«Нормализация» арт-процесса и NFT-бум. Итоги 2021 года в сфере искусства

30 декабря 2021, 10:27

Второй год пандемии в конце концов отделил нас от эпохи бесконечного учета достижений и потерь, приблизив к определению тенденций, творящих будущее, позволяющих о нем мыслить и мечтать, отмечает сопредседатель Общественной организации Музей современного искусства Ольга Балашова.

Пандемия усилила и ускорила важные процессы в обществе и арт-среде, и мы перешли в новое качество, где действуют другие правила игры, которые в эксклюзивной колонке НВ определяет Балашова.

Видео дня

Ольга Балашова

сопредседатель Общественной организации Музей современного искусства

1. «Нормализация» арт-процесса

Знаковым событием стало присуждение премии Artists Prize Жене Голубенцеву, представителю проекта ательенормально, объединяющему артистов с и без синдрома Дауна. И это история не об инклюзивности как социальном конструкте, а об органической способности арт-среды к принятию. По регламенту премии художники выбирают и награждают того, кто интересен им самим, и они выбрали Женю за художественное качество его работы и последовательную практику.

Проект ательенормально — один из интереснейших и убедительных феноменов, возникший несколько лет назад, но в этом году обревший устойчивую форму, создавая возможность для раскрытия потенциала артистов. Этот институт открыт для нейротипичных и нетипичных — для тех, кто хочет работать с «другим» и другими и открыт к новому опыту. Фантастическая выставка Ателье Дачный дневник. Хорошая выставка. Супер в Киевской водолечебнице стала одним из самых интересных арт-проектов в прошлом году. Живой и убедительный в своем проникновении на другую территорию, он открыл проход в новый мир, оставаясь в области искусства, но существенно расширяя ее границы.

Мы часто слышим, что где-то там, в цивилизованном мире люди с особенностями развития получают научные степени, открывают собственные бизнесы, занимают публичные должности или становятся посланниками всемирно известных фэшн-брендов. У нас пока единственное место, где может реализовать себя нейронетипичный человек, это территория искусства — открытая система, которая по своей природе легко и с интересом принимает инаковость.

2. Современное искусство на больших площадках

Признаком «нормализации» другого рода стал для меня проект Декорации. Добро пожаловать! Андрея Сагайдаковского в Художественном Арсенале. Вдумайтесь только, это была первая в истории главной арт-площадки страны персональная выставка живого украинского классика! Очень важный в украинском контексте прецедент, когда крупный государственный институт обратил внимание на современников. До сих пор на таком высоком уровне «современным» у нас считалось что угодно, только не то, что творится здесь и сейчас, о нас и нашей реальности.

Фото из персональной выставки Андрея Сагайдаковского Декорации. Милости просим! (Фото: Creative Thinking School via Facebook)
Фото из персональной выставки Андрея Сагайдаковского Декорации. Милости просим! / Фото: Creative Thinking School via Facebook

У нас есть очень великие авторы, но украинцы и мир не могут об этом узнать — это знание для узкого круга посвященных в актуальных художественный процесс. Чтобы понять и осознать то, что имеем, и нужны такие крупные выставочные проекты, сделанные на самом высоком уровне, — основательные и зрелищные. На этой выставке можно было увидеть, с кем мы имеем дело: весь МА стал тотальной инсталляцией — игрой, которой по сути и есть искусство, и игра Сагайдаковского — глубокая и мировоззренческая. Без таких проектов мы, украинцы, не сможем рассмотреть свою жизнь сквозь оптику искусства, не узнаем наших современных художников, а они сами не поймут своего статуса и значения. В конце концов мы 30 лет закрывали старые гештальты — в том числе и в искусстве, а здесь вплотную подошли к современности, и надеюсь, что начнем основательно с ней работать в последующие годы.

poster
Дайджест главных новостей
Бесплатная email-рассылка только лучших материалов от редакторов NV
Рассылка отправляется с понедельника по пятницу

3. Признание современников государством

Уходящий год не принес нам два привычных скандала — без них обошлось вручение Шевченковской премии и выбор проекта для национального павильона на предстоящей Венецианской биеннале. Наивысшую культурную награду страны получил фотограф Борис Михайлов, живой и удивительно активный украинский классик, а на Венецианской биеннале уже в апреле 2022 года Украину представит другая звезда отечественного искусства, график Павел Маков.

