем нельзя смеяться в кино? 

Вопрос не в том, над чем нельзя смеяться, вопрос скорее в том – как нельзя смеяться. Например, можно смеяться над концлагерем, но так, как это делает Бениньи. А когда в кино смеются, скажем, над трудовыми мигрантами из кавказских стран, показывая их интеллектуально неразвитыми недочеловеками, а не над теми людьми, кто их таковыми считает – так смеяться бессмысленно, потому что это усиливает ненависть и оправдывает насилие. 

Фото предоставлено автором

Фото: Фото предоставлено автором

Где вы видите себя через 10 лет?

В какой-нибудь такой Украине, в которой наступил мир, в которой снимать независимую анимацию и влачить нищенское существование – не обязательно синонимы.

Самая большая победа на сегодняшний день? 

Я все еще жива.

Есть фильм, о котором думаете: жаль, что не я это сняла? 

Это касается каждого фильма Альмадовара, но больше всего – Ладоней Аристакесяна.

От чего приходилось отказываться ради работы в кино? 

От материальной благоустроенности, от свободного времени, от успокоенности размеренной жизни. 

С кем хочется поработать на съемочной площадке? 

Я мечтала бы поработать с профессиональным звукорежиссером. Прошлый фильм приходилось делать практически одной, думаю, то же ожидает меня со следующим фильмом. Моя мечта – это хороший звук и тонкие шумы. 

Что вы хотели сказать своим фильмом?

Что дегуманизирующие стереотипы – несостоятельны, и рассыпаются перед лицом действительности. 

 

Дмитрий Сухолиткий-Собчук
 

Зачем вы снимаете кино? 

Потому что это точный инструмент для рефлексирования собственных идей, взглядов и переживаний. 

Что приносит большее удовольствие: процесс съемки или результат? 

Процесс (для меня процесс, это период от написания сценария до первых показов фильма, когда можно понять как фильм влияет на аудиторию). 

Вам интересно, чего хочет зритель? 

Мне интересно, что-то «сделать» со зрителем в зале. Чтобы зритель вышел после сеанса, и не смог забыть мой фильм еще очень долго.  

Вы прислушиваетесь к актерам во время съемок или это полная режиссерская диктатура? 

Практически все сцены, связанные с соревнованиями и тренировками, мы обсуждали вместе с актерами (тяжеловесами). Когда работаешь с непрофессиональными актерами, вся ответственность на режиссере, когда с профессиональными то 50/50. С профессиональным актером в кадре у режиссера появляется соавтор, и можно «тончить», а с непрофессиональным ты ищешь все в пределах одной личности. 

В Украине можно зарабатывать на жизнь, занимаясь только режиссерской работой? 

Нет. 

Что, на ваш взгляд, происходит в украинском кино сейчас?

Становление стабильного кинопроцесса и среды авторов. Надеюсь на завершение эры заголовков «Первый Украинский фильм о чем-то...» Первый означает, единственный в списке, хочется чтобы список увеличивался. Понимаю, что начнется новая эра «лучший, самый кассовый, самые-самые...», но пусть уж так, потому что это будет означать стабильность процесса и режиссерских высказываний и новых интересных проектов на экранах. 

Фото предоставлено автором

Фото: Фото предоставлено автором

Над чем нельзя смеяться в кино? 

А над чем можно смеяться не в кино?

Где вы видите себя через 10 лет? 

Странный вопрос, я не специалист Битвы экстрасенсов, но могу предположить, что там, где хочу быть, там и буду. 

Самая большая победа на сегодняшний день? 

Победы это «пропуск» в следующий проект. Поэтому не стоит на них концентрироваться. 

Есть фильм, о котором думаете: жаль, что не я это снял? 

Нет.

От чего приходилось отказываться ради работы в кино? 

От собственных потребностей и желаний. Работа в кино очень концентрирует внимание и ставит перед большим количеством мгновенных решений, поэтому нужно понимать отказываться придется от многого. 

С кем хочется поработать на съемочной площадке? 

Роджер Дикенз (оператор), Разван Василеску (актер), Вера Фермига (актриса), Майкл Фассбендер (актер). 

Из наших актеров – Римма Зюбина, Александр Ярема, Иван Шаран. Вообще в Украине много хороших актеров, могу сказать это с уверенностью, после того как искал актеров на свой полный метр Памфир. Надо уметь к каждому подобрать свой «ключ». 

Что вы хотели сказать своим фильмом?

На такой вопрос может быть только саркастическая ответ: 

Хотел сделать первый украинский фильм о тяжелой атлетике (ха-ха-ха))) 

Делитесь материалом




Радіо НВ
X