Объективация, сексизм, буллинг? В соцсетях разгорелся скандал вокруг насилия в украинском театре

26 мая 2020, 18:10

Уже больше недели в украинском Facebook обсуждают скандал, фигурантами которого стали представители художественной искусства — руководитель театра Актер Слава Жыла и актриса Киевского театра драмы и комедии на Левом берегу Днепра Оксана Черкашина.

Скандал, который за это время приобрел многослойность и мультивекторность, и поднял такие темы как насилие, объективация, сексизм в украинском театре с одной стороны и нарушение приватности, буллинг — с другой, начался с поста актрисы Оксаны Черкашиной. В нем актриса рассказала, что ей прислали предложение принять участие в новом проекте театра Актер, возглавляемого Жылой. «Несколько дней назад мне приходит сообщение с позорным предложением работы от посредника человека, возглавляющего один из государственных театров, продюсера или директора Славы Жылы», — написала актриса.

Видео дня

Человек, которого Черкашина назвала «посредником», сопроводил свое предложение скриншотом переписки с художественным руководителем, в которой он описывал задачи для актрисы и озвучивал гонорар за это. «Принцип такой, что вам якобы дают задание и вы участвуете в Zoom-конференции. Это триллер», — говорится в сообщении Жылы неизвестному человеку, где также указывается размер оплаты за участие: облизать фаллоимитатор — 500 грн, снять бюстгальтер — 1000 грн, имитировать секс — 1000 грн.

Черкашина заявила, что считает это предложение «насилием по отношению к ней». «Я не хочу в этой ситуации молчать, я не хочу чувствовать себя в одиночестве, а самое главное, я не хочу, чтобы эта ситуация прошла незаметно, потому что в действительности она касается не только меня, а каждого/каждой из нас, кто сталкивается с ежедневным насилием и отсутствием выбора в театре или обществе, и боится сказать об этом. Насилие в театре происходит каждый день, те, кто имеют власть, постоянно ею злоупотребляют, от сексуального, физического и эмоционального насилия до таких вот странных предложений», — написала актриса.

Этот пост спровоцировал скандал и бурную дискуссию представителей театральной отрасли в Facebook и специализированных впоследствии и общественно-политических) медиа. Так, материалы на тему насилия в украинском театре с комментариями постановщиков, продюсеров и других представителей отрасли вышли на ресурсе Yabl, а материал под названием Сила противодействия: дискуссия о насилии в украинском театре — на LB.ua. Также в Facebook появилась страница Насилие в театре, созданная для публикации историй о проявлениях насилия в украинском театре.

Сам руководитель театра Актер Слава Жыла впервые прокомментировал ситуацию также постом в Facebook. В нем он подчеркнул, что никаких переговоров с Черкашиной не вел, однако извинился за форму, в которой озвучивал предложение другому человеку. «Фразы на скриншоте в переписке выглядят грубыми, неделикатными и возмутительными. И я хочу извиниться за форму, в которой я предоставлял детали по участию в проектах. Она недопустима и в дальнейшем я буду значительно более осторожным с формулировками», — написал он.

В комментарии НВ STYLE Жыла уточнил, что будущий спектакль Мистер Баттерфляй — это геймифицированный онлайн-спектакль, виртуальный триллер с привлечением зрителя с возрастным ограничением 18+. В спектакле будут задействованы народный артист Украины Алексей Вертинский, труппа театра Актер и случайно выбранные зрители. «Современная система управления персоналом делает все возможное для того, чтобы убрать человеческий фактор, чтобы максимально формализовать отношения между служащими. Однако чем больше таких усилий прилагается, тем большее значение приобретает эмоциональный фактор. И важнейшие решения в этой дегуманизированной сфере принимаются под влиянием эмоций. … [В спектакле] Персонажи пытаются попасть на престижную вакансию в одной из IT-компаний, каждого ждет ряд сложных испытаний, но остаться должен только один», — рассказал он о предстоящем представлении и добавил, что оно «создано на основе реальных событий и Метода Гронхольма».

poster
Дайджест главных новостей
Бесплатная email-рассылка только лучших материалов от редакторов НВ
Рассылка отправляется с понедельника по пятницу

Также художественный руководитель Актера заявил, что лично проводил переговоры с каждым актером. «Сначала я предупреждал о возрастных ограничениях, потом все было индивидуально. Мы говорили о сюжете, у каждого из персонажей есть текст. Не все так просто, как может показаться на первый взгляд, из вырванного из контекста скриншота», — сказал Жила.

Кроме того, он добавил, что сейчас конфликт исчерпан. «Относительно формулировок, на будущее я буду больше уделять этому внимания. Я уже извинился перед всеми, кого это коснулось. Наш конфликт с Оксаной исчерпан», — рассказал Жыла.

Впрочем, скандал и его обсуждение до сих пор не утихают, а позиция каждой из сторон находит новых сторонников. Так, ситуацию прокомментировал художник-сценограф Драматического театра имени Ивана Франко Петр Богомазов. «Дискуссии относительно насилия в театре порождают опасные обобщения и способствуют девальвации профессионализма. Тема очень важная и чувствительная, но слишком эмоциональные высказывания околотеатральных кругов искажают первичные тезисы. Все случаи насилия — это частные случаи. Очень легко эмоционально повестись на обобщение по группам (режиссеры/педагоги). Студентов никто не заставляет поступать в театральный вуз. Даже отказывают на вступительных. Когда преподаватель требует учиться — это не насилие. Более того, такое размытие понятия насилия опасно еще и потому, что нивелирует настоящие случаи харассмента», — написал он в Facebook.

В свою очередь экс-министр здравоохранения Ульяна Супрун тоже высказала свое мнение по этой теме. «Украинский театр — территория распространения и толерирования сексизма, объективации и предвзятого отношения к женщинам. Ситуация, которая произошла на днях, стала очередным тому подтверждением… Такая массовая реакция на этот конфликт стала подтверждением, что пришло время поговорить об этике в театре — в отношении требований, харассмента, распределения ролей, корректности формулировок, запросов к актерам и актрисам, толерирования сексизма и объективации не только в пределах театра, а начиная с учебных заведений и кастингов. Очень много всего остается за кулисами, в личных обсуждениях или просто замалчивается или игнорируется из-за страха. Публичная дискуссия — первый шаг к признанию проблемы и поиску путей ее решения», — написала Супрун.

Жыла считает, что такая точка зрения является ошибочной. «Хочу подчеркнуть: считаю, что в украинском театре насилия нет, — утверждает он. — В украинском театре вопрос сексизма, объективации не стоит, ведь женщин-режиссеров больше мужчин-режиссеров, а конкурс на актрис в театральных вузах в разы выше количества желающих стать актерами среди мужчин».

Между тем, чтобы выяснить реальную картину существования проявлений насилия/сексизма/буллинга в украинском театре, основательница Дикого театра и амбасадор движения HeforShe в Украине Ярослава Кравченко инициировала анонимный опрос, результаты которого могут помочь перевести разговор из плоскости эмоций в плоскость фактов.

Редактор: Мария Кабаций
Показать ещё новости
Радіо НВ
X