Возможно, скандалы предстоят дальше, но в этом году все прошло удивительно цивилизованно: в обоих случаях не было обжалований и никаких сомнений в том, кого избрали. В случае с заявкой на биеннале сработала связка «новое поколение кураторов и реализованный художник», а голосование экспертов Шевченковской премии проявило целительную силу смены фокуса. Включение в «премиальное» жюри активных деятелей арт-процесса, выбирающих реально актуальные явления и имена, приводит к тому, что государственная культурная политика начинает быть инклюзивной в своем отношении к представителям современного искусства.

4. Самоорганизация культурного сообщества

Мы годами жили в парадигме ожидания, что государство нам должно. Мы столько всего полезного и важного делаем — кто-то в конце концов это должен заметить и сделать нам хорошо. Из всех потрясений последних лет стало окончательно понятно, что так не будет, и надо самим шевелиться, самостоятельно создавать институционное поле и засевать его тем, что имеет шанс выжить в нашем специфическом «климате».

Павильон культуры — кураторское объединение на базе 13-го павильона ВДНХ (Фото: Павильон культуры via Facebook)
Павильон культуры — кураторское объединение на базе 13-го павильона ВДНХ / Фото: Павильон культуры via Facebook

В 2021-м появился целый ряд инициатив, идущих «снизу». Осенью в Киеве появился Павильон Культуры — кураторское объединение на базе 13-го павильона (угольной промышленности) ВДНХ, которое создает институт на условиях партнерства с государством, не требуя от него средств. Львовский муниципальный художественный центр и Центр современной культуры в Днепре — это живые инициативы профессиональной среды, которая пытается продуктивно работать с местными органами власти. То же можно сказать о Коалиции деятелей культуры — попытке воплотить принцип самоорганизации и самоуполномочия на национальном уровне. Оказывается, мантра «помоги себе сам» работает!

5. Новая экономика арт-рынка

Мировой рынок искусства претерпевает кардинальные изменения с приходом новой аудитории и коллекционеров следующего поколения — интересующихся новыми медиа — и не только физическим, но и чисто цифровым артом. И пусть пока многомиллионные сделки на NFT-картинках с пингвинчиками и обезьянками очень похожи на «золотую лихорадку», технологии уверенно выводят нас на новый уровень взаимодействия с искусством и обладания им. В 2021 году в Украине зародилось несколько проектов на пересечении токеномики и искусства, которые проявятся публично уже в следующем году.

Фото с открытия немецкой NFT-лаборатории GAME OVER. Берлин, Германия. 6 октября 2021 года (Фото: REUTERS/Annegret Hilse/File Photo)
Фото с открытия немецкой NFT-лаборатории GAME OVER. Берлин, Германия. 6 октября 2021 года / Фото: REUTERS/Annegret Hilse/File Photo

Когда 6−7 лет назад начались обсуждения биткоина, было много разговоров о том, что у цифровой валюты и искусства одинаковая природа. Во-первых, они держатся на вере определенного круга людей в то, что эти активы имеют ценность, и она будет со временем расти. Во-вторых, готовность этих " верующих" вкладывать ресурсы в развитие инфраструктуры под эту идею «ценности не для всех». При таких исходных данных понятно, почему новая экономика так внимательно следит за искусством. И сочетание их было лишь делом времени — сочетание через подкрепление криптовалют хард-активом по аналогии с традиционными валютами, имевшими (и все еще формально имеющими) привязку к золоту. Кто сомневается, что искусство — это новое золото? Проверим уже совсем скоро.

Показать ещё новости
Радіо NV
X