Бесконечная история. Как создавались Звездные войны — самая известная киносага в мире

22 декабря 2019, 21:13

В прокате — девятый фильм киноэпопеи о Звездных войнах, открывшей миру эпоху фантастических блокбастеров и астрономических сборов. Новая лента готова стать самым прибыльным эпизодом космической саги.

История, придуманная полвека назад американским кинорежиссером, сценаристом и продюсером Джорджем Лукасом, продолжается: в прокате — девятый фильм киноэпопеи о Звездных войнах, общая сумма кассовых сборов которого приближается к $ 10 млрд.

Видео дня

Сага о звездах, космических кораблях и вечном противостоянии добра и зла фактически положила начало эпохе блокбастеров в мировом кино.

Девятый фильм истории получил название Звездные войны: Скайуокер. Восход, и действие в нем происходит спустя год после окончания предыдущего эпизода. Силы Сопротивления одной далекой Галактики продолжают отчаянно сражаться со все еще сильным Первым Орденом, представляющим собой квинтэссенцию глобального зла. На фоне их апокалиптических битв разгорается сражение менее масштабное, но не менее серьезное — между представителем темной стороны Силы Кайло Реном и представительницей светлой стороны — девушки по имени Рей.

Подчеркивая важность происходящего, авторы фильма режиссер Джей Джей Абрамс и оскароносный сценарист Крис Террио наряду с новым актерским составом пригласили нескольких звезд из старых картин эпопеи, а именно: Иана Макдермида, играющего крайне опасного императора Палпатина, и Билли Ди Уильямса, известного по роли контрабандиста и друга Хана Соло Ландо Калриссиана.

Интрига и сам факт того, что на суд зрителей вынесен последний фильм об истории джедайской семьи Скайуокеров, длящейся на экране уже более сорока лет, запустили цифры прогнозируемых сборов за первый уик-энд в стратосферу. Ожидается, что при бюджете, который, по мнению специалистов, составляет около $200 млн (точные цифры держатся в секрете), картина за первые три дня проката соберет $500 млн.

С таким мощным потенциалом у девятого эпизода саги есть все шансы стать первым ее фильмом, который в итоге только в США возьмет планку в $1 млрд. До нее лишь немного не дотянул Эпизод VII: Пробуждение Силы, снятый Абрамсом в 2015 году и заработавший на американском рынке $ 936,6 млн. Этот же эпизод собрал наибольшую мировую кассу в эпопее — она превысила $2 млрд. Что же касается общемировых сборов нового, девятого эпизода, то критики прогнозируют: они уйдут в космос.

А началось все полвека назад с гораздо меньших цифр.

Рождение легенды

Отец знаменитой киноэпопеи Звездные войны Джордж Лукас любит повторять на лекциях своим студентам: «Самая легкая работа в вашей жизни — это ваш первый фильм, тот фильм, который вы собираетесь снимать сами. Хотя бы потому, что никто не знает, что вы собираетесь снимать и, следовательно, не будет вас подгонять и давать советы».

Тем не менее для самого Лукаса подготовка и съемка в 1977 году первого эпизода Звездных войн с подзаголовком Новая надежда стали серьезным испытанием веры в собственные силы. Дело в том, что никто тогда не относился к идеям Лукаса серьезно: его первый фильм, научно-фантастическая антиутопия THX 1138 про человечество в XXV веке, снятый в 1971 году, в прокате с треском провалился.

poster
Дайджест главных новостей
Бесплатная email-рассылка только лучших материалов от редакторов НВ
Рассылка отправляется с понедельника по пятницу

Но Лукас был упорен и не отказался от идеи вновь снять фантастику, на этот раз космическую. Причем после провала дебютной ленты он сделал выводы и решил, что его будущий фильм будет гораздо более оптимистичным и развлекательным.

Однако, чтобы получить соответствующий бюджет на космическое кино, режиссеру нужен был хит в послужном списке. Таким хитом стал фильм Американские граффити, который вышел в 1973 году и повествует о растянувшейся на одну ночь истории последней вечеринки выпускников провинциальной школы. Лента продемонстрировала два основных умения Лукаса: он отличный рассказчик, а его фильмы пусть и не отвечают актуальному моменту, но способны на гораздо большее — смотреть в будущее и задавать тренды.

Американские граффити при крошечном бюджете в $777 тыс. собрали огромную по тем временам кассу в $140 млн. С этого фильма в американском кино начались мода на американские 50е и эпоха самого Лукаса.

Работать над сценарием Звездных войн он начал в январе 1973го, но даже с таким серьезным пунктом в резюме, как Американские граффити, режиссер долгое время не мог найти пристанище для своего будущего фильма. Одна за другой ему отказали студии Walt Disney Productions, а также United Artists и Universal Pictures — с последними он снимал Граффити.

По словам продюсера Звездных войн Гэри Куртца, руководство Universal «просто не думало о научной фантастике в то время, не думало, что у жанра тогда было будущее с той конкретной аудиторией».

