Наталья Гузенко – об успехе украинских дизайнеров на Paris Design Week и попадании в топ-десятку по версии CNN
Выстраивание имиджа страны за рубежом – одна из важнейших задач, стоящих сейчас перед Украиной, требует работы сообща. Особенно, когда речь идет о сфере культурной дипломатии, той самой «мягкой власти», которую каждая страна стратегически выверенно использует для влияния на мир.

Два года назад отечественные промышленные дизайнеры решили объединить усилия, чтобы, поддерживая друг друга, шаг за шагом идти к одной цели, – признанию украинского дизайна за рубежом.
За это время они получили бесценный опыт и обзавелись полезными международными связями, но этой осенью случилось нечто еще более важное – во время Paris Design Week (PDW) о нашем дизайне впервые громко заговорила иностранная пресса. Увидеть украинское своим читателям, к примеру, настоятельно рекомендовали журналы Le Figaro, Marie Claire Maison и Télérama, а CNN внесли стул Buffalo от Svoya Studio в топ-10 самых интересных объектов на PDW.
Для безмолвия, в котором без финансовой поддержки государства находится украинская культура за рубежом, подобные статьи подобны праздничному фейерверку. Об Украине знают и говорят до обидного мало, в редких новостях лишь укрепляя мнение о нас, как о проблемном, бедствующем регионе. По аналогии с Диким Западом Украину в Европе полушутя называют Диким Востоком. И пока политики упускают из вида важность культурной дипломатии, за их работу берутся патриотически настроенные граждане.

«Я с самого начала настаивала на идее команды, – объясняет концепцию игры нашей «сборной» Анастасия Белецкая, одна из идеологов продвижения украинского дизайна за рубежом, куратор международных проектов и арт-директор агентства Creaheart. – Я посчитала, что это позволит нам сформировать позитивное мнение об Украине в целом».
Анастасия, в прошлом журналист изданий, посвященных архитектуре и дизайну, была частой гостьей международных выставок, где не переставая рассказывала их организаторам об украинском продукте. Однако не имеющие понятия о том, что наша страна может предложить, европейцы длительное время лишь внимательно слушали.
Впервые настойчивость Белецкой принесла результаты, когда в 2015 году ее пригласили представить работы наших дизайнеров на итальянской Bologna Design Week. Оргкомитет даже решил не взимать с украинцев плату за участие. Анастасия понимала, что упустить такую возможность было бы непростительно.

Уже тогда Белецкая выбрала командную стратегию. И хотя процесс подготовки совместного проекта был сложным, участники признались, что полученный опыт оказался очень полезен для выхода из изоляции и понимания того, как связанные с промышленным дизайном процессы происходят в Западной Европе.

Анастасии понадобилось пять лет, чтобы получить добро на участие в Paris Design Week. В течение этого времени она, работая с представителями Парижской недели дизайна, не переставала рассказывать французам о своих мечтах – увидеть среди участников PDW украинцев. Наконец в 2016 году организаторы согласились предоставить Украине такую возможность. Перед Белецкой встала задача найти плату за участие. «Я обошла множество отечественных инстанций, – вспоминает она, – но мне так и не удалось найти необходимую сумму».

Одна из представителей PDW посоветовала Анастасии узнать, нет ли в Париже Украинского культурного центра, который смог бы предоставить помещение и, возможно, помочь финансово. К счастью, в это время на должность атташе по культуре во Франции была назначена Ирэна Карпа, которая не только договорилась о предоставлении помещения Центра, но и помогла найти спонсоров. Когда участие в выставке уже было под угрозой срыва, Ирэна смогла найти нужную для взноса сумму в независимом благотворительном Фонде культурной дипломатии UART.
За оставшиеся до выставки два месяца Белецкой было необходимо собрать команду и представить интересную концепцию проекта. Первое впечатление на Париж произвести было возможно лишь один раз, ведь в случае провала Украина рисковала оказаться в аутсайдерах на долгие годы. Пригласив стать со-куратором Ольгу Богданову, архитектора и партнера компании Prostir 86, Анастасия продолжала настаивать на важности командой игры.

