Сигналь потише. Рецензия на триллер с Расселом Кроу Неистовый

1 августа 2020, 08:30

В украинский прокат вышел фильм Неистовый — дорожный триллер с Расселом Кроу, который последнее время особо не балует главными ролями. Да и второстепенными тоже.

@НВ
Фото: @НВ

Ранее в этом году с ним в небольшой роли вышла криминальная зарисовка Подлинная история банды Келли, в 2018-м — драма про христианство и глупость Стертая личность. До этого вообще Мумия.

Видео дня

С другой стороны, доказывать актеру давно ничего никому не надо (на днях всплыла трогательная история о том, как он еще в 2005-м пожертвовал свою оскаровскую квоту за фильм Нокдаун Полу Джиаматти) и фильм Неистовый отчасти об этом. Перед нами маленькая бескомпромиссная картина, которой плевать, что о ней подумают.

1. Сюжет

Наше время. Какой-то город в США. Одинокая мать просыпается гораздо позже положенного, в спешке сажает сына в потрепанную машину и везет его в школу. По пути она теряет клиентку (причина — постоянные опоздания), договаривается со знакомым адвокатом позавтракать блинчиками и с очередным опозданием завозит ребенка прямиком в класс штрафников.

Но самое главное на светофоре она сигналит зазевавшемуся (или нет?) водителю. Сигналит раздраженно. Водителем оказывается раблезианских размеров мужчина с лицом злого Рассела Кроу. Тот требует извинений, а не получив их решает превратить и без того неудачный день Рэйчел (так зовут женщину) в кошмар наяву. У него для этого все козыри в рукаве: огромный пикап, масса, давно вышедшая за человеческие рамки ярость.

Начинается погоня с многочисленными жертвами.

Кадр из фильма Неистовый (Фото: @Вольга Украина)
Кадр из фильма Неистовый / Фото: @Вольга Украина

2. Сценарий и драматургия

Фильм Неистовый стартует с нарезки вполне возможно реальных случаев проявления человеческой жестокости и нетерпеливости на дорогах. В этом он чем-то напоминает начальные титры фильмов про зомби. Там тоже сначала показывают, как низко опустились люди, а потом переходят от слов к делу, читай конкретной истории.

И начинается эта история с места в карьер. Герой Кроу, его зовут просто и убийственно, как молоток — Том Хантер, не проходит никакого развития. Он с первых же кадров представляет из себя до боли сжатый кулак гнева. Рэйчел же прописана обычной женщиной с кучей нерешенных проблем, ограниченным количеством денег и времени.

У обоих, понятное дело, есть бэкграунды: первый развелся с женой, потерял работу; вторая — находится в процессе болезненного развода, пытается свести концы с концами. Их истории вроде как похожи, но искать в фильме глубинные связи (одни люди в стрессе начинают убивать всех подряд, вторые делают дело. Ну ок) нету смысла, да и времени тоже. Неистовый — типичная картина категории Б и удовольствие она должна доставлять соответствующее. Больше телесное, эмоциональное, чем интеллектуальное.

Кадр из фильма Неистовый (Фото: @Вольга Украина)
Кадр из фильма Неистовый / Фото: @Вольга Украина

И в принципе, если закрыть глаза на определенное количество глупостей, и открыть их же на Рассела Кроу, то будут здесь и нервное напряжение, и шок от внезапной жестокости. Но вот в этом расхождении между фильмом с его глупостями и Кроу с его харизмой и кроется главный недостаток ленты Деррика Борте — режиссера довольно скромных возможностей.

Грубо говоря, на Кроу в его сегодняшнем физическом воплощении, да и в любом другом тоже (просто актуальные размеры актера отлично вписываются в рамки этой метафоры) фильм Борте трещит по швам. Где-то ткань картины сползает с актера, где-то, в самых жестоких моментах, держится. Все-таки сценарий ленты написал Карл Эллсуорт — автор как минимум одного крутого триллера про преследователя Ночной рейс. Это спасает положение.

3. Актеры и картинка

Спасают от позора, но фильм все равно выглядит как шоу одного актера. Это его роднит с классикой 80-х — дорожным хоррором Попутчик. Там роль Рассела Кроу с блеском сыграл Рудгер Хауэр. И вот здесь так же: вычеркни из уравнения одну чрезвычайно талантливую переменную и красота испарится.

Насчет красоты: фильм Неистовый решен в тонах не пасмурного, но тоскливого серого утра. Он не блещет интересными визуальными решениями, но погони, аварии и сцены с Кроу поставлены добротно.

Насчет Кроу: самое впечатляющее в фильме все-таки внезапность его атак. И коли уж перед нами зарисовка про социальную ярость, стоит признать — своего ребята добились. Да и нельзя не заметить, что рифма с моментом здесь прослеживается четко: со всех уголков планеты сыплются признаки того, что у людей заканчивается терпение.

Кадр из фильма Неистовый (Фото: @Вольга Украина)
Кадр из фильма Неистовый / Фото: @Вольга Украина

Насчет всех остальных: играющая Рэйчел Карен Писториус все делает по учебнику и изо всех сил пытается создать противовес Кроу, но выше головы не прыгает; из остальных можно выделить разве что Джимми Симпсона в роли улыбчивого адвоката, но его быстро выносят со сцены вперед ногами.

Неистовый — вердикт НВ

6/10

В сухом остатке перед нами фильм, который, с одной стороны, живет за счет Рассела Кроу и который, с другой — глупо в этом винить. Не будет актера, не будет картины. Отсюда можно перейти к главному: наблюдать, как на протяжении полутора часов раздавшийся в размерах лауреат Оскара молотком, канистрой, кулаками, машинами мстит всему миру — одно удовольствие. Ведь мстит он со вкусом и знанием дела.

Неистовый

Unhinged

2020 год

США

Режиссер — Деррик Борте

В главных ролях: Рассел Кроу, Карен Писториус, Джимми Симпсон, Гэбриел Бейтман, Майкл Пападжон и другие.

Показать ещё новости
Радіо НВ
X