Кадр из первого фильма о вселенной Звездных войн - Эпизод IV: Новая надежда
Фото: Кадр из первого фильма о вселенной Звездных войн - Эпизод IV: Новая надежда

Позже, уже в 1977-м, Лукас говорил, что его фильм не про будущее, не про научную фантастику и является скорее «фантазией, близкой к братьям Гримм, а не к Космической одиссее 2001 года [фильм Стэнли Кубрика, снятый в 1968 году и ставший вехой в развитии мировой кинофантастики]». С режиссером трудно не согласиться.

В итоге снимать фильм Лукаса взялась студия 20th Century Fox. Для нее это решение обернулось сделкой десятилетия: первый фильм будущей эпопеи Звездные войны: Новая надежда собрал в мировом прокате $776 млн, легко потеснив с первого места в списке самых кассовых фильмов всех времен Челюсти Стивена Спилберга, вышедшие в 1975 году.

Картина удерживала рекорд вплоть до выхода в 1982 году Инопланетянина опять же Спилберга. Фильм до сих пор находится на четвертом месте в списке самых кассовых с поправкой на инфляцию.

Выход первых блокбастеров в истории кино — фильма Челюсти и вслед за ним космической оперы Звездные войны: Новая надежда открыл двери в новую эпоху мирового кинематографа, модель которой работает по сей день: фильмы с огромными бюджетами, правильным позиционированием, временным слотом, а также их сиквелы приносят гораздо больше денег, чем небольшое и оригинальное кино. Впрочем, Лукас и Спилберг не столько разрабатывали идею получения сверхприбылей от кинематографа, сколько просто снимали то, что им нравилось.

Постер фильма Звездные войны. Эпизод 5: Империя наносит ответный удар
Фото: Постер фильма Звездные войны. Эпизод 5: Империя наносит ответный удар

В 1977 году автор Звездных войн пожинал плоды успеха. Впрочем, перед выходом фильма в прокат он здорово нервничал и сдержанно оценивал кассовые возможности ленты. Лукас даже поспорил со Спилбергом на 2,5 % от прибыли от Новой надежды: он утверждал, что его картина не сможет обогнать в прокате Близкие контакты третьей степени [фантастический фильм Спилберга 1977 года]. В свою очередь Спилберг говорил, что его фильм соберет меньше Звездных войн.

В итоге Спилберг оказался прав, и он до сих пор исправно получает свои 2,5 % от прибыли первого в истории эпизода Звездных войн.

Хоть формально тот эпизод был первым, по хронологии повествования его порядковый номер — четвертый. После оглушительного успеха ленты Лукас начал работать над ее сиквелом и именно тогда, во время написания сценария фильма Империя наносит ответный удар, Лукасу в голову пришла идея снять предысторию семьи джедая Люка Скайуокера.

Мысля трилогиями, режиссер решил закончить текущую и, когда уровень технологий позволит снять нечто более масштабное, взяться за новую трилогию, действие которой будет происходить до событий фильма 1977 года. В результате у хронологически первого фильма было изменено название, теперь он называется Звездные войны. Эпизод IV: Новая надежда, следующая за ним часть стала называться Звездные войны. Эпизод V: Империя наносит ответный удар. А завершал первую трилогию фильм 1983 года Звездные войны. Эпизод VI: Возвращение джедая.

Сборы всех трех эпизодов в десятки раз превысили свои бюджеты, превратив Лукаса и его команду в миллионеров и первооткрывателей нового фантастического кино.

Космические сборы

Пока космическая эпопея приносила астрономические суммы, сам ее создатель, прекрасно понимая, куда дует ветер развлекательного кино, еще в 1975 году создал компанию, занимающуюся созданием спецэффектов, — знаменитую Industrial Light&Magic. С тех пор компания стала ключевым звеном в значительной части продукции голливудских студий вплоть до наших дней, в том числе она приняла участие во многих недавних премьерах — в Ирландце Мартина Скорсезе и новом Терминаторе Тима Миллера.

НВ
Фото: НВ

У любой истории есть начало и конец. Для Джорджа Лукаса конец истории Звездных войн наступил 30 октября 2012 года. Тогда автор одной из главных киноэпопей всех времен решил продать свое детище за $4,05 млрд компании Disney.

СЕО последней Роберт Айгер взял курс на расширение империи Микки-Мауса и вслед за студиями Pixar и Marvel решил купить Lucasfilm.

Колоссальные траты окупились сполна: всего за 13 лет Disney увеличила свою капитализацию с $48,4 млрд до $257 млрд. Хотя для Лукаса факт продажи главного актива своей жизни стал скорее разочарованием. И хотя формально согласно договору режиссер должен был остаться креативным консультантом будущих фильмов во вселенной Звездных войн, в Disney к его идеям прислушивались редко. Новое руководство компании приняло решение не развивать историю Люка Скайуокера, не вести ее в будущее, а пересказать ее новому поколению зрителей. Это подтверждает слоган первого эпизода новой трилогии Звездные войны: Пробуждение Силы, вышедшего в 2015 году, он гласит: «У каждого поколения есть своя история».

Тем временем Walt Disney лелеет планы создания новой трилогии космической эпопеи. Уже принято решение о том, что новые эпизоды будут выходить в прокат каждые два года и накануне Рождества. Так, первый эпизод увидит свет 16 декабря 2022 года, второй — 20 декабря 2024 года, а третий — 18 декабря 2026 года.

Показать ещё новости
Радіо НВ
X