«Мне импонирует идея выступать единым фронтом, - признается Ольга. – Отдельно каждый выглядит незначительно, а командный проект заметен сразу. Когда организаторы PDW после окончания выставки сказали, что ждут нас в следующем году, я поняла, что мы смогли заявить о себе. Думаю, что этот первый успех не случился бы, не сделай мы ставку на глобальную концепцию».
Парижский проект 2016 года назывался “Полеты во сне и наяву”. И, как признается Ольга, участие в PDW в тот год для украинцев было действительно чем-то на грани сна и яви. Тонкостям подготовки и правильной тактики во время выставки кураторам и дизайнерам пришлось овладевать с нуля.
И если в первый год из-за нехватки времени Ольга «назначила» состав команды сама, то участники второго года были отобраны компетентным жюри. Из 180 заявок в проект под названием «Трансформация» попали 12 дизайнеров.

В проведении подобных конкурсов есть еще одна неоценимая польза. Такие «соревнования», позволяя кураторам находить новые таланты, создают возможности для молодых дизайнеров. Впоследствии для победителей и сама подготовка к выставке становится полезным опытом, позволяющим вырасти им профессионально, сформировать или пересмотреть концепцию собственного бренда, научиться работать в команде и, наконец, грамотно наладить рабочие отношения с миром.
Кроме того, что Анастасия и Ольга организовали своеобразные школы для дизайнеров, они также нацелены на создание новых рабочих мест для соотечественников.
В Украине уже есть марки, продающие свою продукцию за рубеж, но эти заказы пока незначительны. На выставках же кураторы представляют не только готовые объекты, но и дизайнерские идеи, которые могут быть использованы крупными компаниями в массовом производстве. Одна из задач Богдановой – показать миру наши молодые таланты, способные сотрудничать с иностранными компаниями. Успешный опыт у Украины уже имеется. Концепции для зарубежных марок создают Катерина Соколова, Павел Ветров и Александр Мукомелов.

Еще одним важным источником инвестиций и необходимым шагом для развития индустрии промышленного дизайна в целом может стать размещение заказов мировых брендов в Украине. Во время выставок представители западноевропейских компаний всегда оказываются приятно удивлены качеством продукции и ценой ручного труда в нашей стране.
Белецкая убеждена, что, в то время как известными дизайнерами смогут стать единицы, заработать репутацию прекрасных изготовителей продукции украинцам не только важно с экономической точки зрения, но и престижно.
Ставку на наши умения Ольга по совету голландских коллег сделала в проекте «Креативная Украина. Между традицией и инновацией», представленном с 21 по 29 октября 2017 года на Dutch Design Week в Эйндховене. Это еще одна европейская неделя дизайна, куда впервые смогла попасть украинская команда, на этот раз получившая финансовую поддержку МИДа. Богданова пригласила к работе 15 украинских марок, среди которых есть и фэшн-бренды Masha Reva и Irina Dzhus, а также архитектурные творения шефа-кондитера Динары Каско.

«Сейчас украинский дизайн создает себе имя, – говорит Анастасия. – Нас упрекают, что, мол, зачем вы носитесь с вашим дизайном. У нас война. Но каждый должен заниматься своим делом. К тому же, в гибридной войне есть разные виды оружия. Наше – попадание украинского продукта в топ-десятку лучших объектов по версии CNN».
Активное присутствие в европейском культурном информационном пространстве с хорошими новостями и станет главной победой Украины в сражении против тишины, способствующей поддержанию «проблемного» имиджа нашей страны. Остается надеяться, что усилия талантливых людей вскоре поддержит государство. Если, конечно, доверит вопросы культурной дипломатии истинным специалистам, а не поборникам гопаково-галушковой эстетики.
Читайте также: Хорошо ли там, где нас нет? Блог Натальи Гузенко